Динамика межличностных отношений.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте — наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
Объект исследования. Объектом исследования является классный коллектив Предмет исследования. Предметом исследования является являются отношения в классном коллективе, проявляющиеся в предпочтениях. Гипотеза исследования. Гипотезой исследования состоит в том, что каждый член классного коллектива имеет референтную группу одноклассников, которой отдает предпочтение. Цель исследования. Исследование основных закономерностей межличностных отношений в коллективе младших школьников, как этапа становления целостной личности.
Задачи исследования. 1. провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ межличностного взаимодействия в коллективе младших школьников; 2. определить закономерности межличностных отношений в младшем школьном возрасте; 3. провести диагностику младших школьников по варианту социометрического эксперимента; 4. провести диагностику младших школьников с целью выявления их основных тенденций поведения и представления о себе; 5. сделать сравнительный анализ полученных результатов по данным диагностического исследования;
6. разработать выводы и рекомендации. 7. Проанализировать полученные данные; 8. Сделать выводы и описать результаты. Методы исследования: 1. Библиографический метод (изучение научной и учебно-методической, психологической литературы по теме исследования); 2. Психодиагностическое тестирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Особенности межличностных отношений младших школьников
Понятие межличностные отношения
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [2; с. 3]. Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [4; с. 5].
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм. Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение). Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|