Принципы работы автотестора.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Заключается в преобразовании величины измеряемого параметра в пропорциональное ему напряжение постоянного тока, которое через соответствующий переключатель подается на один из двух аналого-цифровых преобразователей и выводится на цифровое табло. Рис. 13.4. Передняя панель автотестера К-295. I - панель переключателей на девять положений для выбора диапазона измерений; 1. При проверке эффективности работы Drmin цилиндра двигателя (изменение частоты вращения двигателя); 2. Uпр - при проверке контактов прерывателя; 3. Uб - для проверки напряжения батареи; 4. Uх-напряжен. подаваемого на катушку зажигания; 5. КV – вторичного электрического напряжения; 6. a% - угла замкнутого состояния контактов прерывателя (на крышке верхнего прибора есть шкала для перевода a% в a°); 7. Угла опережения зажигания j; 8, 9. Электрического сопротивления в Ом и КОм. II. Панель переключателей выбора цилиндров на 9 положений «1-8» и измерения постоянного тока «А»; 10 – кнопочный переключатель на три положения «4», «6», «8»;11 – левая панель; 12 – правая панель; 13, 14 – лампы сигнализации измеряемой величины (Drmin), А; На задней панели автотестера расположены: Рис. 13.5. Задняя панель автотестера:
1. Разъем для подключения осветителя (стробоскопа) 2. Разъем датчика тока («А») 3. Провода («R, Uх») обозначены «+» и «–» на клеммах. 4. Разъем жгута проводов 5. Предохранитель 6. Гнездо 1 – вход сигнала 1-го цилиндра 7. Гнездо «пр» – вход для проверки погрешности при измерении относительного угла замкнутого состояния контактов прерывателя частоты вращения и изменения частоты вращения при отключении цилиндров. 8. Гнездо j° – выход для проверки погрешности при измерении угла опережения зажигания и синхронизации внешнего осциллографа
9. Гнездо U1 - выход сигнала первичного напряжения системы зажигания. 10. Гнездо U2 - выход сигнала вторичного напряжения системы зажигания. 11. ^ для соединения с корпусом автомобиля.
Подключение к двигателю.
Подключать автотестер к двигателям в следующем порядке, представленном на рис. 13.7. 1. Зажим «М» (жгута 3) к клемме аккумуляторной батареи (рис. 13.6). 2. Зажим «Пр» (жгута 3)- к выводу катушки зажигания соединенного с прерывателем 3. Зажим «Б» (жгута) к клемме (+) 4. Датчик напряжения (б) - на высоковольтный провод катушки 5. Датчик импульсов (а) - на провод свечи зажигания.
Рис. 13.6. Схема соединительных проводов автотестера К-295
Рис. 13.7. Схема первоначального подсоединения автотестера
Такое подключение автотестера к проверяемому двигателю позволяет проводить проверку систем зажигания и электрооборудования без отсоединения проводов.
Порядок работы. 1. Общие указания. Нажать кнопку переключателя числа цилиндров 4, 6 или 8 (рис. 13.4) в зависимости от двигателя (при проверке двухцилиндровых двигателей все кнопки отпущены) Нажать кнопку «А». Установка нуля осуществляется корректором на правой стяжке автотестера. Подключить к двигателю жгут автотестера. В случае измерения отдельных параметров достаточно подключить только те зажимы и датчики, которые задействованы в измерении.
2. Проверка аккумулятором батареи. Подключить зажим «М» (рис. 13.6) на «-», а зажим «Б» на вывод «+» аккумулятора. Зажим «-» провода 3 на корпус двигателя, зажим «+» на кнопку «+» аккумулятора. Нажимаем кнопку «Uб». Считать показания напряжения батареи по левому индикатору после 5 мин выдержки в обесточенном состоянии. Оно должно быть в пределах (12-13) В.
Установить датчик тока на провод соединяющий аккумулятор с потребителями. Нажать кнопку «А». Включить зажигание автомобиля и потребители, чтобы разрядный ток, контролируемый индикатором автотестера, был примерно равен 0,1 емкости аккумулятора. Если при измерении тока загораются оба светодиода «Г/min» и «А», то надо перевернуть датчик тока на 180 °. Ориентировочная зависимость между напряжением исправной аккумуляторной батареи и степенью ее заряженности отражена в табл. 13.5.
Таблица 13.5. – Степень разряженности батареи
Повышенное напряжение значит перезарядку. Пониженное является признаком разряженности или неисправности батареи.
3. Проверка стартера. Отсоединить центральный провод высокого напряжения от распределителя и закрепить его на корпус перемычкой входящей в комплект автотестера для предотвращения запуска двигателя. Установить датчик тока на проводе, соединяющем аккумуляторную батарею и стартер. Включить стартер на (5-10) с., зафиксировать показания индикаторов автотестера. Напряжение аккумуляторной батареи должно быть не ниже 9,5 В ток, потребляемый стартером должен соответствовать нормативному значению.
Таблица 13.6.Данные для проверки стартера.
Снижение напряжения ниже нормы может быть из-за разряженности аккумуляторной батареи или при плохом контакте в стартерной цепи. Для уточнения измерить напряжение «Uб» и «Uх» при повторном включении стартера. Если «Uх»< «Uб» на 0,3 В и более, то плохой контакт. Причиной повышенного тока стартера может быть его неисправность. Недостаточная частота прокручивания коленвала стартером при нормальном напряжении и токе стартера не превышающих норму, может быть из-за плохого контакта в цепи.
Последовательно подключая зажим «+» провода 3 автотестера на контактном соединении от аккумулятора к стартеру при нажатой кнопке «Uх» определить плохой контакт, по наибольшему падению напряжения при кратковременном включении стартера.
4. Проверка первичной цепи системы зажигания. 4.1. Проверка напряжения на батарейной клемме катушки зажигания. Подключить зажим «М», «Б» на «-» и «+» аккумуляторной батареи, соответственно. Зажим «-» провода 3 на массу «-» двигателя, зажим «+» на батарейную клемму катушки зажигания «ВК-Б», «Б» для контактной системы зажигания. (ВАЗ-2101…2107, ГАЗ-53 «Москвич») или на клемму добавочного сопротивления «ВК-Б» для контактно-транзисторных (с коммутатором ТК-102) или на клемму «+» добавочного сопротивления для бесконтактных систем зажигания с магнитоэлектрическими датчиками (автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3302, ГАЗ-31029) Нажав кнопку «И» включить зажигание, медленно проворачивая коленвал, замкнуть контакты прерывателя. Напряжение при этом должно уменьшаться, но не более чем на 0,5 В. Если падение напряжения больше допустимого, то неисправен выключатель зажигания или ослаблены контакты в цепи. Для обнаружения плохого контакта нужно поперемещать зажим «+» провода 3 от клеммы катушки на клемму «+» аккумулятора.
Рис.13.8.Схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ-2106-2121.
4.2. Проверка состояния контактов прерывателя (контакты системы зажигания) Подключить клеммы «М» и «Б» к клеммам аккумулятора. Зажим «-» провода 3 к минусу батареи, зажим «Uпр» жгута проводов к выводу катушки зажигания соединенному с прерывателем. Нажать кнопку «Uпр», включить зажигание. Медленно проворачивая, коленвал двигателя, замкнуть контакты прерывателя. При этом показатели левого индикатора должны измениться от напряжения батареи до падения напряжения на замкнутых контактах прерывателя. Величина падения напряжения не должна превышать 0,2 В для контактных систем зажигания и 0,1 В для контактно-транзисторных систем.
Повышенное падение напряжения может быть следствием плохого состояния контактов прерывателя, ослабления контактных соединений в прерывателе или плохого контакта между корпусом распределителя и «-» и аккумулятора. Для проверки последнего подключить зажим «-» провод 3 непосредственно на корпус распределителя. Если напряжение понизится, то состояние контактных соединений неудовлетворительное.
4.3. Проверка систем зажигания с коммутатором ТК-102
Подключить зажим «-» провода 3 к корпусу двигателя, зажим «+» к безымянной клемме катушки зажигания. Нажать кнопку «Uх». Включить зажигание и провернуть коленвал. При замыкании контактов прерывателя показания левого индикатора должны быть не более 1,5В, а при размыкании напряжение не должно отличаться от напряжении на клемме «ВК-Б» добавочного резистора СЭ-107. В противном случае проверить напряжение во всех элементах первичной системы зажигания при разомкнутых контактах прерывателя. Элемент, до которого напряжение есть, после которого нет - неисправен. Напряжение на всех клеммах кроме «М» коммутатора ТК-102 не должно отличаться от напряжения на клемме ВК-Б добавочного резистора СЭ-107.
Рис.13.9. Схема системы зажигания автомобиля ЗИЛ
4.4. Проверка бесконтактных систем с магнитоэлектрическим датчиком. Подключить зажим «-» провода 3 к корпусу двигателя, зажим «+» к клемме катушки зажигания соединенной с коммутатором.
Рис.13.10. Бесконтактная система зажигания автомобиля ГАЗ-24-10.
При включенном зажигании напряжения находится в пределе 2…4В. Переключить зажим «Б» жгута на клемму катушки зажигания соединенную с добавочным резистором. Напряжение должно составлять 5,7…7,3В. Если напряжение на обеих клеммах катушки равны нулю, то не исправен добавочный резистор. Если напряжение не соответствует норме – не исправен коммутатор или плохое соединение катушки зажигания с добавочным резистором и коммутатором. Для проверки соединений проверить напряжение на клемме коммутатора, соединенного с катушкой зажигания, и напряжение на клемме добавочного резистора, соединеного с катушкой. Эти напряжения не должны отличаться от напряжения на катушке зажигания более чем на 0,2 В. В случае, когда двигатель не запускается (отсутствует высокое напряжения на катушке зажигания), а первичная цель исправна, проверить датчик распределителя. Для этого подключить зажим «+» провода 3 к клемме «Д» коммутатора. Включить зажигание. Нажать кнопку «К» автотестера. Сопротивление исправного датчика должно быть в пределах 100…200 Ом для 8-цилиндровых двигателей и 500…800 Ом для 4-цилиндровых.
4.5. Проверка бесконтактных систем зажигания с датчиками Холла (двигатели ВАЗ-2108).
Рис.13.11. Схема системы зажигания автомобиля ВАЗ-2108.
Подключим зажим «-» и «+» провода 3 к корпусу и выводу «Б» катушки зажигания. Нажать кнопку «Uх» и измерить напряжение. Подключить зажим «+» к выводу «К» (коммутатор) катушки. Медленно провернуть коленвал спец. ключом (можно вывесить на домкрате одно из колес, включить передачу, и провернуть колесом). Напряжение должно измениться от уровня напряжения на выводе «Б» до уровня на 3,2…4,5 В меньше чем на клемме «Б». Если остановим коленвал в момент уменьшения напряжения, то через 4…7 сек. оно должно вернуться к прежнему уровню. Для проверки датчика подключить зажим «+» к среднему (2) контакту разъема на распределителе. При медленном поворачивании коленвала, напряжение должно измениться, от уровня не более 0,4 В до уровня не более, чем на 3 В меньшего напряжения аккумуляторной батареи. 4.6. Проверка относительного угла замкнутого состояния контактов прерывателя. (ОУЗСК)
Подключить зажим «М» к корпусу двигателя, зажим «Пр» к выводу катушки зажигания, соединенному с прерывателем (коммутатором). Нажать кнопку «α %». Подключить провод высокого напряжения к центральному гнезду распределителя. Запустить двигатель, и на холостом ходу, снять показания ОУЗСК с левого индикатора. Для перевода ОУЗСК из % в градусы необходимо пользоваться формулой
α˚=α% х 3,6/N
где N –число цилиндров или шкал нанесенных на крышке автотестера.
4.7. Проверка напряжения заряда аккумуляторной батареи и генератора.
Подключить зажим «М» и «Б» на клеммы «-» и «+» аккумулятора батареи зажим «Пр» к выводу катушки зажигания соединенному с прерывателем (коммутатором). Установить датчик тока на провод идущий от генератора к регулятору напряжения. Нажать кнопку «Uб». Запустить двигатель и установить частоту вращения и ток нагрузки соответствующие режиму проверки регулятора напряжения. Контроль тока производить автотестером, нажав кнопку «А». Изменять ток нагрузки можно включением различных потребителей (фары, вентилятор). Напряжение заряда аккумуляторной батареи должно соответствовать данным, приведенным в таблице 13.8. Если режим проверки регулятора напряжения не известен, то установить частоту вращения коленвала двигателя 2000…2500 об/мин и включить дальний свет фар. Для стабилизации зарядного тока дать поработать двигателю 5…10 мин. Показания вольтметра должны соответствовать данным табл.13.7.
Табл.13.7.Номинальное напряжение генератора.
Таблица 13.8. Автомобильные генераторы переменного тока.
Если напряжение выше нормы, то возможны следующие неисправности: - плохой контакт в цепи от «+» генератора до регулятора напряжения - неисправен регулятор - регулятор отрегулирован на высокое напряжение Если напряжение ниже нормы, то: - слабое натяжение ремня генератора - плохой контакт в соединениях - неисправен регулятор - неисправен генератор - регулятор отрегулирован на низкое напряжение
4.8. Проверка начального угла и регуляторов опережения зажигания.
Отсоединить трубку вакуумного регулятора от распределителя. Протереть или обозначить мелом подвижные контрольные метки на двигателе для лучшей видимости. Подключить зажим «М» к выводу катушки зажигания, соединенный с прерывателем (коммутатором). Установить датчик импульсов на проводе свечи зажигания первого цилиндра. Нажать кнопку «j°» (рис. 13.4). Запустить двигатель и установить наименьшую устойчивую частоту вращения, при которой не работает центробежный регулятор. Установить регулятор на осветителе (стробоскопе) в положении максимальной задержки (макс. показатель индикатора). Если осветитель работает с пропусками вспышек и показания индикатора в момент пропуска близки к нулю, то перевернуть датчик на свечном проводе на 180º. Если это не устранило дефект, вывернуть и проверить свечу первого цилиндра. При этом возможные неисправности: - чрезмерный нагар на свече - мал зазор - обрыв провода Если видны дополнительные вспышки стробоскопа и показания тахометра нестабильны, то возможны такие неисправности, как: - пробой изоляции свечного провода - отсутствие или пробой помехоподавительных резисторов в высоковольтных цепях. Для устранения помех можно использовать более длинный провод и расположить его вместе с датчиком в удалении от остальных высоковольтных проводов. Установить регулятор на осветителе в положении минимальной задержки (минимальные показания индикатора, лампа осветителя вспыхивает). Направить луч осветителя на контрольные метки. В результате стробоскопического эффекта метка на вращающем шкиве (маховике) будет казаться неподвижной. При правильной установке начального угла опережения зажигания метка момента зажигания на подвижной детали должна совпадать с неподвижной меткой на двигателе. Если не совпадает, то ослабляем крепление распределителя и поворачивая его, добиваемся совпадения меток, затягиваем и снова проверяем. Если имеется только метка ВМТ, то поворачивая регулятор на осветителе, совместить метки. После этого по индикатору автотестера произвести отчет начального угла опережения зажигания и сравнить с нормативным. В случае отклонение отрегулировать. Для этого поворачивая регулятор на осветителе исправить на индикаторе показания до нормативного значения угла. Если при проверке метки нестабильны, то возможны следующие неисправности: - износ деталей привода распределителя - заедание рычага прерывателя на оси - износ втулок приводного валика - не работает вакуум или центробежный регулятор Поэтому после установки нормативного значения угла необходимо проверить работу регулятора. Установить регулятор на осветителе в положение минимальной задержки. Осветить метки. Плавно увеличивать частоту вращения коленвала двигателя. При этом, вращающаяся метка, должна плавно без рывков, сдвигаться относительно неподвижной, что свидетельствует о работе центробежного регулятора. Для снятия характеристики центробежного регулятора необходимо провести несколько замеров при разных оборотах, и каждый раз измерять угол опережения совмещая метки. Значения угла опережения зажигания для различных автомобилей приведены в табл. 13.9.
Таблица 13.9. Значение угла опережения зажигания начальное (на холостых оборотах).
Регулировку частоты вращения коленвала проводить при помощи винта количества смеси карбюратора. Если имеется совмещение меток момента зажигания и точно установлен начальный угол, то показания индикатора дают непосредственно угол центробежного регулирования. Если имеется только метка ВМТ, то при совмещении меток показания индикатора дают сумму начального угла и угла центробежного регулирования. В этом случае для получения угла центробежного регулирования необходимо из показания автотестера вычесть величину начального угла опережения зажигания. Обычно достаточно снять показания в трех точках: - в точке начала работы центробежного регулятора - в промежуточной точке - точке окончания работы центробежного регулятора, в которой угол наибольший. Если значение отличаются от нормы, то это может быть вызвано следующими причинами: - неправильное натяжение пружин грузиков; - заедание грузиков на осях и в прорезях; - загрязнение или окисление детали центробежного регулятора. Автотестер замеряет частоту вращения коленвала двигателя и угла опережения зажигания по коленвалу. Если характеристика центробежного регулятора дана по валу распределителя, то значение частоты вращения и угла опережения необходимо удвоить. После присоединения трубки вакуумного регулятора к распределителю на частоте вращения коленвала с максимальным центробежным регулированием, метка должна заметно сместиться. Если нет, то возможны неисправности: - Засорение отверстий в карбюраторе и трубке вакуумного регулятора. - неисправность уплотнения или мембраны - повреждение или поломка пружины мембраны
4.9. Проверка вторичного напряжения системы зажигания.
Установить датчик напряжения на высоковольтном проводе соединяющем катушку зажигания и распределитель, а датчик импульсов на проводе свечи первого цилиндра. Нажать кнопку «КV». Запустить двигатель. На холостом ходу определить пробивное значение напряжения на каждой свече зажигания. Для этого поочередно нажать кнопки «1…8» переключателя выбора цилиндров и считать показания на индикаторе. Если нажата кнопка «3» и порядок работы 1-3-4-2, то измеряется напряжение на свече 4 цилиндра. Пробивные напряжения на каждой свече должны находиться в пределах 8…14 кВ и отличаться друг от друга не более, чем на 3 кВ, если напряжение на всех свечах превышает 14 кВ, то возможны неисправности: - изношены электроды или большой зазор между электродами свечи - большое падение напряжения на роторе распределителя - бедная смесь Если напряжение на всех свечах меньше 8 кВ то: - зазор ниже нормы на свечах - неправильная установка угла опережения зажигания - богатая смесь Если напряжение на свечах отличается более чем на 3 кВ, то: - разные зазоры в свечах - поврежден свечной провод или крышка распределителя (высокое напряжение) - недостаточная компрессия в цилиндре (низкое напряжение). Замкнуть на корпус поочередно все свечи, измеряя при этом падение напряжения (возможно только для контактных систем зажигания, для бесконтактных и контактно-транзисторных возможен выход из строя коммутатора). Падение напряжения меньше чем на 5 кВ свидетельствует о допустимом зазоре между ротором и крышкой и удовлетворительное состояние проводов. Если падение больше 5 кВ, то возможны неисправности: - обрыв свечного провода - износ электрода ротора или боковых электродов крышки распределителя, неправильно установлена крышка распределителя При помощи захвата, входящего в комплект автотестера, отсоединяем поочередно высоковольтные провода от свечей, измеряя при этом напряжение на каждом проводе. Величина напряжений должна быть одинакова для всех цилиндров, и соответствовать нормативным значениям для данной катушки зажигания. Если напряжение ниже нормы на всех цилиндрах, то возможны неисправности. - внутреннее замыкание в катушке зажигания - напряжение на первичной обмотке катушки не соответствует норме - неисправен конденсатор - пробой катушки или провода идущего от катушки Если напряжение ниже нормы на одном или нескольких цилиндрах, то возможен пробой на корпусе крышки распределителя или свечных проводов.
4.10. Проверка эффективности работы цилиндров двигателя.
Подключить зажим «М» на корпус двигателя, зажим «Пр» к выводу катушки зажигания, соединенного с прерывателем (коммутатором). Установить датчик импульсов на проводе свечи зажигания первого цилиндра. Нажать кнопку «Δr/min». Запустить двигатель и при помощи винта количества смеси карбюратора установить частоту вращения в пределах 1200…1500 об/мин. Колебания частоты вращения связанные с неустойчивой работой двигателя не должны превышать 20 об/мин. Неустойчивая работа двигателя возможна в следующих случаях: - нарушения установки момента зажигания - неисправность свечей - засорение или неполная затяжка холостого хода (топливного) - нарушение зазоров в клапанах - уменьшение компрессии в цилиндрах. Нажать кнопку «1» переключателя выбора цилиндров. Выключается зажигание в первом цилиндре. Произвести отчет показаний на левом индикаторе после их стабилизации в течение 5…10 с. Отпустить кнопку «1» легким нажатием на любую другую кнопку переключателя выбора цилиндров. С интервалом 10 с, необходимым для восстановления первоначальной частоты вращения, проверить остальные цилиндры. Номера кнопок переключателя выбора цилиндров соответствует порядку зажигания. Если нажата кнопка «3» и порядок работы цилиндров 1-3-4-2, то включено зажигание в 4 цилиндре. Работа в цилиндре считается неудовлетворительной, если уменьшение частоты вращения при его отключении составляет менее 75% от наибольшего значения, полученного при поочередном отключении всех цилиндров - например: 1 ц –100, 2 ц –80, 3 ц –70, 4 ц – 30. Третий и четвертый работают неудовлетворительно. Причины: - неисправность свечей - нарушение зазоров в клапанах или их прогорание - уменьшение или потеря компрессии - подсос воздуха через впускной коллектор.
4.11. Измерение сопротивлений некоторых элементов электрооборудования Нажать кнопку необходимого предела измерений и установить нулевые показания на индикаторе резистором установки нуля при замкнутых зажимах «+» и «-» провода 3. Подключить зажимы к объекту измерений, провести отсчет показаний. Два предела измерений обеспечивают измерение сопротивлений обмоток катушек зажигания, свечных проводов, помехоподавителей и других элементов, а так же проверку полупроводниковых приборов. Значение сопротивлений приведено в табл. 13.10. Таблица 13.10. Сопротивление.
Запрещается измерять сопротивление объектов находящихся под напряжением. 4.12. Подключение осциллографа к автотестерам.
Для визуального наблюдения электрических процессов в системе зажигания двигателя на задней панели автотестера имеются гнезда, которые служат для подключения осциллографа. Для наблюдения первичного напряжения подключить осциллограф к гнездам «Их» и «┴», для вторичной к гнездам «И2» и «┴» для внешней синхронизации развертки подключить вход синхронизации осциллографа к гнезду «α°»
Протокол. Проверки тех. состояния бензинового карбюраторного двигателя с номинальным напряжением 12В. Марка автомобиля …………. Двигатель …………….
Контрольные вопросы. 1. Перечислить основные неисправности контактной системы зажигания. 2. Как проверить угол опережения зажигания. 3. Как проверить состояние аккумулятора. 4. Возможные неисправности безконтактной системы зажигания. 5. Как проверить систему зажигания без приборов? 6. Как отрегулировать угол опережения зажигания на автомобилях?
Литература
1. Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Г.Л, Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей: Устранение и предупреждение неисправностей. – М.: Транспорт, 2000 301 с. 2. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт 1990 - 256 с. 3. Инструкция по эксплуатации цифрового автотестера модели К 295. Паспорт К2960000000ПС. Новгородский опытно-экспериментальный завод «ГАРО» 30 с. 1992 4. Инструкция по эксплуатации комплекта изделия для очистки и проверки искровых свечей зажигания модели Э 203 Э-203.-00000 П.С.1991
Методические указания к лабораторной работе «Диагностика и техническое обслуживание электрооборудования автомобилей. (Система зажигания)».
Составитель: Кучков Сергей Борисович
Компьютерная верстка: А.Г. Тетенов Макет-оригинал подготовлен Тетеновым А.Г. Сдано в набор Подписано к печати
Отпечатано на множительном участке пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова Тираж экз. 614000, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|