Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аутосоциометрические методы




Аутосоциометрические методы – такие способы изучения взаимоотношений, в которых в качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях членов группы друг с другом. Аутосоциометрия часто используется для осознания тех взаимосвязей, которые объединяют людей в группе. Каждый человек в группе на короткое время как бы становится социометристом. В данном методе задача исследователя – собрать все мнения о групповой структуре. Задача эта может решаться различными способами, выбор которых зависит от состава группы, степени ее сплоченности, вовлеченности каждого во внутригрупповую деятельность и т.п.

Наиболее приближенный к социометрии способ – ретроспективная аутосоциометрия, он заключается в заполнении аутосоциоматрицы, то есть каждый член группы прогнозирует выборы других членов коллектива по какому-либо критерию, тем самым он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы ему. Этот способ довольно труден для участников группы и чаще проводится с учебными целями или для развития собственной рефлексии (в данном случае под рефлексией мы понимаем способность предугадывать поведение других людей). Участники группы могут получить обратную связь от исследователя, насколько точно они предугадали предпочтения и отклонения в группе. Проведение такого варианта аутосоциометрии в нескольких студенческих группах на факультете психологии показало, что большая часть студентов переоценивают свой внутригрупповой статус, то есть приписывают себе больше выборов, чем они получили на самом деле по этому критерию. Количество таких студентов составило около 55 %, 23 % назвали точное число отданных им выборов и 22 % приписали себе меньшее выборов. Выяснилось, что «звезды» часто недооценивают число отданных им предпочтений, особенно по эмоциональному критерию. Возможно, это люди не проявляют лидирующего поведения в группе, хотя и пользуются симпатией коллектива. Это лишний раз указывает на то, что нельзя смешивать такие понятия как «звезда» и «лидер».

Следующий способ проведения аутосоциометрии – прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе. Оно производится обычно с использованием каких-то категорий. Например, каждого ученика можно попросить распределить всех своих одноклассников, в том числе и себя, на четыре группы:

сверстники симпатичные очень многим;

симпатичные многим;

только некоторым;

не пользуются симпатиями в классе.

Для проведения исследования можно использовать круги, прономерованные соответствующим образом (или цветные), фотографии, таблички с фамилиями. Этот способ также может быть дополнен прорисовкой стрелок, обозначающих взаимные симпатии и антипатии. Для дошкольников часто используют изображения или макеты домов (дворцов, избушек...)

Данные получаемые таким образом подлежат обработке. Обычно каждой категории приписывается определенные значения: например, наиболее симпатичной группе – 4 балла, а тем, кто не пользуется симпатиями – 1 балл. Таким образом, можно вычислить предполагаемый (приписываемый) статус каждого человека. Для этого подсчитывается число членов коллектива, которые поместили данного индивида в соответствующую категорию. Обозначим буквами a, в, с, d количество людей, поместивших i – члена в разные статусные категории, тогда его статус можно посчитать по такой формуле:

4 a + 3 b + 2 c + 1 d

С i = ___________________________________;

n – 1

n – количество всех людей в группе.

Например, сотрудника Николая трое людей в группе отнесли к очень симпатичным, пять человек поместили его в категорию «симпатичный группе», один человек – «симпатичен только некоторым» и никто не посчитал, что он не пользуется симпатиями в коллективе. Следовательно его предполагаемый статус равен

4 * 3 + 3 * 5 + 2 * 1 + 1 * 0 29

С н = _________________________________________ = _______ = 3,6

9 – 1 8

Максимально возможное число статуса равняется 4, это произойдет в случае, когда все участники отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный». Если какой-то участник группы приписывает большинству статус 1 и 2 групп, то говорят о его центростремительной установке, а если 3 и 4 – центробежной.

Видение своего положения в системе межличностных отношений может быть выражено и косвенным путем, например, в так называемом упражнении «Планеты», один из вариантов которого описан в книге А. Добровича. Это упражнение заимствовано из социодрамы, и оно может быть включено в тренинг личностного роста или использовано в русле учебных занятий по психологии. Обычно оно проводится следующим образом. Кого-то из группы (лучше по желанию) просят выйти на середину комнаты и закрыть глаза. Участники группы становятся вокруг этого человека (протагониста) на такое расстояние, которое соответствует их ощущениям психологической дистанции между ними и протагонистом. Те, кто чувствуют большую близость, встанут соответственно ближе, чем те, для кого этот человек кажется более далеким. Поскольку, протагонист стоит с закрытыми глазами, он не знает, кто куда встал. Далее ведущий просит всех запомнить свое место и встать вокруг протагониста на равное расстояние. После того как протагонист откроет глаза, ведущий предлагает ему предположить, где кто стоял и самому расставить всех на их предполагаемые места. Наконец, когда все расставлены, участников группы вновь просят встать в то положение, которое они выбрали первоначально. Таким образом, у протагониста появляется возможность проверить правильность своих предположений.

То, что мы сейчас называем аутосоциометрией, можно найти у Дж. Морено под названием социометрический перцептивный тест. Он используется в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Помимо того, что испытуемый в соответствии с заданным критерием отмечает свои выборы, он отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его социальной группы, характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, эти люди к нему испытывают. Сопоставление перцептивных социограмм с соответствующими реальными социограммами показало, что у психически здоровых людей результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в значительной степени совпадают.

В исследованиях Я.Л. Коломинского проводилось сравнение измеренного с помощью социометрии положения школьников и студентов в группе и их представления о своем положении. Оказалось, что «отвергнутые», не принятые одногруппниками люди, как правило не осознают своего реального положения. Хотя они знают, что нелюбимы, но все-таки не могут представить, насколько велико отрицательное отношение к ним, и приукрашивают реальное положение вещей. Подобное явление можно объяснить как действием защитных механизмов – негативная информация, которая разрушает сложившуюся положительную Я-концепцию, игнорируется или вытесняется, так и явлением когнитивного диссонанса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.
В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Особенно широко используются в социологических исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести социометрию, которая как разновидность психологического теста на опросе и является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.
Изучение характера взаимоотношений членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии. Социология позволяет измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые сплоченные образования, лидеров и т.д.
Результаты социометрических исследований по каждому из критериев фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).
Будучи простой в употреблении, социометрия широко используется социологами-практиками для диагностики групповой сплоченности, выявления лидеров. Вместе с тем была доказана ограниченность данной процедуры, ибо с ее помощью фиксируются поверхностные, не глубинные взаимоотношения. Для разработки мероприятий по управлению развитием взаимоотношений в обследуемых группах следует прибегнуть еще к другим методам исследования, позволяющим выявить специфику групп, их ценностно-нормативное единство, мотивацию сделанных социометрических выборов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...