Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 24. Информационный стресс.




Информационный стресс - это состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений. Информационный стресс в учебной деятельнос­ти по своей природе, является разновидностью психологического стресса. Причины его возникновения связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, факторов учебного процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей учебной деятельности. Исследователи видят первопричиной его нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. Это все жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью.

Исходя из этого, развитие информационного стресса у студента связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения информационного стресса в учебной деятельности необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой предло­жен Р. Т. Wong.

В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены новые стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В дополнение к указанным выше ка­тегориям С. А. Разумов в 1976 г. разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

1. Стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры
(боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).

2. Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.

3. Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

4. Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Анализ исследований стресса (Шипилов, Анцупов) свидетельствует о том, что основное внимание уделялось организационным факторам и условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени - влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно внимания обращалось на сам процесс стресса, т.е. взаимодействие между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статичных причин на изменение функционального состояния и поведения человека, а как влияние динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), его когнитивных оценок, личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

В процессе учебной деятельности, студент постоянно сталкивается с внутрен­ними стрессорами. Огромное количество поступающей информации, нагрузки, проблема адаптации к вузовской среде - вот основные факторы стресса студента. В трактовке Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности учащихся (школьников и студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных занятий. Учебная деятельность является специфической разновидностью учения, которая организуется специально для того, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя.[6]

Исходя из сказанного выше, факторами уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовится к ним, а так же возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. В условиях учебной деятельности они являюися особенно необходимыми. Так же необхдимы факторы положительной мотивации и уверенности в своих силах.

Данная проблематика требует более детальной проработки, экспериментального исследования в аспекте специальностей ВУЗа, разновозрастных групп, гендерных различий. Особенно важным является разработка коррекционных мероприятия по профилактике стресса.

 

Вопрос 26. Фанатизм как психологический феномен. Причины, провоцирующие индукцию фанатизма, способы реабилитации подростков.

Категории фанатиков

Rudin (1975) выделяет следующие категории фанатиков:

1. Формалистические фанатики с формализованной системой ценностей, под которой понимается отсутствие настоящего, внутреннего отношения к конкретной системе ценностей. Например, человек, рьяно выполняющий какие-то распоряжения, с такой же убежденностью может выполнять распоряжения противоположного характера без внутреннего осмысления происходящего. К этой же группе относятся лихорадочные активисты;

2. Формальные фанатики, фиксирующиеся на определенной ценности, по отношению к которой устанавливаются внутренние, психологически обоснованные отношения. Например, фанатики определенного вида искусства, который они считают единственно возможным; фанатики долга; фанатики в социальной области (утописты, кверулянты); фанатики борьбы за справедливость;

3. Фанатики "внутреннего содержания", имеющие внутреннюю приверженность к системе ценностей с настоящим творческим отношением к ней. Например, религиозные реформаторы Лютер, Кальвин, Савонарола.

Фанатизм - некоторое умопомешательство, порожденное неспособностью вместить полноту истины. - Н. Бердяев

Причины, провоцирующие фанатизм
К причинам, провоцирующим индукцию фанатизма, относятся следующие:

1. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

2. Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к "праведной" цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

3. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме "приказ-послушание", срабатывает как анормальный импульс к действию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...