Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 23. 1. Судьи
1. Комментируемая часть закрепляет в целом компетенцию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Комментируемая статья содержит перечень более 100 статей, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи. 2. В комментируемой части содержатся составы административных правонарушений, дела о которых могут быть переданы судьям уполномоченными органами или должностными лицами. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29. 9 КоАП. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу. 3. Комментируемая часть разграничивает подсудность дел об административных правонарушений между различными судами. При применении ее необходимо иметь в виду следующее: - по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. " г" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);
- дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23. 1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23. 1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации дела об административных правонарушениях, указанные в части 1 статьи 23. 1 КоАП РФ, а также переданные на рассмотрение судье в соответствии с частью 2 статьи 23. 1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также если в качестве санкции за их совершение предусмотрено административное выдворение за пределы Российской Федерации (письмо Верховного Суда РФ от 22 апреля 2003 г. N 717-5/общ); - судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце третьем части 3 статьи 23. 1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абзаце третьем части 3 статьи 23. 1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со статьей 28. 7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абзаце третьем части 3 статьи 23. 1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. " д" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5);
- подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23. 1 Кодекса. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абзаце третьем части 3 статьи 23. 1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании статьи 28. 7 КоАП по нему проводится административное расследование (п. 9 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ).
Статья 23. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних определен Федеральным законом " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. ). В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В настоящее время комиссии по делам несовершеннолетних действуют при местных администрациях. Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в ч. 2 ст. 23. 1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29. 9 КоАП РФ);
Статья 23. 3. Органы внутренних дел (милиция)
Комментируемая статья определяет компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Структура органов внутренних дел определена Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 " Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г. ). В соответствии с п. 5 указа МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Что касается милиции, то в соответствии со ст. 1 Закона РФ Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I " О милиции" (с послед. изм. ) милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Комментируемая статья также указывает, какие именно должностные лица органов внутренних дел и милиции уполномочены рассматривать дела об отдельных административных правонарушениях. При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия некоторых из указанных должностных по наложению административных наказаний являются ограниченными.
Статья 23. 4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
В настоящее время в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с послед. изм. ) уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний. В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний является Федеральная служба исполнения наказаний. Ее правовой статус регулируется Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 " Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (с изменениями от 12 июля, 2 декабря 2005 г. ). Федеральная служба исполнения наказаний подведомственна Министерству юстиции РФ.
Статья 23. 5. Налоговые органы
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I " О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Таким федеральным органом в настоящее время является Федеральная налоговая служба, чей статус определен Положением о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506). Федеральная налоговая служба подведомственна Министерству финансов РФ.
Статья 23. 6. Утратила силу с 1 июля 2003 г.
Статья 23. 7. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
В настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее статус определяется Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что исходя из определения Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 137-О субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации также вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15. 14, 15. 15 и 15. 16 КоАП РФ, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации.
Статья 23. 8. Таможенные органы
В соответствии с ч. 1 ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с послед. изм. ) таможенными органами являются: 1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Согласно постановлению Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями Ее статус определен Положением о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459). Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 23. 9. Органы экспортного контроля
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ " Об экспортном контроле" экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), чей статус определен Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085). Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент Российской Федерации. ФСТЭК России подведомственна Минобороны России.
Статья 23. 10. Пограничные органы
В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I " О Государственной границе Российской Федерации" (с послед. изм. ) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности (ФСБ). Правовой статус ФСБ определен Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960). В соответствии со Структурой органов федеральной службы безопасности (утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960) в структуру ФСБ в том числе входят управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).
Статья 23. 11. Военные комиссары
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1372) Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых они находятся. В соответствии со ст. 13 этого же положения военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата и руководит его работой. В соответствии со ст. 15 военный комиссар рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а при необходимости передает материалы на этих лиц в правоохранительные органы.
Статья 23. 12. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда
В соответствии со ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В настоящее время таким федеральным органов исполнительной власти является Федеральная служба по труду и занятости. Ее статус определен Положением о Федеральной службе по труду и занятости (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324). Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Статья 23. 13. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с послед. изм. ) государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации; территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте; учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения; государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ее статус определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) (с изменениями от 23 мая, 14 декабря 2006 г. ). Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации также осуществляют: руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также: руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации; главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте; главный государственный санитарный врач Министерства внутренних дел Российской Федерации; главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации; главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний; главный государственный санитарный врач Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации; главный государственный санитарный врач Федеральной службы безопасности Российской Федерации; главный государственный санитарный врач Федеральной службы охраны Российской Федерации; главный государственный санитарный врач Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства.
Статья 23. 14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 " О ветеринарии" (с послед. изм. ) система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя: федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии; федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации; федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы; ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. Федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Ее статус определен Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327). Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Статья 23. 15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ " О карантине растений" (с послед. изм. ) государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 16. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений
В настоящее время органом, осуществляющим государственный контроль и надзор в области защиты растений, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 17. Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве
В настоящее время органом, осуществляющим государственный за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 18. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ " О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" (с послед. изм. ) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 491 государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 19. Государственные семенные инспекции
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ " О семеноводстве" (с послед. изм. ) государственное управление в области семеноводства осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области семеноводства, включают в себя специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством и их территориальные органы. Специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством осуществляет деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством - в области семеноводства лесных растений. В настоящее время контрольно-надзорные функции в области семеноводства возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14. Сортовой контроль и семенной контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений проводят государственные семенные инспекции, семенной контроль в отношении семян лесных растений - лесосеменные станции в порядке, установленном Правительством РФ
Статья 23. 20. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ " О мелиорации земель" (с послед. изм. ) государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. В соответствии с п. 5 и 8 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 " О государственном земельном контроле" полномочия по контролю в области мелиорации земель возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Более подробно о ней см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 21. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с послед. изм. ) специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. В настоящее время полномочия по осуществлению земельного контроля в различных сферах имеются у трех федеральных органах исполнительной власти. В соответствии Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 " О государственном земельном контроле" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Статус Федерального агентства кадастра объектов недвижимости определен Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418). Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Статус Федеральной службе по надзору в сфере природопользования определен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: а) выполнения в соответствии с Федеральным законом " О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Более подробно о статусе этой службы см. комментарий к ст. 23. 14.
Статья 23. 22. Органы, осуществляющие государственный геологический контроль
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I " О недрах" (с послед. изм. ) государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. В соответствии с п. 3 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293) государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами во взаимодействии с иными контрольными органами; органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора); б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр; в) наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ, соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых показателям, установленным в проектной документации; г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в фонды геологической информации в пределах своей компетенции; е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; з) соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет во взаимодействии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственный геологический контроль по следующим вопросам: а) достоверност
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|