Библиография: Работы А. Коллонтай по женскому вопросу
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Два течения (по поводу первой международной женской конференции в Штутгарте) // Образование. 1907. 16 (октябрь). С. 46–62.
Женщина‑ работница в современном обществе // Труды Первого Всероссийского женского съезда. СПб., 1908. С. 792–801.
Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909, 1916. Женщина‑ работница на первом феминистском съезде в России // Голос социал‑ демократа, 2 (март 1909). С. 6–7.
Итоги съезда по борьбе с проституцией // Социал‑ демократ. № 14 (июль 1914). С. 5–6. Итоги второй международной женской социалистической конференции // Наша заря. 1 (сентябрь 1910). С. 89–95. Женское рабочее движение на Западе // Жизнь. № 2 (1910). С. 47–52. Задачи работниц в борьбе с проституцией // Голос социал‑ демократа. № 3 (апрель 1910). С. 3–4.
Движение менаджерок (хозяек) во Франции // Наша заря. № 2 (сентябрь 1914). С. 75–80. Формы организации работниц на Западе // Дело жизни. № 1 (22 января 1911). С. 79–88. На старую тему // Новая жизнь. 1911. С. 174–196. Любовь и новая мораль // Новая мораль и рабочий класс. М., 1918. С. 36–47. Половая мораль и социалистическая борьба // Новая жизнь. № 9 (1911). Отношения между полами и классовая борьба // Новая мораль и рабочий класс. С. 48–61. Женский день // Наша заря. № 2 (март 1911). Новые законы страхования материнства // Современный мир. № 10 (1912). С. 221–230.
Союз защиты материнства и реформа сексуальной морали // Новая жизнь. 1912. № 11. С. 239–254. Женский день в Германии и Австрии // Дело жизни. № 4 (1912). С. 670–672. Женское избирательное право в Шведском парламенте // Наша заря. № 3. Июль 1912. С. 55–60. По рабочей Европе. СПб., 1912.
Новая женщина // Современный мир № 9 (1913). С. 151–185. // Новая мораль и рабочий класс. С. 3–35.
Защита материнства // Наша заря. № 9 (1913). С. 10–21. Женское рабочее движение // Наша заря. № 2 (1913). С. 3–16.
Крест материнства // Современный мир. № 11 (ноябрь) 1914. С. 42–54. Работница‑ мать. СПб., 1914.
Женский социалистический интернационал и война // Наше слово. 7 марта, 1915. С. 3–4.
Общество и материнство. Петроград, 1916.
Наши задачи // Работница. № 1–2 (1917). С. 3–4.
Международное социалистическое совещание работниц. М., 1918. Формы организации работниц на Западе. М., 1918. Новая мораль и рабочий класс. М., 1918. Работница за год революции. М., 1918. Семья и коммунистическое государство. М., 1918. Семья и наёмный труд женщин. М., 1918. Великий борец за право и свободу женщины // А. Бебель. Женщина и социализм. Пг., 1918. С. Ⅴ –Ⅹ Ⅵ.
Коммунистическая партия и организация работниц. М., 1919. Международная конференция социалисток. М., 1919. Работницы, крестьянки и крестьянский фронт. М., 1919.
К истории движения работниц в России. Харьков, 1920. Борьба работниц в последние годы. Харьков, 1920. Первая международная конференция коммунисток // Коммунистка. 1920. № 1 (июнь‑ июль). С. 3–5. Классовая война и работницы // Коммунистка. № 5 (октябрь 1920). С. 6–9. Международный день работниц. М., 1920. Последняя рабыня // Коммунистка. № 7 (октябрь 1920). С. 24–26. Семья и коммунизм // Коммунистка. № 7 (декабрь 1920). С. 16–19. Трудовая повинность и охрана женского труда // Коммунистка. № 6 (ноябрь). С. 15–17. Задачи отделов по работе среди женщин // Коммунистка. № 6. С. 2–4.
Автобиографический очерк // Пролетарская революция. № 1 (1921). С. 261–302. Из моей жизни и работы. Одесса, 1921. Коминтерн и Вторая международная конференция коммунисток // Коммунистка. № 12–13, май‑ июнь, 1921. С. 2–4. Коммунистка первой революции // Коммунистка. 1921. № 16–17, сентябрь‑ октябрь. С. 5–7.
Крест материнства // Коммунистка. № 8–9, январь‑ февраль. С. 22–29. Международная солидарность и день работниц // Отчёт о Первой международной конференции коммунисток. М., 1921. С. 5–12. На пути к коммунизму и полному раскрепощению женщины // Три года диктатуры пролетариата. М., 1921. С. 11–18. О работе международного женского секретариата // Коммунистический интернационал. № 19. 1921. С. 5097–5100. Отчёт о деятельности отдела ЦК РКП по работе среди женщин. М., 1921. Производство и быт // Коммунистка. № 10–11 (март‑ апрель). С. 6–9. Проституция и меры борьбы с ней. М., 1921. Работница и крестьянка в Советской России. М., 1921. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений // Коммунистка. № 12–13, май‑ июнь. С. 28–34.
Положение женщины в связи с эволюцией хозяйства. М., 1922. Творческое в работе К. Н. Самойловой // Коммунистка. № 3–5 (май). Революционная деятельность Конкордии Николаевны Самойловой. М., 1922.
Дорогу крылатому Эросу // Молодая гвардия. № 3 (май) С. 111–124. Как мы созывали Первый Всероссийский съезд работниц и крестьянок // Коммунистка. № 11 (ноябрь) С. 3–8. То же: Советская женщина. 1948. № 6. С. 9–10. Любовь пчёл трудовых. Петроград, 1923. Сёстры // Коммунистка. № 3–4, март‑ апрель. 1923. С. 23–26. Женщина на переломе. М.; Пг., 1923. Письма к трудовой молодёжи. Письмо третье: О «драконе» и «белой птице» // Молодая гвардия. № 2 (февраль‑ март). С. 162–174. Труд женщины в эволюции хозяйства (Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова). М.; Пг., 1923.
Коллонтай Александра Михайловна // Деятели СССР и Октябрьской революции: энциклопедический словарь. М.; Л., 1925. В 3‑ х томах. Т. 1. С. 194–201.
Брак и быт // Рабочий суд. 1926. № 5. С. 363–378. Брак, женщина и алименты // Экран. № 5. Общий котёл или индивидуальные элементы // Брак и семья. М., 1926.
Женщины‑ борцы в дни Великого Октября // Женский журнал. № 11, ноябрь. С. 2–3.
Женщины в 1917 году // Работница. № 31, ноябрь. С. 12–13.
[1] Сберегла эту книгу; все остальные, которые смогла собрать о A. M. Коллонтай при советской власти, послала однажды сгоряча почтой в Германию Владимиру Коллонтаю – дальнему родственнику Александры Коллонтай. Меня познакомили с ним в Германии, и, узнав о том, что он собирает книги её и о ней, пообещала прислать и прислала свою коллекцию.
[2] Малая Советская энциклопедия, том девятый. М., ОГИЗ РСФСР, 1931. С. 286.
[3] Печатается с сокращениями по книге: Alexandra Kollontai. Autobiographie einer sexuell emanzipirten Komnunistin. Mü nchen, 1970. S. 24‑ 29; 54‑ 62. Перевод T. В. Гречушниковой.
[4] Опубликовано в: Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском взаимно‑ благотворительном обществе в Санкт‑ Петербурге, 10–16 декабря 1908 г., СПб., 1909. С. 792–801. Печатается по книге: Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равно правил: Очерки политической теории и истории: Документальные материалы. М., 1998. С. 239–247.
[5] Печатается с сокращениями по книге: Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
[6] См. «Женский календарь» за 1906 г., стр. 332, где приводится полный текст принятой тогда резолюции. В периодической печати (в «Нашей Жизни», «Руси», «Праве») первый женский митинг вызвал оживлённый обмен мнениями.
[7] Женский Календарь. 1906. С. 324.
[8] Там же. С. 327.
[9] Там же. С. 324.
[10] По инициативе председателя общества д‑ ра Шабановой даже была организована помощь амнистированным.
[11] «Мы твёрдо надеемся, – говорится в этой петиции, – что наступает время для нашей родины, когда инициатива и энергия всех граждан получат возможность применения. Пора устранить ненормальность правового положения женщины, ограничивающего её даже в имущественных правах. Неся повинности и платя налоги, она не имеет голоса в их назначении и распределении и лишена возможности приносить ту пользу родине, на которую чувствует себя способной. Твёрдо веруя в силу общественного мнения и в чувство справедливости, присущее прогрессивным элементам русского народа, нижеподписавшиеся заявляют требование, чтобы при предстоящем пересмотре земского и городового положений женщинам было предоставлено активное и пассивное избирательное право в городском и земском самоуправлении» (Первый женский календарь. 1906. С. 325).
[12] Это заявление типично тем, что женщины, его подписавшие, подобно англичанкам основывают свои требования на обладании имущественным цензом «no taxation without representations» (Женский Календарь. 1906. С. 329).
[13] «Ибо, допустив даже, что женское движение имеет задачей только политическое равноправие, что мешает нам и соц. ‑ д‑ там идти к этой ближайшей цели вместе? » – вопрошает г‑ жа Кальманович. «Ведь успеем же мы разойтись, когда всеобщее избирательное право будет достигнуто. Неужели же было бы разумно, если бы мы – представим себе на минутку такой случай – будучи запертыми в душном и затхлом помещении, в котором мы рисковали бы все задохнуться, вместо того чтобы напрячь все свои силы и открыть окно или дверь и дать проникнуть чистому воздуху и хоть несколько оздоровить помещение, стали бы раньше спрашивать, в какую сторону каждая из нас пойдёт, когда получит возможность легче вздохнуть? » Неправда ли, знакомый способ аргументации, напоминающий рассуждение г‑ д кадет?
[14] Отчёты и протоколы Союза Равн. 1906. С. 5.
[15] Бюллетень № 3. С. З.
[16] Бюллетень № 3. С. З.
[17] Отчёты и протоколы «Союза Равноправности». 1906. С. 33–34.
[18] Там же.
[19] Отчёты и протоколы. С. 16–17.
[20] Отчёты и протоколы. С. 12.
[21] Отчёты и протоколы. 1906. С. 32.
[22] Отчёты и протоколы. 1906. С. 24.
[23] Союз Женщин. 1907. № 1.
[24] Союз Женщин. 1907. № 1.
[25] «На Западе женское движение раскололось на два течения – социалистическое и буржуазное. Женское движение в России находится ещё в состоянии первобытного хаоса, из которого созидаются миры. В нём едва начинают обозначаться различные течения. Но так или иначе движение это уже захватывает широкие демократические круги, и мы обязаны уловить и формулировать их запросы» (Союз Женщин. 1907. № 1).
[26] Союз Женщин. 1907. № 5.
[27] «Напрасно социал‑ демократки… приписывают нам, феминисткам, желание провести избирательное право по цензу. Никогда мы этого не имели в виду. Мы, русские феминистки, даже не понимаем, как можно допустить какие бы то ни было ограничения в чьих бы то ни было правах!!?? В том‑ то и заключается отличие феминисток от женщин всех других партий, что у нас нет нетерпимости; мы, как я уже не раз говорила, приглашаем в наш союз всех, как эллинов, так и иудеев, не мешая в то же время никому действовать по своему усмотрению» (Бахтина М. Рефераты по женск. вопросу. С. 20).
[28] Клирикова О. Закон о равноправности женщин // Союз женщин. 19. 07. № 1.
[29] Женский Вестник. 1905. № 12. С. 354–355.
[30] Бахтина М. Рефераты по женскому вопросу. С. 6.
[31] Покровская М. Экономический хаос // Женский Вестник. 1906. № 10, 11.
[32] Отчёты и протоколы Союза Равноправности. 1906. С. 30.
[33] Союз Женщин. 1908. № 2.
[34] Женский Вестник. 1905. № 5. С. 131.
[35] К заявлению «Женского Общества» присоединились ещё 22 другие женские организации России. Всего под заявлением удалось собрать «Женскому Обществу» и «Прогрессивной Партии» около 9000 подписей.
[36] Союз Женщин. 1907. № 2; Женский Вестник. 1905. № 12.
[37] См., напр. : Женское Движение. 1905.
[38] Женское движение. 1905. С. 14–15.
[39] Отчёты и протоколы. С. 3.
[40] Женское движение. С. 2.
[41] Отчёты и протоколы. С. 3.
[42] «Во вновь образовавшейся партии кадет, куда вошла значительная часть членов земского съезда, напоминание о женщинах опять было вычеркнуто из платформы партии, и потребовалась усиленная агитация и на съездах партии, и на местах для включения прав обязательным пунктом программы партии. Несомненно, эта уступка сделана была под напором общественного мнения. В муссировании его женщины нашли большую поддержку со стороны социалистических партий» (Отчёты и протоколы. 1906. С. 5).
[43] Гуревич Л. Вопрос о равноправии женщины в крестьянской среде // Союз женщин. 1907. № 1.
[44] Печатается по: Новая жизнь. 1911. № 9. С. 155–182.
[45] Печатается по: Женское рабочее движение // Наша заря. 1913. № 2.
[46] Нельзя не отметить, что и профессиональные организации смешанного типа, в Германии, напр., приходят к убеждению целесообразности образования у себя «женских комитетов или секретариатов» для ведения агитации среди работниц даже на чисто экономической почве. С 1895 г. при Генер. Комиссии Германских проф. союзов существует даже центральная женская агитац. комиссия.
[47] См.: Коллонтай А. Два течения на женской межд. соц. конф. в Штуттгарте // Образование. 1907. 16 (октябрь).
[48] Хотя в осуществлении политического равноправия работниц заинтересован весь рабочий класс, однако, фактическое их бесправие даже в тех странах, где рабочий обладает политической правоспособностью, ставит женщину и тут в исключительно неблагоприятные условия. Организация, объединение работниц в особый коллектив, даёт им возможность изнутри партии влиять на товарищей, воодушевлять, толкать их на борьбу за политические права и для женщины.
[49] Женская организация внутри Рабочей Партии.
[50] В обеих предшествующих социалистических программах, Эрфуртской и Готской, отношение партии к женскому вопросу носило всё ещё неотчётливый характер. Требования, касающиеся женщины, ограничивались общими пожеланиями охраны женского труда и признанием за всеми совершеннолетними политических прав, не подчёркивая, однако, что это последнее требование относится и к женщинам.
[51] На Берлинском съезде 1892 г., однако, сами социалистки восстали против этого постановления и, ссылаясь на то, что «женщины требуют равенства, но не преимуществ», настояли на снятие этого решения. Случай характерный, свидетельствующий, что принципиальное равноправие феминисток в тот период оформливания женского рабочего движения сказывалось даже на социалистках. Однако уже на съезде 1894 г., по настоянию Цеткиной, Ауэра, Зингерии и др., вычеркнутое постановление снова было восстановлено. «Жизнь показала нам, – говорила Цеткина, – как нецелесообразно вычёркивать это постановление. Неоспоримый факт, что женщины бесправны и что при всем желании не могут участвовать в общепартийной организации. Но, кроме того, в общей массе женщины значительно отсталее мужчин, в совместных собраниях они не умеют постоять за себя, а это ведёт лишь к недовольству и недоразумениям».
[52] «Gleichheit» не только продолжает выходить, но за эти годы рядом с центральным органом женского движения, возникает ряд местных или профессиональных изданий, посвящённых движению работниц.
[53] Усилия организованных работниц не пропадают даром: за последний год женщинам удалось добиться пассивного избирательного права в местном самоуправлении Ольденбурга.
[54] Печатается по: Современный мир. 1914. № 11 (ноябрь). С. 42–54.
[55] Д‑ р Потгоф делает приблизительный подсчёт тех непроизводительных затрат, которые вызывает ежегодная гибель 350–400 тыс. младенцев в Германии. Считая, что роды и все необходимые приготовления для ребёнка обходятся семье в 150 марок – сумма взята нарочно ниже действительной, прибавляя затем 150 м. на похороны, гробик и т. д. – получается на каждого умершего младенца непроизводительный расход в 300 м.; помножив эти 300 м. на число смертных случаев младенцев в 1907 г., Потгоф приходит к выводу, что германская нация ежегодно зарывает в детские могилы 108 000 000 марок (см. речь деп. Давида в рейхстаге, май 1911 г. ).
[56] Профессор Брентано отводит в вопросе прироста населения решающее место социально‑ экономической политике государства: чем обременительнее налоги, чем дороже жизнь, чем выше при этом культурные потребности населения, тем медленнее его прирост. Мюнхенское статистическое бюро приводит в прямую связь рождаемость с общей тенденцией вздорожания жизни: «Заметное уменьшение рождаемости – явление крайне прискорбное с точки зрения интересов народного хозяйства – зависит, однако, от замечающейся повсеместно тенденции к вздорожанию жизни, затрудняющему содержание, пропитание и воспитание нескольких детей в более широких кругах населения» (Mitteilung des Staat‑ Amtes der Stadt. Mü nchen, Bd. Ⅹ Ⅹ Ⅱ, §3).
[57] Journal of fidel du 4 Dec. 1912. Senat. Session extraordinaire de 1912.
[58] Насколько забота о матерях и младенцах вызывается общегосударственными соображениями, в частности чисто военными интересами, сказывается в том попечении, которое правящие сферы стали за последние годы оказывать младенцам. В 1908 году военный министр в Германии предписал военным обмундировочным мастерским в Спандау, близ Берлина, давать занятым в них матерям, кормящим младенцев, в общей сложности три часа в день на уход за детьми, не вычитая у работниц эти прогульные часы. В том же году германский министр внутренних дел обратился с специальным циркуляром к предпринимателям, предлагая им открывать ясли на фабриках, расположенные удобно и доступно для работающих матерей.
[59] На совещании членов Центрального управления для защиты младенцев в Пруссии один из представителей официальной власти заявил открыто, что борьба с детской смертностью является сейчас насущнейшей задачей. Потеря такого громадного количества младенцев уменьшает не только производительную силу страны, но и подрывает мощь государства. Сколько этих, слишком рано подкошенных других жизней могли бы стать со временем солдатами и увеличить ряды отечественной армии… (См.: Gleichheit. 1912. № 10).
[60] D‑ r Alfons Fischer: Militartaiiglichkeit und Industriestaat, S. 2.
[61] J. Johnston. Wastage of child life. Ноябрь (2).
[62] Не следует упускать из виду, что при отсутствии всеобщей воинской повинности к набору являются лишь те юноши, которые могут рассчитывать на принятие в армию, поэтому процент непригодных к военному делу в Англии значительно превосходит приведённые числа.
[63] Army. Report of the health of the army for the year 1911. Volume Ⅼ Ⅲ .
[64] При рекрутских наборах констатируется громадное внимание, какое оказывают на дальнейшее развитие организма условия существования младенца в первые месяцы жизни. Рекрутские наборы в Германии показывают, что лучший результат дают призывные, которых в младенчестве кормила сама мать. При искусственном вскармливании годным оказывается только 31 %, при естественном вскармливании в течение трёх месяцев – 39 %, при кормлении материнским молоком до 6 мес. – 42 %, при естественном вскармливании до 9 мес. – 45 %. Речь депутата рейхстага д‑ ра Давида перед пленумом рейхстага (май 1911 г. ).
[65] Ueber die Ernä hrung der Fabriksbevolkerung und ihre Mangel.
[66] Report of the health of the army (Синяя книга Ⅼ Ⅲ, стр. 5).
[67] Печатается по книге: Коллонтай A. M. Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 160–175.
[68] «Принцип взваливания воспитания и содержания детей на плечи тех, кто физиологически повинны в появлении их на свет божий, – говорит доктор Шмидт, – является такой нелепостью, такой безумной выдумкой с точки зрения гигиены расы, что наши потомки совершенно не в состоянии будут войти в мировоззрение эпохи, рассматривавшей такое положение вещей как нечто нормальное, само собой разумеющееся». Kaspar Schmidt. «Die Mutterschaft‑ versiserung als grundlage einer Mutterrechtlich‑ poligamischen Sexual Ordnung», Politisch‑ Antropologische Revue. 1906, № 5.
[69] Печатается по кн.: Бебель Август. Женщина и социализм. Пг., 1918. Предисловие. C. Ⅴ –Ⅹ Ⅵ.
[70] Бебель не любил, чтобы возвеличивали его личность или его заслугу. Вскоре после смерти Зингера мне пришлось слышать от него объяснения, как создавались такие крупные фигуры «стариков», какими являлись Либкнехт, Зингер, Ауэр, сам Бебель. Такие личности могли складываться, по мнению Бебеля, только в начале движения, пока партия была слаба и малочисленна; в те времена поле для деятельности было необозримо и налицо имелись все условия для развития дремлющих в человеке способностей. Тогда ещё не было практикующегося сейчас в партии разделения труда, специализации по функциям; каждому деятельному члену надо было быть и теоретиком, и практиком, и политиком, и организатором. «В те дни, – говорил Бебель, – нам приходилось каждому быть „ein Mä dchen fü r alles“» (мастером на все руки). И всё‑ таки не одни благоприятные условия создали Бебеля. Значение имел и великолепный, благородный человеческий материал.
[71] L. Ihrer. Die Organisation der Arbeiterinnen Deutschlands.
[72] См.: Rose Otto, Ueber Fabrikarbeit verheirateter Frauen. Stuttgart, 1919. Kapitel 4; Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. Глава «Брак и семейная проблема», 1909.
[73] Stenographische Berichte des Reichstags, 8 Mai 1878.
[74] Die ersten deutschen Sozialistenkongresse. Frankfurt, 1916.
[75] Любопытно, что одной из главных противниц Бебеля по вопросу о материнском праве является женщина – Марианна Вебер. В солидном труде, очень почитаемом германским миром официальной учёности «Mutterschaft und Ehe» Марианна Вебер утверждает, что материнское право никогда не было общераспространённым явлением и не является обязательной исторической ступенью, предшествовавшей патриархату. Материнское право существовало только при совершенно исключительных обстоятельствах у отдельных племён землепашцев, на относительно низкой ступени земледельческой культуры племён, не окружённых воинственными народами, и т. д. Ряд соображений, приводимых М. Вебер в доказательство того, что материнское право нельзя обобщать без оговорок, а ещё больше – обилие нового, накопившегося со времён Бахофена социологического материала, заставляют признать правильность положения, что материнское право соответствовало лишь вполне определённой организации хозяйства и что далеко не все народы прошли обязательно через эту ступень. В своём последнем, исправленном, 50‑ м издании Бебель внёс в этом направлении некоторые поправки, смягчающие категоричность его прежних утверждений. Тем не менее никакие возражения Марианны Вебер и других академиков‑ учёных не колеблют основного положения Бебеля о неоспоримой связи, существующей между положением женщины в обществе и её ролью в народном хозяйстве.
[76] Bebel А. Die Frau und der Sozialismus. 50 Auflage. Stuttgart, 1910.
[77] Ibid. S. 6.
[78] Ibid.
[79] Ibid. S. 475.
[80] «Как я ем, что я пью, как я сплю и как я одеваюсь – моё личное дело, точно так же моим личным делом остаются и мои сношения с лицом другого пола» (Ibid. S. 477).
[81] Ibid.
[82] Печатается по: Современный мир. 1913. № 9. С. 151–185.
[83] В своё время Катерина Крестовского (псевдоним) считалась типом прогрессивным; но когда мы теперь перелистываем «Большую Медведицу», мы убеждаемся, что бунт Катерины – это не столько борьба за своё право, сколько протест самобытной, непокорной натуры. Нет уверенности, что при благоприятном исходе романа Катерина всё‑ таки пойдёт «учить народ»: для неё служение народу – не непреоборимая внутренняя потребность, а скорее «искупительная жертва» пробудившейся дворянской совести. Отец ушёл в монастырь, дочь пошла в народ… Что касается Верочки Чернышевского в «Что делать? », то схематичность, надуманность этого образа не позволяла видеть в нём литературный, а тем более жизненный тип. Верочка – не «сущее», а лишь «должное».
[84] «Matilde» – Karl Hauptmann.
[85] «Heimat» – H. Sudermann.
[86] «Die Intellektuellen» – G. Meisel‑ Hess.
[87] «Princesses des Sciences» – G. Yvert.
[88] «Weg ins Freie» – Schnitzler.
[89] «Одна из них» – Т. Щепкиной‑ Куперник.
[90] «В тумане» – Потапенко (Современный мир. 1912).
[91] «На весах жизни» – Винченко.
[92] Там же.
[93] Там же.
[94] «Записки Анны» – Н. Санжар.
[95] «На ущербе» – Григорьев.
[96] «La Vagabonde» – С. Willy.
[97] «Святая любовь» – Венетта.
[98] «Die Stü rme» – G. Meisel‑ Hess.
[99] «Jagd nach Liebe» – Heinrich Mann.
[100] «Гнев Диониса» – Нагродская.
[101] На этом месте, собственно, следовало бы автору поставить точку. Весь дальнейший роман со Старком «придуман», и в покорившейся обстоятельствам Тане, Тане, отрёкшейся от своего искусства и обратившейся в орудие наслаждения для чуждого ей Старка, мы не узнаем былой, смелой, цельной личности, Тани‑ человека. Жалко, что автор так оклеветал свою Таню.
[102] «Die Arbeit» – Ilse Frappan.
[103] «Christa Ruhland» – Hedwig Dohm.
[104] «Вышла из круга» – Юшкевич.
[105] «Renata Fuchs» – Wassermann.
[106] «The women, who did» – Grant Allen.
[107] «Krista Ruhland» – Hedwig Dohm.
[108] «Der heilige Scarabens» – E. Jerusalem.
[109] «Борьба» – Руновой.
[110] «Fanny is first play» – Bernard Schaw.
[111] «Одинокие» – Г. Гауптманн.
[112] «Jenny» – Sigrid Undset. Роман, вышедший в 1912 г., наделал громадный шум в Скандинавии.
[113] «Jean Christophe» – Romain Roland.
[114] To же, в том же «Les amis».
[115] «Julia France and her Time» – G. Atherton.
[116] «The promised Land» – Mary Antin.
[117] Роза из «Vita somnium Breve».
[118] Большинство из перечисленных произведений принадлежат перу женщин, из них многие не представляют настоящей художественной ценности. Но для намеченной цели эти даже малоталантливые сами по себе вещи дают несравненно больше, чем цельные художественные творения беллетристов‑ мужчин. Большинство романов и повестей, написанных женщинами, заключают в себе немалые доли автобиографизма, что для нас имеет наибольший интерес. Чем безыскусственнее отражена неприкрашенная правда жизни, чем полнее и правдивее изображена психология современной женщины, её боли, искания, запросы, противоречия, сложности и устремления, тем богаче материал, который служит для изучения слагающегося духовного образа новой женщины. С тех пор как писательницы перестают слепо подражать мужским образам, не боясь вскрывать тайники женской души, бывшие до сих пор сокрытыми даже для величайших художников слова, с тех пор как писательницы заговорили «своим языком», о своём, «женском», их произведения, даже если в них и отсутствует порою внешняя красота художественного творчества, имеют свою особую ценность и своё особое значение. Они помогают нам, наконец, познать «женщину», и именно женщину нового, складывающегося, формирующегося типа.
[119] Ricarda Huch.
[120] Характерно, что даже материнство почти всегда рассматривалось как суррогат счастья для женщины: не повезло в браке, отреклась от грешной связи на стороне, овдовела, остаётся последнее «прибежище» – материнские заботы и радости. Материнство редко рассматривалось как самоцель, и только уже под старость у женщины просыпались атавистические чувства «рода» и «чести семьи», обращаясь для неё в смысл жизни, в «идола», которому она поклонялась сама, деспотически требуя того же и от остальных членов семьи.
[121] Чебышевой‑ Дмитриевой.
[122] «Бунт» является одним из типичных свойств героинь новой литературы. Бунт против социально‑ экономической деятельности, бунт за утверждение своего «я», бунт против предписаний сексуальной морали, бунт против плена – любовного. Бунт играет такую крупную роль в психологии новой женщины, что к нему придётся вернуться в специальной статье.
[123] Любовные переживания Матильды ничуть не мешают нам уважать эту чистую, цельную личность. Но вместе с самой Матильдою мы проникаемся брезгливой жалостью к её сестре Марте, работнице, как и она, приносящей домой деньги после любовного свидания. Целая пропасть отделяет свободу Матильды от продажности Марты.
[124] «Честность с собою».
[125] «Женщина и социализм» – А. Бебель.
[126] Взять хотя бы упрощённую нравственность мужчины в отношении между полами, которая в основу своего мировоззрения кладёт проституцию как явление естественное, неустранимое. Передовая, внутренне свободная героиня романа Винниченко «Честность с собою» Дара без критики, наивно заимствует эту буржуазную мужскую «правду». Во имя «высшей цели», желая проверить глубину, духовность, отрешённость от простого волнения крови её чувства к Мирону, Дара покупает себе мужчину… Ошибочная мужская классовая «правда» принимается здесь освобождающейся женщиной за высшую истину…
[127] Может быть, этим объясняется то, что современные романисты выбирают для своих новых героинь почти всегда представительниц буржуазной среды. Героинь рабочего класса крайне мало. А между тем какой благодарный материал могли бы найти беллетристы, если б решились спуститься в те слои, где современная суровая действительность творит не единицами, а массами тип женщины с новым душевным складом, новыми запросами, новыми переживаниями.
[128] Отдельные психологические чёрточки, присущие новой женщине, всего чаще встречаются среди русских писателей у Горького. Его чуткая, раскрытая для грядущей правды душа художника легче других схватывает явления, ускользающие от взоров писателей, крепче связанных с современной действительностью. Для Андреева женщина всё ещё остаётся «Женой‑ Человека», его «оруженосцем»; и только «Катерина Ивановна» является попыткою дать нечто новое. Женщины Соллогуба – носительницы «тёмного», плотского начала, и даже его духовная Лиллит («Заложники Жизни») – не личность сама по себе, а лишь духовное начало мужчины, его вдохновение, творчество. Что касается Арцыбашева с его радикализмом в области половой морали, то и он до сих пор даёт нам женские образы, проникнутые психологией прошлого.
[129] Печатается по книге: Коллонтай A. M. Избранные статьи и речи. М., 1972, С. 268–273.
[130] Печатается по книге: Коллонтай A. M. Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 283–289.
[131] Достаточно вспомнить исторические письма‑ наказы крестьянок Воронежской и Тверской губерний, обращённые в первую Государственную думу, или телеграмму крестьянок села Ногаткино, посланную депутату Аладышу: «В великий момент борьбы права с силой мы, крестьянки села Ногаткина, приветствуем избранников народа, выразивших недоверие правительству требованием отставки министерства. Мы надеемся, что представители, поддержанные народом, дадут ему землю и волю, отворят двери тюрем борцам за свободу и счастью народа и добьются гражданских и политических прав как для себя, так и для нас, бесправных и обездоленных, даже в своей семье, русских женщин. Помните, что женщина‑ раба не может быть матерью свободною гражданина» (Уполномоченная от 75‑ ти ногаткинских женщин).
[132] Печатается по книге: Коллонтай A. M. Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 310–315.
[133] Печатается по: Коммунистка. 1920. № 7 (декабрь). С. 16–19.
[134] О происхождении семьи, частной собственности и государства. Прим. ред.
[135] Печатается по кн.: Коллонтай А. Новая мораль и рабочий класс. М., 1918. С. 36–47.
[136] Grete Meisel‑ Hess. Die Sexuelle Krise. Jena, 1911.
[137] Печатается по книге: Коллонтай А. Труд женщины в эволюции хозяйства: Лекции, читанные в Университете имени Я. М. Свердлова. М.; Пг., 1923. Опубликовано в: Искусство кино. 1991. № 6. С. 105–109.
[138] Печатается по: Коммунистка. 1921. № 12–13 (май‑ июнь). С. 28–34.
[139] Печатается по: Коммунистка. 1923. № 3–4 (март‑ апрель). С. 23–26.
[140] Считая целый ряд мест в статье т. Коллонтай спорными, редакция печатает в дискуссионном порядке. – Примечание редакции «Молодой гвардии».
[141] Печатается по: Молодая гвардия. 1923. № 2. С. 162–174.
[142] То, что в белых томиках Ахматовой отводится главное место любви, конечно, указывает, что Ахматова ещё сама на гребне перелома и что если в проблемах любви она уже чует новую правду, то в остальных вопросах она ещё не ухватила содержание новой культуры.
[143] Обозначение поэт взято как символ, те же переживания повторны у всех женщин, втянутых в какую‑ либо область работы на коллектив.
[144] «Был он ревнивым, тревожным и нежным» («Белая стая»).
[145] «Я научилась просто, мудро жить» («Чётки»).
[146] «Чугунная ограда» («Anno Domini»).
[147] «Чугунная ограда» («Anno Domini»).
[148] См. то же.
[149] «Сердце бьётся ровно, мерно» («Чётки»).
[150] Печатается по: Молодая гвардия. 1923. № 3. С. 111–124.
[151] Гораздо правильнее было бы сказать: тогдашняя организация войска высоких индивидуальных качеств отдельного бойца, так как почти все бои были рукопашными боями. Примечание редакции «Молодой гвардии».
[152] Конечно, в большинстве случаев рыцаря «пришпоривала» не духовная любовь, а жажда грабежа и наживы. Примечание редакции «Молодой гвардии».
[153] В 12‑ м столетии по инициативе рыцарских жён и рыцарей, поведение которых часто стало противоречить господствующей морали, стали устраиваться так называемые «суды любви», в которых судьями являлись «благородные дамы». На одном из таких судов на вопрос о том, может ли существовать истинная любовь в законном браке, «суд любви» вынес следующее постановление: «Мы, здесь присутствующие, нашли и утверждаем, что любовь не может простирать свои права на двух людей, состоящих в супружестве. Двое любовников, не будучи к тому принуждаемы никакими соображениями или необходимостью, добровольно отдают друг другу всё; супруги же, наоборот, будучи связаны домом, являются вынужденными подчиняться воле друг друга и только, вследствие этого, друг другу ни в чём не отказывать. Пусть это постановление, вынесенное после зрелого обсуждения, выражающее мнение многих благородных дам, служит установленной и неопровержимой истиной». Постановление суда 1174 г., третьего дня, мая месяца. Постановление Ⅶ.
[154] Другим природно‑ биологическим источником любви является инстинкт материнства, забота о детёныше со стороны женщины. Переплетаясь и перекрещиваясь между собою, оба инстинкта создавали природную базу для развития, при помощи социального общения, сложных переживаний любви.
[155] Конфликт не редкий, особенно у женщин в современную переходную эпоху.
[156] Новому человечеству придётся найти и новые слова, чтобы выразить те многообразные оттенки душевных ощущений, какими лишь в грубой форме передаются такие состояния души, как любовь, страсть, увлечение, влюблённость, дружба. Все многочисленные полутона, весь сложный узор души, получающийся от скрещивания всех этих разнородных чувств, совершенно не передаются этими закостенелыми понятиями и расплывчатыми определениями.
[157] «Хромая Гульда».
[158] «Аглавена и Селизетта».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|