Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности




 

 Статья 25. 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях

 

 1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомится со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права привлекаемых к административной ответственности.

 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

 3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации

 

 Статья 25. 2. Потерпевший

 

 1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица признанного потерпевшим возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т. д.

 2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 ГК РФ под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

 3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

 4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

 

 Статья 25. 3. Законные представители физического лица

 

 1. Законными представителями физического лица выступают лица которые в силу своих родственных или иных связей с физическим лицом в соответствии с законом могут защищать права и законные интересы несовершеннолетних лиц либо лиц которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права.

 2. В контексте комментируемой статьи физическими лицами считаются лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшие.

 3. Основанием законного представительства физических лиц выступают родственные связи либо полномочия, удостоверяемые предусмотренными законом документами. Законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители.

 4. Объем правового статуса законного представителя физического лица равен статусу представляемого им лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшего.

 5. В случае если рассматривается дело об административном правонарушении, совершенном лицом до восемнадцати лет присутствие законного представителя указанного лица может быть признано обязательным.

 

 Статья 25. 4. Законные представители юридического лица

 

 1. Законным представителем юридического лица является физическое лицо которое в силу своего служебного положения и существующих правовых отношений с юридическим лицом в соответствии с законом наделено правом защищать права и законные интересы юридических лиц.

 2. Комментируемая статья под юридическими лицами подразумевает либо тех в отношении которых ведется производство по делу об административных правонарушениях либо потерпевших.

 3. Основанием законного представительства юридических лиц являются документы удостоверяющие служебное положение законного представителя. Ими являются руководители или иные лица признанные в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

 4. Объем полномочий законных представителей юридических лиц равен объему полномочий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего.

 5. В отсутствие законного представителя юридического лица дело может быть рассмотрено лишь тогда, когда имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

 6. Присутствие законного представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении совершенном юридическим лицом может быть признано обязательным.

 

 Статья 25. 5. Защитник и представитель

 

 1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц привлекаемых к административной ответственности и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

 2. Защитником является лицо оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 Представителем является лицо оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

 3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

 4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

 5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

 6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом признается лицо наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц, удостоверяются доверенностью.

 

 Статья 25. 6. Свидетель

 

 1. Свидетелем является лицо обладающие информацией, знанием о наличие или отсутствии юридических фактов, установление которых может стать основанием привлечения к административной ответственности.

 2. Свидетель обладает установленным законом объемом прав и обязанностей. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находиться дело об административном правонарушении и дать правдивые показания.

 Свидетель дает показания в соответствии с законом. Показания свидетеля полученные с нарушением требований закона не могут использоваться как доказательства по делу об административном правонарушении. Свидетель должен быть предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ему должны быть предварительно разъяснены его права и обязанности, при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях" разъяснил что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25. 1, частью 2 статьи 25. 2. часть 3 статьи 25. 6, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

 3. Статья 51 Конституции РФ устанавливает что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Данное положение отражено в части 3 статьи 25. 6. Настоящим Кодексом установлен круг близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. ) Кроме того свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке которым владеет, пользоваться бесплатной помощью переводчика, делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

 

 Статья 25. 7. Понятой

 

 1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т. д.

 2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

 3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы связанные с его участием.

 4. Понятым может быть только незаинтересованное в исходе дела лицо.

 

 Статья 25. 8. Специалист

 

 1. Специалистом является такой участник производства по делам об административных правонарушениях, который обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

 2. Участие в производстве по делу об административном правонарушении является обязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей специалист несет административную ответственность

 3. Специалист под расписку предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Если специалисты не были об этом предупреждены, это является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств обнаруженных, закрепленных и изъятых с участием специалиста.

 4. Специалисту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 5. Специалистом может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

 

 Статья 25. 9. Эксперт

 

 1. Экспертом является такой участник производства по делам об административных правонарушениях, который обладает специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле необходимыми для того чтобы дать заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения.

 2. В случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья на основании статьи 26. 4. выносит определение о назначении экспертизы. Такое определение может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника. Участие в производстве по дело об административном правонарушении является обязанностью эксперта. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей предусмотренных комментируемой статьей эксперт несет административную ответственность.

 3. В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Если эксперты не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний это является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, полученных с участием эксперта.

 4. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях" разъяснил, что при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу, необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.

 5. Поскольку комментируемой статьей эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы и выяснять у участников производства какие либо обстоятельства, все необходимые для производства экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей, назначившим экспертизу, и предоставлены эксперту (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. ).

 6. Экспертом может быть любое не заинтересованное в исходе дела лицо.

 

 Статья 25. 10. Переводчик

 

 1. Переводчиком является такой участник производства по делам об административных правонарушениях, который владеет языками или навыками сурдоперевода в объеме, который необходим для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

 2. Возможность пользоваться услугами переводчика лицам, участвующим в производстве по делам об административных правонарушениях является важной гарантией достижения объективной истины в процессе вышеуказанного производства.

 3. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении либо по их инициативе, либо по инициативе любого участника производства.

 4 Отказ от привлечения переводчика может быть признан нарушением закона и повлечь отмену постановления, вынесенного по делу.

 5. Участие в качестве переводчика является обязанностью привлеченного лица. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчика, он несет административную ответственность.

 6. Переводчику возмещаются расходы, связанные с его участием в производстве по делу об административном правонарушении.

 7. Переводчиком может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

 

 Статья 25. 11. Прокурор

 

 1. Возможности прокурора участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлены правовым статусом органов прокуратуры.

 2. Статья 28. 4. комментируемого Кодекса содержит перечень дел, которые возбуждаются прокурором. Кроме данного перечня устанавливается, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена комментируемым Кодексом или законом субъекта РФ.

 3. О возбуждении дела прокурор выносит постановление отвечающее требованиям которые предъявляются к протоколу об административных правонарушениях.

 4. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастает значение прокурора как субъекта обладающего правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

 5. Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 30. 11 КоАП РФ право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы или протеста на такое постановление принадлежит Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, указанные лица вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).

 

 Статья 25. 12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административных правонарушениях

 

 1. Защитник и представитель не могут участвовать в производстве по делу об административных правонарушениях если они находятся в служебных отношениях с органами государственной власти, функциями которых является контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых является основанием для возбуждения данного дела. Данные функции должны быть закреплены в положении об этих органах, либо в законодательных актах устанавливающих их статус.

 2. Часть вторая комментируемой статьи содержит абсолютно определенные и относительно определенные основания не допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении специалиста, эксперта, переводчика. Абсолютно-определенными основаниями являются родственные связи с другими участниками производства по делам об административных правонарушениях и лицами в производстве которых находится данное дело, а также выступление ранее в производстве по данному делу в качестве иных участников. Перечень данных оснований исчерпывающий и не может подлежать расширительному толкованию.

 Относительно-определенным основанием является мнение о личной, прямой или косвенной заинтересованности указанных лиц в исходе дела. Так как четких критериев оценки личной заинтересованности не существует, то появляется возможность для широких трактовок данного понятия. Поэтому в случае недопуска тех или иных лиц к участию в производстве по делам об административном правонарушении должно быть вынесено мотивированное определение.

 

 Статья 25. 13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается

 

 1. Комментируемая статья возлагает инициативу отвода на лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. Вопрос об отводе может возникнуть лишь на основании заявления поданного судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, но не говорится о возможности лиц, в производстве которых находится дело самим инициировать вопрос об отводе защитников и представителей, специалистов, экспертов и переводчиков.

 2. Однако, представляется исходя из логики статьи 25. 12. комментируемого Кодекса что установление перечисленных обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении не может зависит только от инициативы лиц участвующих в производстве. Правом инициативы отвода должен обладать и судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

 

 Статья 25. 14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому

 

 1. Участие в производстве по делу об административном правонарушении потерпевшего, его законных представителей, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого является важным условием установления объективной истины и вынесения справедливого постановления по делу. В силу этого государство в ряде случаев берет на себя расходы связанные с обеспечением явки в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

 2. Порядок возмещения расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому регламентирован постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 содержащем Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда.

 3. В постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...