Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое обеспечение соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов




Спорт высших достижений отличается высокой интенсивностью соревновательной деятельности. Распространенная во многих видах спорта поэтапность проведения соревнований (этап кубка мира) приводит к исчезновению деления годичных циклов подготовки (подготовительный, переходный и соревновательный периоды).

Сохранение высокой результативности выступлений на соревнованиях высококлассными спортсменами требует тщательного учета действующих на них факторов, повышающих психические нагрузки, что дает возможность предотвратить или замедлить накопление психической усталости.

Психические нагрузки являются следствием воздействия на человека ситуативных и длительных факторов.

Примером ситуативного регулятора психических нагрузок может быть конкретное соревнование.

Под длительными регуляторами психических нагрузок подразумеваются факторы, длительное действие которых вызывает устойчивое повышение уровня психической напряженности, вследствие чего изменяется реакция на человека на ситуативные воздействия. К длительным регуляторам психического напряжения относят индивидуально-психологические особенности человека, его прошлый опыт, степень знакомства с ситуацией, с которой он сталкивается, уровень зрелости человека, степень обученности, уровень утомления.

Длительные регуляторы психических нагрузок, характерные для спорта высших достижений, целесообразно подразделить на внутренние и внешние. Внутренними длительными регуляторами психических нагрузок являются устойчивые сочетания индивидуально-психологических свойств, от которых зависит реакция спортсменов на стрессовые ситуации, избирательная чувствительность к тем или иным источникам психического напряжения.

Внешние длительными регуляторы психических нагрузок могут быть подразделены на связанные (содержательные и социально-психологические особенности планирования и организации деятельности спортсменов) и не связанные (жизненные стрессы, проблемы бытового характера, трудности сочетания выступлений в спорте и получения образования) с процессом подготовки спортсменов.

В качестве внутренних регуляторов психических нагрузок могут выступать комплексы индивидуально-психологических свойств двух типов:

1) свойства, снижающие устойчивость к стрессам;

2) свойства, увеличивающие вероятность случаев, когда спортсмены сами вовлекают себя в стрессовые ситуации вследствие нереалистичной их оценки.

В исследованиях спортивных психологов чаще анализируется негативное влияние на результаты выступлений в соревнованиях индивидуально-психологических свойств первого типа, включающих слабость нервной системы по возбуждению, высокую тревожность, эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, ориентацию на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Но, как показывают исследования, чем выше квалификация спортсменов, тем меньше среди них тех, у кого имеются индивидуально-психологические свойства первого типа, явно снижающие соревновательную надежность.

С другой стороны, среди элитных спортсменов часто можно видеть атлетов, испытывающих психические перегрузки потому, что они имеют комплекс индивидуально-психологических свойств, который делает их очень активными, забывающими об усталости, склонными к риску. Такие спортсмены много и активно выступают в соревнованиях. Положительные эмоции, вызванные успехами в соревнованиях, желание испытать эти эмоции снова и снова приводит к тому, что спортсмены не замечают надвигающегося психического переутомления. Поэтому и для тренеров, довольных выступлениями своих учеников, и для самих спортсменов оказывается неожиданным психологический срыв, вызванный накопившейся нервной усталостью.

Задачей психологического обеспечения подготовки спортсменов, предрасположенных к психическим перегрузкам, является особенно тщательное планирование соревновательного сезона, разработка эффективных программ психической реабилитации, обучение спортсменов приемам разрядки эмоционального напряжения, развитие и совершенствование навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Чувствительность спортсменов к психическим нагрузкам рассматривается в связи с ее влиянием на надежность соревновательной деятельности. Но не менее важным является то, что она сказывается на "стоимости" достигаемых спортсменами результатов и на продолжительности их спортивной карьеры.

В спортивной психологии попытку выделить стили поведения высококлассных спортсменов, добившихся выдающихся спортивных результатов, предпринял Н.А. Государев (1989). Он описал три таких стиля, которые назвал "спортивная одаренность", "спортивная одержимость" и "спортивный рационализм".

Для одаренных спортсменов характерны интуиция и импровизация, легкость приобретения мастерства, достижение результатов очень высокого уровня при минимуме усилий. Соревновательный стресс для них может стать острым наслаждением, благоприятным условием для проявления своего таланта. Свойственная одаренным спортсменам ориентация на чувственную первосигнальную информацию является предпосылкой минимальной трудоемкости деятельности, сохранения ее эффективности в нестандартных условиях.

Спортивная одержимость. Спортсмены, которым она свойственна, готовы пройти через любые трудности, через боль, через неудачи к достижению своих целей. Они полностью выкладываются на каждом соревновании, в каждой тренировке. Они часто бывают недовольны собой и стремятся во что бы то ни стало добиться такого уровня мастерства, который позволит быть на желаемой высоте. То, что одержимые стремлением к спортивным вершинам спортсмены идут на сверхнагрузки, как физические, так и психические, приводит к переутомлению, травмам, нервным срывам, к истощению организма. Иными словами, такой стиль поведения является наиболее энергоемким и не способствует продолжительности спортивной карьеры, сохранению здоровья.

Спортивный рационализм проявляется в том, что спортсмены, которых он отличает, обладают хорошей обучаемостью, самостоятельностью мышления, стремлением к возможно более глубокому осмыслению решаемых задач, путей достижения поставленных целей. Рационализм проявляется в реалистичном отношении к жизни, в способности прогнозировать развитие значимых ситуаций, изучать условия, существенные для достижения успеха, организовывать среду по своему усмотрению. Спортивный рационализм способствует достижению максимальных результатов при оптимальной, а не чрезмерной мобилизации усилий, что снижает вероятность психических перегрузок. А это, в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность спортивной карьеры высококлассных спортсменов.

Описанные стили поведения, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями спортсменов, определяют не только способы достижения ими высоких результатов, но и цену, которой эти результаты достаются, уровень переносимых спортсменами психических нагрузок, т.е. выступают как их длительный регулятор.

Существенным источником долговременных психических нагрузок являются особенности организации значимых для спортсменов сторон подготовки. В спорте высших достижений к ним следует отнести организацию отбора в сборные команды и на ответственные соревнования, так как от нее зависит возможность проявить себя, реализовать стремление к достижению максимальных результатов в соревновании с ведущими соперниками.

Не прохождение отбора является психической травмой для спортсменов. Факторами, увеличивающими психические нагрузки, связанные с отбором, в спорте высших достижений могут быть: несвоевременное информирование о критериях и правилах отбора, отсутствие информации о критериях отбора у всех заинтересованных спортсменов и тренеров, изменение критериев отбора в течение сезона, нарушение установленных правил отбора или даже информация о том, что такие нарушения допускались в прошлом.

Повышенная значимость прохождения отбора, которая усиливается опасением его некорректного проведения, приводит к тому, что выигрыш отбора вызывает у спортсменов чувство, что все свои задачи они уже решили. Соревнование, на которое производился отбор, даже если это Олимпийские Игры, воспринимается как менее важное событие, что затрудняет необходимую для достижения высоких результатов мобилизацию.

Существенное влияние оказывают на уровень психических нагрузок особенности планирования соревновательного сезона. Нерациональное построение соревновательной практики и системы отбора вызывает существенный рост психической напряженности, снижающий психическую готовность к соревнованиям.

Заслуживает внимания и еще один длительный регулятор психических нагрузок: неустойчивость социальной позиции в элитной команде.

Описанный тип реагирования на изменение социальной позиции в элитной команде можно расценивать как выражение мобилизации, активного стремления упрочить ее при достаточно высокой уверенности в разрешимости этой задачи. Установлен и другой тип реагирования на изменение социальной позиции, состоящий в устойчивом повышении заинтересованности в отсутствии психологического дискомфорта, снижении мотивации самосовершенствования, стремления к соревновательной борьбе. Он отражает серьезные сомнения в возможности упрочения социальной позиции, вызывающие рост психической напряженности.

Следовательно, психологическое обеспечение выступления элитных спортсменов в ответственных соревнованиях должно включать как обязательный компонент контроль и оптимизацию влияния на них долговременных регуляторов психических нагрузок. Это требует учета психологических факторов на этапе планирования подготовки, обязательного прогнозирования психологических последствий управленческих решений руководства элитных команд.

Авторитет высококлассного спортсмена создается и поддерживается его успехами в соревнованиях разных уровней Результаты, достигаемые в таких соревнованиях, существенно влияют не только на благополучие спортивной карьеры, но и на уверенность атлетов в своих силах. В подготовке к ним не может быть мелочей. Все возможные предпосылки успеха или препятствия на пути к нему должны быть приняты во внимание.

Повышенная значимость для спортсмена ответственных соревнований вызывает рост эмоционального напряжения, усиливает роль психологических факторов успешности соревновательной деятельности. А это повышает роль психологического обеспечения предсоревновательной подготовки и непосредственно выступления в соревнованиях.

Важным компонентом работы в предсоревновательный период является формирование и закрепление уверенности спортсменов в своих силах. Такую функцию выполняют правильно подобранные подводящие соревнования, успех в которых создает уверенность в достижении поставленных целей в основном соревновании. Тот же эффект достигается продуманной работой со спаринг-партнером, позволяющей спортсмену составить реалистичное, укрепляющее веру в успех представление о своих возможностях. Закреплению уверенности способствует подведение итогов подготовки, акцентирующее внимание на ее положительных сторонах.

Формированию уверенности в своих силах способствует предварительная работа со спортсменами, направленная на сокращение неопределенности соревновательной ситуации. Ее компонентом является ознакомление с условиями и местом проведения соревнований. Речь идет не только об особенностях стадиона, зала, трассы или акватории, но и об условиях проживания, питания, о характерных реакциях публики в месте проведения соревнований. Сокращению неопределенности соревновательной ситуации способствуют модельные тренировки, на которых как можно более точно воспроизводятся условия и регламент будущих соревнований. Их систематически и успешно используют тренеры национальных команд по спортивной гимнастике.

Антиподом неуверенности, тягостного чувства неопределенности является чувство контроля ситуации. Его возникновению способствует предварительное планирование соревновательных дней, проигрывание вариантов поведения в различных "нештатных" ситуациях, которые могут встретиться спортсменам, предварительная отработка способов сопротивления возможному психологическому давлению. Даже если спортсмену не придется воспользоваться всеми предварительными заготовками такого рода, свою роль в укреплении уверенности атлета в себе они, безусловно, сыграют. Это особенно существенно, если спортсмену приходится выступать в отсутствие личного тренера или других лиц, способных оказать психологическую поддержку.

Тренеры и руководители элитных команд не меньше, чем спортсмены подвержены эмоциональным нагрузкам. Иногда под влиянием психических нагрузок у них возникает соблазн для укрепления собственной уверенности в успехе своих спортсменов предпринять что-то неожиданное и непривычное. Обычно весьма критично воспринимающие всякого рода новшества люди вдруг приглашают в команду экстрасенса или другого "волшебника", обещающего сотворить чудеса и обеспечить успешное выступление спортсменов. В такой ситуации задача психолога заключается в том, чтобы помочь тренерам и спортсменам реалистично оценить ситуацию, не допустить нежелательных отклонений от намеченной программы подготовки.

Наиболее остро проблема поддержания и сохранения уверенности спортсменов в своих силах встает в предсоревновательные дни. Рост эмоциональной напряженности в сочетании с появлением дополнительного свободного времени из-за уменьшения тренировочных нагрузок создает почву для усиления негативных мыслей, выражающих сомнение в своей подготовленности. Результатом этих сомнений становится нарастающая тревога, колебания эмоционального состояния и в конце концов "перегорание" спортсмена до старта. Средством профилактики таких явлений оказывается четкое планирование предсоревновательных дней, исключающее длительные промежутки незанятого времени.

Поддержанию уверенности способствует включение спортсменов в привычные действия. Этим объясняется стабилизирующее действие групповых и индивидуальных ритуалов, которые можно наблюдать перед началом выступлений спортсменов в соревнованиях. Примером таких ритуалов может быть похлопывание по щиткам вратаря у хоккеистов, бурные объятия после забитого гола у футболистов, точно повторяемые действия выходящего на мост тяжелоатлета и выводящего его тренера. Ритуалы такого рода вызывают неоднозначное отношение не только у зрителей и журналистов, но и у тренеров. Нарушение привычной процедуры настройки на выступление приводит, как правило, к снижению его результативности.

Обязательным элементом крупных международных соревнований является допинг-контроль. Сомнения в его благополучном прохождении неблагоприятно влияют на уверенность спортсменов в себе. Чтобы исключить случайности при прохождении допинг-контроля желательно избегать приема в предсоревновательный период лекарств, компоненты которых могут входить в список запрещенных препаратов. В случае необходимости лекарства должны применяться только после консультации с врачом команды.

Острая конкуренция в спорте высших достижений усиливает эмоциональную напряженность. Одним из ее существенных регуляторов является мотивация. Стремление к достижениям представляет собой две мотивационных тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Они могут по-разному соотноситься у конкретного спортсмена, что проявляется в некоторых особенностях поведения.

Исследования, проведенные В. Гошеком и Е.А. Калининым /1977/, показали, что у спортсменов, ориентирующихся преимущественно на успех, наблюдается эмоциональная стабильность во время соревнований, склонность к лидерству, нечувствительность к угрозе, высокий уровень притязаний. Свои успехи они приписывают собственным усилиям, а неудачи объясняют недостатком приложенных усилий. Это помогает спортсменам сохранить уверенность в себе, даже если в определенный момент они терпят поражение.

Спортсмены с выраженной ориентацией на избегание неудачи отличаются тревожностью, эмоциональной нестабильностью, чувствительностью к угрозе, нереалистичностью в постановке целей. Они часто выбирают либо очень легкие, либо чрезмерно высокие цели. В первом случае легкость цели снижает вероятность неудачи, во втором можно снять с себя ответственность за неудачу, объяснив ее сложностью цели. Люди, ориентированные на избегание неудачи, приписывают свои успехи удаче, случаю, а не собственным усилиям. Это делает их неуверенными в себе, вызывает у них чувство собственной беспомощности.

Стремление избежать неудачи побуждает человека к тому, чтобы устанавливать для себя менее строгие критерии успеха. В этом случае даже значительное отклонение от намеченной цели рассматривается как успех.

Высококвалифицированные спортсмены неизбежно сталкиваются с опытом не только побед, но и поражений. Поэтому реалистичное отношение к возможным неудачам, признание за собой права на ошибку избавляет спортсменов от психических перегрузок.

Важным компонентом мотивации высококвалифицированных спортсменов является стремление к соревновательной борьбе. Стремление вести до конца соревновательную борьбу А.П. Пуни (1967) характеризует как один из основных признаков психической готовности спортсменов к соревнованиям.

Неизбежное накопление психической усталости во время напряженного соревновательного сезона обусловливает повышение значимости психической реабилитации. Реабилитационные мероприятия необходимы как после выступления в соревнованиях, так и во время выступлений. Восстановлению психической свежести после напряженного соревнования способствует смена обстановки, отдых в условиях, не связанных с соревновательной ситуацией, в общении с людьми, не входящими в привычные для тренировок и соревнований круг общения. Хороший восстанавливающий эффект дают предсоревновательные реабилитационные сборы, проводимые вне обычных тренировочных баз. Новизна обстановки, дающая свежие впечатления, щадящий режим нагрузок стимулируют восстановление соревновательной мотивации, желание включиться в завершающий этап непосредственной предсоревновательной подготовки к ответственному соревнованию.

С целью психической реабилитации спортсменов во время соревнований могут быть использованы: мышечная релаксация, различные варианты психорегулирующей тренировки, просмотр специально подобранных кино- и видеофильмов, спортивные игры, облегчающие эмоциональную разрядку. Для снятия послесоревновательного возбуждения можно применять плавание, бег в умеренном темпе, успокаивающий массаж, аппаратурные средства психорегуляции.

Важную роль в сохранении психической устойчивости во время соревнований играет правильно построенное общение тренеров и спортсменов. Оно предполагает корректное отношение их друг к другу, несмотря на то, что соревнование вызывает у всех повышение эмоционального напряжения, из-за которого возрастает раздражительность и конфликтность. Каждому члену выступающей в ответственном соревновании команды, будь то спортсмен, тренер или руководитель, нужно помнить, что не только он, но и окружающие испытывают повышенные психические нагрузки. Поэтому нужно проявить корректность и сдержанность, способствовать тому, чтобы не разгорались искры мелких конфликтов, подрывающих готовность к соревнованию.

Эмоциональное напряжение повышает чувствительность к оценкам и замечаниям окружающих или, наоборот, снижение восприимчивости спортсменов к критическим замечаниям, советам тренера. В дни ответственных соревнований необходимо конструктивное обсуждение промежуточных результатов соревнований, исключающее эмоциональные оценки, нацеливающее спортсменов на решение конкретных технико-тактических задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...