Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов




Основная цель многолетней подготовки является выведение спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства.

Продолжительность выступлений в большом спорте относительно невелика и в среднем составляет около пяти лет (В.Н. Платонов, 1986). В зависимости от вида спорта она может меняться от 3-4 лет у женщин-гимнасток до 7-8 лет у гребцов, 10 и более лет у яхтсменов.

В теории спортивной тренировки принято подразделять этот период многолетней подготовки, обозначаемый, как этап спортивного высшего мастерства, на две стадии: стадию максимальной реализации индивидуальных возможностей и стадию сохранения достижений, по завершении которой активные выступления в большом спорте прекращаются.

Высококлассного спортсмена готовит целая группа специалистов (психологи, медики и ученые), а также менеджеры и функционеры. Успех подготовки элитного спортсмена зависит от согласованности действий всех специалистов.

Выступления высококлассных спортсменов происходят в присутствии зрителей. Их поведение сказывается на психическом состоянии и эффективности деятельности спортсменов. Готовность к общению со зрителями является одной из составляющих коммуникативной компетентности спортсменов высокого класса. Ее формирование является специфической для спорта высших достижений задачей психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Усиление элемента зрелища в спортивных соревнованиях воспринимается неоднозначно, но современные тенденции развития спорта, его коммерциализация ведут к этому. Зрелищность повышает популярность спорта. Это требует умения "работать на публику" от спортсмена, что свойственно не всем. Повышение зрелищности соревнований требует внесения изменений в работу над техникой и тактикой, овладение техническими трюками, эффектными тактическими комбинациями, производящими впечатление на зрителей. Естественно, способны на это только мастера экстра-класса.

Спорт высших достижений характеризуется высоким уровнем физических и психических нагрузок, связанных как с большим объемом тренировок, так и с интенсивностью соревновательной практики.

Накопление психической усталости из-за психических перегрузок становится причиной прекращения выступлений спортсменов в большом спорте, несмотря даже на хорошую физическую форму.

Источником психических перегрузок может быть не только жесткий режим тренировок и соревнований, но и сам образ жизни элитного спортсмена. Наличие большого числа источников психических нагрузок, характерное для большого спорта, ставит в ряд с наиболее важными задачи, как разработка программ психической реабилитации, как нахождение путей сокращения психических нагрузок за счет обоснованного ведения подготовки.

Спортсмены приходят в большой спорт, имея высокий уровень мастерства, высокие спортивные результаты. Их организм адаптирован к тренировочным нагрузкам различного характера. Чем выше уровень достигнутых спортсменом результатов, тем более сложной задачей становится их наращивание. В этот период возрастает зависимость достижений спортсменов от психологических факторов: мотивации, устойчивости к психическим нагрузкам и соревновательному стрессу, способности сопротивляться психологическому давлению, разумно воспринимать успехи и неудачи.

Разработка и осуществление индивидуальных программ психологического обеспечения подготовки элитных спортсменов является важной задачей психологической службы в спорте высших достижений.

Ценность принадлежности к элитной команде, к миру спорта высших достижений пробуждает спортсменов к совершенствованию мастерства, нахождению резервов роста спортивных результатов. Иногда для закрепления своих позиций спортсмены и их тренеры идут на применение недозволенных средств, в частности, применение допинга. Поэтому в поле внимания спортивной психологической службы должны быть факторы, побуждающие спортсменов к применению допинга, связанные с личностными особенностями спортсменов, с влиянием на них социального окружения.

Особой задача является обеспечения благополучного завершения спортивной карьеры, адаптации спортсменов к достаточно резкой смене образа жизни, социального статуса, материального положения. Одним из аспектов этой проблемы является определение момента, когда спортсмену целесообразно прекратить выступления. Важно не допускать преждевременного ухода спортсменов из большого спорта, к которому иногда побуждают тренеры своих учеников.

Главным отличием задач психологического обеспечения подготовки спортсменов в спорте высших достижений от тех, которые решались на предыдущих этапах многолетней подготовки, является создание психологических предпосылок реализации накопленного спортсменами потенциала. Если на предыдущих этапах речь шла о формировании психологических механизмов регуляции деятельности, формировании значимых в избранном виде спорта свойств личности, освоении необходимых спортсменам психотехнических умений, то в спорте высших достижений более актуальны другие задачи. Это регуляция уровня психических нагрузок, психическая реабилитация, подготовка спортсменов к решению сложных и многообразных коммуникативных задач, помощь спортсменам в раскрытии их индивидуальности и в преодолении кризисных ситуаций, психологическое обеспечение выступлений элитных спортсменов в ответственных соревнованиях, психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры спортсменов и их адаптации к новым условиям жизни.

Как правило, спортсмены высокой квалификации имеют примерно равный уровень мастерства. В таких условиях преимущество достигается за счет индивидуальных резервов наращивания спортивных результатов. Реализация таких резервов возможна при индивидуализации подготовки спортсменов. Так как в спорте высших достижений возрастает роль психологических факторов, регулирующих эффективность деятельности спортсменов, источником их прогресса становятся индивидуальные программы психологического обеспечения подготовки.

Целесообразно принять во внимание и выделить компоненты деятельности спортсменов и ее характеристики для обосновании программ индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов. Значимыми в спорте компонентами психической регуляции деятельности являются: анализ значимых условий деятельности, постановка целей, оценка вероятности достижения целей, планирование и программирование действий представляют собой ориентировочные компоненты деятельности.

Самоконтроль, интерпретация результатов деятельности и причин, по которым они оказались теми или иными, относятся к контрольно-оценочным компонентам деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств спортсменов эти компоненты психической регуляции деятельности могут иметь различный характер. От них зависит также устойчивость к специфическим для спорта психическим нагрузкам: соревновательному стрессу, физическому утомлению, монотонии тренировочного процесса, коммуникативным нагрузкам, т.е. нагрузкам, связанным с общением. Устойчивость к психическим нагрузкам сказывается не только на соревновательных достижениях спортсменов, но и на продолжительности их спортивной карьеры.

Сила нервных процессов является характеристикой ее функциональной выносливости (работоспособности). Сила нервной системы по возбуждению понимается как способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированное возбуждение, не переходя в запредельное торможение. Анализ поведенческих проявлений силы-слабости нервной системы по возбуждению, так же, как и поведенческих проявлений других индивидуально-психологических свойств, приводит к важному заключению. Оно состоит в том, что ни одно индивидуально-психологическое свойство не может быть абсолютно плохим или абсолютно хорошим с точки зрения его влияния на эффективность деятельности. Казалось бы, сила нервной системы по возбуждению способствует эффективности деятельности. Но оказывается, что свойственная уверенность в себе сочетается с несобранностью в малоответственных ситуациях, выносливости к физическим нагрузкам, устойчивости к эмоциональному стрессу сопутствует неустойчивость к монотонии. Следовательно, индивидуально-психологические свойства спортсменов следует рассматривать во всем многообразии их проявлений, принимая во внимание их сильные и слабые стороны.

В спорте значимость проблемы многомерности проявлений свойств психики усиливается существенными различиями требований к психике различных компонентов деятельности спортсменов. По сути одни и те же свойства психики могут способствовать высокой эффективности одних компонентов деятельности и существенно снижать эффективность других. Другим выражением несовпадения требований к психике спортсменов тренировок и соревнований является то, что спортсмены, уверенно чувствующие себя в эмоционально напряженных условиях спортивных состязаний, с трудом переносят монотонность тренировок, направленных на шлифовку технического мастерства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...