Глава 5. Усыновление и воспитание детей в однополых парах по законодательству зарубежных стран
Современное развитие вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ), а также изменение семейных форм, как и либерализация отношения к однополым союзам, ставят на повестку дня вопрос правового опосредования отношений, складывающихся в семьях, созданных двумя лицами одного пола, воспитывающих совместно детей. Реальность таких семей и необходимость защиты интересов детей, которые в них воспитываются, постепенно признается на международном уровне. Так, в январе 2010 г. в Парламентской ассамблее Совета Европы был представлен доклад о дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в странах-участницах. Среди сфер, в которых такая дискриминация проявляется, были выделены и семейные отношения. Докладчик отметил: «Международное и национальное право зачастую не признает реальность семейных отношений таких (воспитываемых в однополых семьях - примечание мое - Е.Б.) детей, потенциально ставя под угрозу их юридическую защиту»[179]. По итогам доклада Комитет министров принял соответствующую реко- мендацию[180], а, кроме того, в настоящее время разрабатывается новая Европейская конвенция о семейном статусе[181], в которую планируется включить и нормы о ро- дительстве в альтернативных, в том числе однополых семейных союзах[182]. Усыновление и воспитание детей в однополых парах разрешено законами некоторых стран мира. Социологические исследования показывают, что такие пары намного чаще разнополых пар выражают желание усыновлять и воспитывать детей-инвалидов, инфицированных ВИЧ или «трудных» (неблагополучных) детей старшего возраста. В результате многолетних научных изысканий также выявлено, что дети в таких семьях не становятся гомосексуальными чаще, чем в разнополых[183]. Несмотря на это, оппоненты подобной практики усыновления и воспитания утверждают, что благополучие ребенка в таких союзах находится под угрозой, так как, по их мнению, существует связь между гомосексуальностью и педофилией, а также из-за того, что в таких семьях отсутствует ролевая модель противоположного пола.
Следует остановиться на ряде спорных моментов по указанному вопросу. Активистами правозащитного ЛГБТ-движения во многих странах мира вопрос об усыновлении и воспитании в однополых семьях ставится по важности на один уровень с вопросом о легализации однополых гражданских партнерств. Неоднозначность этого вопроса обычно выражается в сомнениях о том, существуют ли какие-либо негативные последствия для развития ребенка, воспитанного в однополой паре. В частности, это вопросы о расстройствах гендерной идентичности, склонности к какой- либо определенной сексуальной ориентации или об общем благополучии таких детей. Например, в обзоре публикаций, проведенном консервативной христианской организацией под названием «Family Research Council», утверждается, что существует связь между мужской гомосексуальностью и педофилией и что по этой причине опасения относительно угрозы нормальному воспитанию детей в однополых парах в целом оправданы[184]. Однако это утверждение не подтверждается выводами отчета «Американского объединения за гражданские свободы» (American Civil Liberties Union, сокр. ACLU), в которых говорится, что большое количество опубликованных социологических исследований установило вероятность «сравнительной нормальности» детей, выращенных в однополом окружении[185]. При сравнении таких детей с детьми разнополых родителей не обнаружено различий в «степени популярности, социальной адаптированности, гендерной поведенческой роли, гендерной идентичности, сообразительности, самопринятии, в эмоциональных проблемах, интересе к браку и воспитанию, в самоконтроле, моральном развитии, независимости, функциях эго, объективных отношениях или самооценке»[186].
Американская психологическая ассоциация поддержала усыновление и воспитание детей в однополых парах своими официальными заявлениями от 2004 года[187]. Американская медицинская ассоциация выпустила аналогичное заявление, поддерживающее практику усыновления детей однополыми парами, а также призывающее своих членов бороться за устранение неравенства в сфере здравоохранения для таких детей[188]. В 2007 году социологами Амстердамского университета было проведено исследование 100 гетеросексуальных и 100 лесбийских пар, в которых дети четырех-восьми лет воспитывались с самого рождения. Количество мальчиков и девочек в исследуемых группах было примерно одинаковым. В результате исследования оказалось, что обнаружить разницу между уровнем благополучия детей в этих семьях не удается. Полученные данные согласуются с проведенными ранее американскими исследованиями[189]. Некоторые оппоненты усыновления в однополых парах задаются вопросом, сможет ли такое окружение предоставить ребенку адекватные гендерные роли. Суть подобных возражений сводится к тому, что без мужской или женской ролевой модели дети не смогут правильно развиться и воплотить эти роли в своих будущих гетеросексуальных отношениях[190]. Тем не менее, результаты ряда исследований неоднократно демонстрировали, что дети, выращенные лесбиянками, в своей общей массе ведут себя согласно стереотипным половым ролям. Среди таких детей ученые наблюдали лишь некоторую размытость в игровых предпочтениях (по типу «куклы против автомобилей»), а также в стереотипных гендерных представлениях о карьерных стремлениях[191]. Среди специалистов достигнут консенсус о том, что семейное окружение, состоящее из одного родителя, сказывается на ребенке хуже, чем семья, состоящая из двух. Развитие этого тезиса используется многими группами, противодействующими усыновлению в однополых семь- ях[192]. Например, д-р Джеймс Добсон (James Dobson), основатель консервативной организации «Focus on the Family», защищающей традиционные семейные ценности, ссылается на существование «сотен, если не тысяч, статей и исследований, демонстрирующих, что дети лучше всего себя чувствуют в семье с матерью и отцом, показывающим им ролевые модели и преданность друг дру- гу»[193]. Соответствующий довод о том, что однополая семья для ребенка непригодна, основывается на предположении, что дети с одним родителем страдают из-за отсутствия одной ролевой модели, тогда как причина, по мнению ACLU, на самом деле может заключаться в дефиците родительской заботы и недостатке внимания, что наблюдается в семье с одним родителем[194]. В отчете ACLU выражается мнение, что неясно, каким образом исследования семей с одним родителем связаны в этом свете с предположениями о качестве воспитания в однополой паре с двумя родителями.
Другим доводом против воспитания детей в однополых парах является сомнение, не станут ли дети копировать сексуальную ориентацию родителей и не будут ли они более подвержены гендерной дисфории, чем остальные. Результаты исследований близнецов позволяют сделать предположение, что на формирование ориентации влияет совокупность неких биологических факторов и факторов окружающей среды, хотя на данный момент среди специалистов отсутствует консенсус по поводу того, каковы конкретно эти факторы. Среди людей, которые в сознательном возрасте идентифицируют себя как гомосексуалы, подавляющее большинство воспитано разнополыми родителями. В результатах ряда опубликованных научных исследований, сравнивающих детей, которых воспитывали две матери, с детьми, выращенными матерью и отцом, не обнаружено связи между типом семьи и возникновением у детей впоследствии гомосексуальной ориента- ции[195]. Многие активисты, выступающие за право однополых пар усыновлять и воспитывать детей, отмечают, что существует дефицит приемных родителей для определенных категорий детей. В то время как приемные родители предпочитают усыновлять грудных детей, другие дети более старшего возраста, с инвалидностью, ВИЧ-инфицированные или дети из категории «трудных», могут из года в год кочевать по разным приютам, оставаясь сиротами. Согласно данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, «около 30% детей в приютах имеют серьезные эмоциональные, поведенческие проблемы или трудности в развитии»[196]. Исследование, проведенное Институтом Уильямса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показало, что однополые пары намного чаще гетеросексу- алов выражают намерение усыновлять детей более старшего возраста, инвалидов, страдающих различными заболеваниями или других детей, с усыновлением которых возникают трудности[197]. По оценкам исследователей, запрет на усыновление таких детей однополыми парами может принести США убытки в размере от 87 до 130 млн. долл. ежегодно.
Однако от споров морально-этического характера следует перейти к правовому регулированию указанного вопроса в законодательстве отдельных зарубежных стран. Так, усыновление детей однополыми парами разрешено законами о. Гуам и стран Андорра, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Южная Африка, Испания, Великобритания, в некоторых округах Канады и штатах США. В Дании, Германии, Исландии и Норвегии разрешается усыновление родного или приемного ребенка второго партнера, состоящего в гражданском союзе. В Ирландии и некоторых других странах отдельные граждане вне зависимости от их ориентации, одинокие или сожительствующие с партнером, могут подавать запрос на усыновление. Далее уместной будет обзорная характеристика положений законодательства об усыновлении однополыми парами ряда зарубежных стран. Соединенные Штаты Америки (далее - США) В США в законодательстве штатов Флорида, Миссисипи, Небраска, Оклахома, Юта и Вирджиния имеются законы, запрещающие однополым парам усыновлять детей. В штатах Калифорния, Коннектикут, Массачусетс, Нью Джерси, Нью Йорк, Пенсильвания, Вермонт, Вашингтон и округ Вашингтон разрешается усыновление вторым партнером в однополой паре по решению суда или в порядке, предписанном законом. В других штатах США суды также разрешали проводить однополым парам процесс усыновления ребенка второго партнера, хотя общего закона или решения суда на этот счет не существует. Суды одного и того же штата, но разных юрисдикций, могут принимать решения, противоречащие друг другу. Усыновление одним ЛГБТ-ро- дителем узаконено во всех штатах США, кроме Флориды. Это дает возможность однополым парам усыновлять детей в тех юрисдикциях, где не разрешается усыновление двумя партнерами, хотя при таком исходе официальным опекуном будет являться только один партнер. Исключение из этого правила существует в штате Юта, закон которого запрещает усыновление «лицом, состоящим в отношениях, которые не являются зарегистрированными брачными узами», что, однако, дает законную возможность одинокому человеку усыновлять детей, но делает незаконным усыновление в паре, которая проживает вместе, независимо от сексуальной ориентации. Критики такой запретительной политики также указывают на тот факт, что хотя во многих штатах существует запрет на усыновление однополой парой, эти же пары могут выступать в роли опекунов без права ребенка проживать с ними.
Канада В Канаде усыновление находится в юрисдикции местных властей, поэтому закон варьируется от одной провинции или территориального округа к другому. Усыновление однополыми парами узаконено в провинциях Британская Колумбия, Манитоба, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Онтарио, Квебек, Саска- чеван и в Северо-Западных территориях. В провинции Альберта разрешается усыновлять ребенка второго партнера. Усыновление в однополых парах незаконно в Нью-Брансуике, на острове Принца Эдуарда и в Нуна- вуте. В Юконе законодательство об усыновлении допускает двоякое толкование. Член парламента от «Новой демократической партии» Либби Дэйвис (Libby Davies) выступает за введение одинаковых общенациональных стандартов в отношении усыновления в однополых парах. Франция В феврале 2006 года Кассационный суд Франции вынес решение, что оба партнера в однополом союзе могут иметь родительские права на биологического ребенка партнера. Такое решение было вынесено в деле о передаче прав на двух дочерей одной женщины к ее партнерше по гражданскому союзу. Исландия 2 июня 2006 года парламент Исландии проголосовал за предложение разрешить усыновление, воспитание и помощь в искусственном зачатии для однополых пар наравне с разнополыми. Решение было принято единогласно и вступило в силу 27 июня 2006 года. Австралия Законы Австралии допускают усыновление на Территории федеральной столицы и в Западной Австралии. Усыновление ребенка второго партнера возможно в Тасмании. Израиль В январе 2005 года решением Верховного суда Израиля однополым парам было разрешено усыновлять ребенка второго партнера. Ранее в Израиле были разрешены ограниченные опекунские права для некровных родителей. Англия (Великобритания) В 2007 году от лица католических агентств по усыновлению в Великобритании, число которых составляет одну треть от всех благотворительных агентств, было заявлено, что они прекратят свою деятельность, если правительство издаст указ, предписывающий им рассматривать в качестве приемных родителей, кроме прочих кандидатов, и однополые пары[198]. Нидерланды С признанием в Нидерландах однополых браков изменилось и законодательство об усыновлении (1 апреля 2001 г.). Начиная с этой даты, две женщины или двое мужчин могут усыновить ребенка. Это правило касается лишь детей, постоянно проживающих в Нидерландах. Сегодня усыновителями ребенка из другой страны могут быть только разнополые супружеские пары. Закон от 1 апреля 2001 г. предусматривает усыновление также и гомосексуальными парами. Поэтому дети, воспитывающиеся двумя лицами, принадлежащими к одному полу, находятся под защитой закона вне зависимости от того, состоят ли эти лица в браке или нет. Единственное требование: до подачи заявления об усыновлении они должны проживать вместе не менее трех лет и не менее одного года совместно осуществлять воспитание ребенка. Необходимый период совместного проживания и заботы о ребенке партнером (фактическим или юридическим супругом родителя) такой же, как при усыновлении двумя лицами: совместное проживание с родителем ребенка - не менее трех лет, период осуществления заботы о ребенке - не менее одного года. Это последнее требование (годичный срок) не обязательно, если ребенок родился в лесбийском союзе и женщина-партнерша матери хочет его усыновить. Последняя может подать заявление об усыновлении сразу же после рождения ребенка. Это правило применяется независимо от формы сожительства (брак, зарегистрированное партнерство, фактические брачные отношения). Однако две женщины также должны прожить друг с другом не менее трех лет[199]. Следует обратить внимание и на меры, направленные на облегчение усыновления иностранных детей однополыми парами в Нидерланлах. Так, опрос, проведенный по этой проблеме в 25 странах, показал, что однополое усыновление детей из этих стран вряд ли возможно. В настоящее время лишь некоторые государства (в их числе США) допускают международное усыновление как для однополых пар, так и для одинокого усыновителя - гомосексуалиста, проживающего в другой стране. Осенью 2005 г. Министр юстиции Нидерландов Пи- ент Хайн Доннер (Piet Hein Donner) представил в Нижнюю палату Парламента законопроект, разрешающий усыновление однополыми парами детей из других стран, как следует из письма, направленного Министром в Нижнюю палату по итогам совещаний с членами Парламента, которые состоялись ранее и были посвящены этому вопросу. В ходе прошедших совещаний Министр юстиции заявил, что распространит на однополые пары действие Закона о приеме иностранных детей, находящихся на воспитании. Предполагаемые меры включают уменьшение периода ухода, предшествующего усыновлению ребенка одним родителем, с трех лет до одного года. На практике это означает, что процесс усыновления ребенка, родившегося за границей, одним мужчиной или одной женщиной может завершиться на два года ранее, чем это происходит сейчас. Действующим законодательством предусматривается, что лицо, осуществляющее уход за ребенком, становится его приемным родителем через три года. Изменение продолжительности периода ухода за ребенком благоприятно также для партнера приемного родителя, если таковой принимает решение об усыновлении (удочерении) ребенка из другой страны позднее. В этом случае также применяется положение об одногодичном периоде ухода за ребенком, предшествующем моменту получения статуса приемного родителя, однако в результате предполагаемого изменения общая продолжительность процедуры для обоих родителей может сократиться с четырех до двух лет. По инициативе Министра юстиции предполагается также отменить требование о совместном проживании в течение как минимум трех лет, действующее в отношении приемных родителей, желающих усыновить (удочерить) ребенка своего партнера. Эта поправка сделает возможным завершить усыновление ребенка, родившегося в лесбийской семье, сразу же после его рождения. При этом начать процедуру необходимо будет еще до рождения малыша, что позволит усыновить или удочерить его при появлении на свет. В том случае, если партнерша матери примет решение об усыновлении после рождения ребенка, акту усыновления возможно будет придать обратную силу с тем, чтобы его действие начиналось с момента рождения ребенка. Таким образом, правовой статус детей, родившихся в лесбийских семьях, будет тождественен статусу детей, родившихся от брака между мужем и женой[200]. Китай В Китае исключается усыновление китайских детей однополыми парами[201]. В свою очередь, К.А. Кириченко выделяет три возможные модели воспитания детей в альтернативных семьях: генезисную, функциональную и адаптационную. Генезисная модель (некоторые провинции Канады, штаты США, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, ряд европейских государств) - оба однополых родителя одновременно признаются юридическими родителями ребенка без прохождения процедуры усыновления. Родительский статус, как правило, придается небиологическому родителю на основании его участия в зачатии (в данном случае имеется в виду формирование и реализация намерения стать родителем совместно с партнером) путем распространения презумпции происхождения ребенка в браке на случаи его рождения в семье однополых родителей, состоящих в браке или квазибрачном союзе. В рамках генезисной модели можно выделить, в свою очередь, три подхода. Первый подход - гендерно-нейтральное толкование норм, закрепляющих презумпцию отцовства. Такое толкование дает возможность формализации родительского статуса небиологического родителя даже без изменения законодательства. Данный подход используется в судебной практике Калифорнии[202], а также (до соответствующих изменений закона) Новой Зеландии. Первые попытки законодательного ответа на требования, предъявляемые развитием репродуктивных технологий, стали предприниматься в Новой Зеландии еще в конце 80-х гг. XX в.: тогда в законе появились специальные нормы об установлении происхождения детей, зачатых с помощью ВРТ. Однако потребности однополых семей не были учтены, поэтому приспособление «традиционных» норм к альтернативным формам отношений первоначально происходило через судебную практику. Так, в деле A. v. R. (1999) суд удовлетворил иск матери ребенка о взыскании алиментов с ее бывшей партнерши, расширив рамки действовавшего на тот момент законодательства путем гендерно- нейтрального толкования[203]. Второй подход - признание неконституционными норм, регламентирующих особенности установления происхождения ребенка, зачатого с помощью ВРТ, лишь в отношении гетеросексуальных родителей. Суды признают, что установление различий в подобных ситуациях (супруг или партнер родившей женщины может быть признан родителем без усыновления, но для партнерши-женщины это недоступно) является недопустимой дискриминацией по признакам пола, брачного статуса и сексуальной ориентации. Подобные решения принимались в ряде провинций Канады (Онтарио, Нью-Брансуик, Британская Колумбия, Альберта), некоторых штатах США (Орегон, Нью-Джерси), ЮАР. К примеру, в деле Shineovich v. Kemp (Орегон, 2009)[204] заявительница, небиологическая мать детей, утверждала, что две нормы законодательства штата являются неконституционными, поскольку дискриминируют ее по признаку пола и сексуальной ориентации. Апелляционный суд штата не нашел дискриминации в первой норме (поскольку она устанавливала презумпцию отцовства в браке, где биологическое происхождение ребенка от отца, по крайней мере, предполагается, в случае же с однополыми семьями кровное родство исключается изначально). Однако вторая норма, согласно которой муж, давший согласие на искусственное оплодотворение жены, признается отцом рожденного ею ребенка, была признана неконституционной. Суд указал, что однополый брак не может быть заключен в Орегоне в силу внесенной в Конституцию поправки, согласно которой лишь брак между одним мужчиной и одной женщиной является действительным. Однако в данной норме ничего не говорится об отдельных правах и льготах, вытекающих из факта состояния в браке, потому намерение законодателя ясно: ограничения не касаются юридических привилегий, связанных с брачным статусом. Примером такой привилегии и выступает норма об установлении отцовства при применении ВРТ. Признавая соответствующую норму неконституционной, суд подчеркнул: «Мы не можем найти оправдания для лишения этой привилегии в связи с сексуальной ориентацией, особенно учитывая тот факт, что однополые пары могут стать юридически совместными родителями с помощью других средств - а именно, усыновления». Третий подход - изменение законодательства, как правило, путем прямого указания на возможность записи вторым родителем ребенка, зачатого с помощью ВРТ в однополой семье, партнерши родившей его женщины. При этом в фактический состав, порождающий родительское правоотношение между небиологической матерью и ребенком, входит, во-первых, брак либо квазибрачный союз между небиологической матерью и родившей ребенка женщиной, и, во-вторых, согласие небиологической матери на производство ВРТ ее супруге (партнерше). Наиболее стандартный вариант реализации рассматриваемого решения - расширение субъектной характеристики презумпций, обычно распространяющихся на мужчин - супругов или партнеров родившей женщины. Так, к примеру, произошло в канадских провинциях Манитоба[205]и Новая Шотландия[206], в американском округе Колумбия[207], Аргентине[208], Австралии, Новой Зеландии[209], в ряде европейских государств (Великобритании[210], Исландии[211], Испании[212], Норвегии[213], Швеции). Процесс закрепления возможности одновременной записи двух лиц одного пола родителями ребенка сопровождается юридическим признанием тех или иных форм отношений между однополыми партнерами, при этом последовательность шагов (введение института квазибрачного союза, открытие доступа к ВРТ однополым парам, определение правил об установлении родительства или о внутрисемейном усыновлении, а также расширение трактовки брака путем исключения из его основополагающих признаков указания на пол) может быть различной, и не всегда совместное родительство в однополой паре сопутствует возможности заключения однополого брака в стране. Тем не менее, в четырех из пяти рассматриваемых государств Европы, придерживающихся генезисной модели, возможность сородительства существует наряду с расширенным пониманием брака, пришедшим на смену института квазибрачного союза, сформированного специально для однополых пар. Таким образом, юридическое признание сородительства в однополых семьях выступает одной из составляющих перехода от концепции «равные, но особые» к полному равенству всех форм семьи вне зависимости от сексуальной ориентации ее членов. Следует также отметить, что законодатели некоторых государств не ограничились использованием стандартных правовых конструкций, проверенных временем (презумпции родительства, действие которой обусловлено согласием на ВРТ и наличием стабильных отношений между партнерами либо супругами), и разработали специальные инструменты, направленные на более эффективное регулирование отношений, возникающих при установлении родительства в отношении ребенка, зачатого с помощью методов вспомогательной репродукции. Так, в 2002 г. канадская провинция Квебек стала первой в мире юрисдикцией, признавшей возможность одновременной записи в качестве родителей ребенка двух лиц одного пола без использования процедуры усыновления. В Гражданский кодекс (далее - ГК) Квебека была введена специфическая конструкция «родительского проекта» (le projet parental). Такой проект, касающийся вспомогательной репродукции, действует с момента принятия одним лицом либо супругами по взаимному согласию решения о том, чтобы иметь ребенка через использование генетического материала третьего лица, не являющегося стороной родительского проекта. Сторонами родительского проекта одновременно могут быть и две женщины, при этом мать, которая не рожала ребенка, получает все права и обязанности, предоставляемые по закону отцу. После рождения ребенка стороны родительского проекта записываются его родителями, а оспорить запись можно лишь доказав отсутствие взаимного родительского проекта либо то, что ребенок был зачат не в результате использования ВРТ. В Англии (Великобритании) установление совместного материнства может происходить в настоящее время двумя способами. Наряду с установлением родительства в соответствии с брачной презумпцией возможно использование конструкции «согласованных условий о женском родительстве» (agreed female parenthood conditions). Такие условия должны удовлетворять пяти требованиям: небиологическая мать должна подтвердить свое согласие рассматриваться родителем ребенка, рожденного другой женщиной с помощью ВРТ; родившая мать должна дать согласие на то, чтобы небиологическая мать рассматривалась родителем ребенка; оба указанных согласия не должны быть отменены; родившая мать не должна изменить указание на субъекта (т.е. не должна дать согласие на запись какого-либо мужчины отцом ребенка, либо родителем ребенка - иной женщины); женщины не должны находиться в запрещенной степени родства. Так или иначе, новые инструменты, направленные на формализацию отношений между небиологическим родителем ребенка, зачатого с помощью ВРТ, и самим таким ребенком, основаны на признании значимости намерения первого создать семью и стать родителем. Именно намерение выступает основанием для наделения лица юридическим родительским статусом, что дает основание для выделения так называемой интенцио- нальной теории родительства[214]. Примером успешного оспаривания материнства партнерши родившей матери биологическим отцом ребенка является дело S.G. v. L.C. 2004 г.[215], где суд посчитал, что истец - не просто донор в чужом родительском проекте, но самостоятельный участник такого проекта наряду родившей матерью. Имеются и противоположные примеры - дело L.O. v. S.J. 2006 г.[216] Изменению традиционных правил об установлении происхождения ребенка нередко сопутствует и соответствующая корректировка легальной терминологии, используемой в семейном законодательстве или законодательстве об актах гражданского состояния. Так, в Исландии небиологическая мать обозначается термином «приемная мать» (kjormo ir), а в Норвегии такая женщина именуется в законе «со-матерью» (medmor). В Испании вместо терминов «Отец» (Padre) и «Мать» (Madre) в свидетельстве о рождении указывается «Родитель А» (Progenitor A) и «Родитель В» (Progenitor B), при этом в формы свидетельств добавлена вариативность окончаний, а также указание на пол родителя. Наконец, восприятие генезисной модели может также сопровождаться реализацией в законодательстве или судебной практике теории мультиродительства[217] (некоторые провинции Канады, Новая Зеландия). Так, в деле D.W.H. v. D.J.R. (Альберта, 2009)[218] в спор были вовлечены две однополые пары - пара мужчин (H. и R.) и пара женщин (D. и C.S.), а также два ребенка - девочка S. и мальчик N. Оба ребенка были зачаты с помощью искусственного оплодотворения с использованием гамет R., а затем рождены D. Девочка воспитывалась в семье мужчин, мальчик - в семье женщин. Суд установил множество обстоятельств, свидетельствующих об эмоциональной и материальной вовлеченности всех четырех взрослых в процессы беременности, рождения и воспитания ребенка. Однако затем мужская пара распалась, R. не давал H. видеться с девочкой, в связи с чем H. обратился в суд, требуя выдачи приказа, наделяющего его правом на контакты в качестве родителя с шестилетней S. Руководствуясь интересами ребенка, суд удовлетворил иск: R. был признан родителем с правом опеки, а D. и H. - родителями с правом посещения. Чуть менее радикальный пример представляет собой решение по делу A.A. v. B.B. (Онтарио, 2007)[219], где суд провинции признал возможность быть юридическими родителями ребенка одновременно трех лиц: двух женщин, воспитывающих его в своей семье, и их друга, ставшего донором гамет. Вместе с тем, оценка возможности признания в качестве родителей ребенка более чем двух лиц не является однозначной, а ряд стран прямо ее ограничивают (Норвегия, Великобритания). Функциональная модель (ряд штатов США). Как отмечает N.D. Polikoff, в США небиологическим матерям детей, рожденных в однополой семье, доступны два варианта: первый представляет собой то, что мы обозначили генезисной моделью, второй же предполагает, что суд определяет возможность наделения формальным статусом женщины, фактически выполняющей родительскую роль в отношении ребенка[220]. Таким образом, в рамках функциональной модели наделения небиологической матери родительскими правами (на опеку, на посещение ребенка и др.) исследуется поведение этой женщины в отношении ребенка и отношения, фактически сложившиеся в семье. В этих случаях за небиологической матерью признается особый статус - in loco parentis, психологического родителя или de facto родителя. В принципе, все три статуса представляют собой признание за определенным лицом фактических связей с ребенком, базирующихся на опыте отношений с ним, поэтому вполне целесообразно употреблять единый обобщенный термин «фактический родитель» или «de facto родитель»). Однако иногда проводится разграничение[221]. Каждое дело решается с учетом конкретных обстоятельств, однако проведенный анализ соответствующих судебных решений позволяет выделить несколько групп обстоятельств, учитываемых судами при решении вопроса о признании статуса de facto родителя за партнершей биологической матери ребенка: - длительность и характер отношений между партнерами (проживание в одном доме, совместные счета и крупные покупки, заключение партнерства или брака в другой юрисдикции, раскрытие отношений перед третьими лицами и др.); - обстоятельства зачатия ребенка (совместный выбор и посещение репродуктивной клиники, указание статуса биологической матери - «совместно с партнером» - в медицинской документации, выбор донора - совместный или небиологической матерью, выбор в качестве донора родственника небиологической матери или лица со сходными физическими характеристиками, участие небиологической матери в процедуре ВРТ); - поведение сторон во время беременности (совместное посещение школы будущих родителей, оплата медицинских расходов за счет небиологической матери или с общего счета партнеров, ведение дневника с описанием переживаний и подготовки к встрече с ребенком, забота о беременной партнерше); - обстоятельства рождения ребенка (присутствие при рождении ребенка и перерезание пуповины, вручение новорожденного небиологической матери, отпуск или выходные, взятые небиологической матерью по собственному желанию, оплата медицинских расходов, связанных с родами, за ее счет и др.); - символические действия, подтверждающие создание семьи (празднование свадьбы и др.); - признание биологической матерью родительства небиологической матери (оформление распоряжений, направленных на передачу или предоставление небиологической матери тех или иных прав в отношении ребенка, предоставление согласия на усыновление ребенка небиологической матерью, указание небиологической матери в качестве родителя в письмах, открытках и др.); - участие небиологического родителя в воспитании и содержании ребенка (разделение забот о ребенке - в том числе после распада пары, участие в принятии важных решений в отношении него, совместные поездки на каникулы или в отпуск, совместное посещение семейных праздников, принятие ответственности за ребенка при болезни биологической матери, представление ребенка как своей дочери или сына третьим лицам, действия, направленные на усыновление ребенка небиологической матерью); - отношение ребенка к небиологическому родителю и его родственникам (особое обращение к небиологической матери наряду с подобным обращением к биологической матери - например, mama/mommy, отношение к родственникам небиологической матери как к своим родным, рассказы ребенка о том, что у него «две мамы»). Наконец, в этих же делах, имея достаточно широкую свободу усмотрения и руководствуясь нормами закона в минимальной степени, суды также исследуют в качестве основополагающего критерия наилучшие интересы ребенка. Так, в деле In re Parentage of Robinson (Нью-Джерси, 2005)[222] Верховный суд штата указал, что основа применения законодательства в любом случае - наилучшие интересы ребенка, ребенок же имеет интерес в том, чтобы его родители были установлены. Определив, что заявительница способна действовать в наилучших интересах ребенка, а ее эмоциональная и психологическая готовность быть родителем не подвергается сомнению, суд удовлетворил требования небиологической матери. Доктрина фактического родительства может применяться и в тех случаях, когда одна из женщин имеет генетическую связь с ребенком, а вторая вынашивает его. В деле K.M. v. E.G. (Калифорния, 2005)[223] участвовали две женщины, воспитывающие близнецов, рожденных одной из них, но зачатых с помощью гамет другой, а также анонимного донора. После прекращения отношений генетическая мать обратилась в суд с требованием о признании правовых связей между ней и детьми. При этом она выдвигала два основных аргумента в поддержку своей позиции: между ней и близнецами есть непосредственная генетическая связь; она приняла детей в свою семью и воспитывала их как мать в течение пяти лет. Суд первой инстанции, а также апелляционный суд отклонили требования женщины, руководствуясь тем, что до осуществления ВРТ она, как донор, подписала согласие на отказ от всех родительских прав в отношении будущих детей. Однако Верховный суд Калифорнии занял иную позицию и указал, что, несмотря на ранее подписанное согласие, женщина, предоставившая своей однополой партнерше собственные яйцеклетки для вынашивания ребенка, имеет права и несет ответственность, связанные с ро- дительством в отношении рожденных таким образом детей. Как отметил суд, генетическая мать ребенка в данном случае должна рассматриваться так же, как и отец, в соответствии с законодательством, но не как анонимный донор спермы (не имеющий никаких прав и ответственности), поскольку дети воспитывались совместно в одной семье, созданной генетической матер
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|