Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Усыновление и воспитание детей в однополых парах по законодательству зарубежных стран




Современное развитие вспомогательных репродук­тивных технологий (далее - ВРТ), а также изменение се­мейных форм, как и либерализация отношения к одно­полым союзам, ставят на повестку дня вопрос правового опосредования отношений, складывающихся в семьях, созданных двумя лицами одного пола, воспитывающих совместно детей. Реальность таких семей и необходимость защиты интересов детей, которые в них воспитываются, постепенно признается на международном уровне. Так, в январе 2010 г. в Парламентской ассамблее Совета Евро­пы был представлен доклад о дискриминации по призна­кам сексуальной ориентации и гендерной идентичности в странах-участницах. Среди сфер, в которых такая диск­риминация проявляется, были выделены и семейные от­ношения. Докладчик отметил: «Международное и наци­ональное право зачастую не признает реальность семей­ных отношений таких (воспитываемых в однополых се­мьях - примечание мое - Е.Б.) детей, потенциально ставя под угрозу их юридическую защиту»[179]. По итогам док­лада Комитет министров принял соответствующую реко- мендацию[180], а, кроме того, в настоящее время разраба­тывается новая Европейская конвенция о семейном ста­тусе[181], в которую планируется включить и нормы о ро- дительстве в альтернативных, в том числе однополых се­мейных союзах[182].

Усыновление и воспитание детей в однополых парах разрешено законами некоторых стран мира. Социологи­ческие исследования показывают, что такие пары намно­го чаще разнополых пар выражают желание усыновлять и воспитывать детей-инвалидов, инфицированных ВИЧ или «трудных» (неблагополучных) детей старшего возра­ста. В результате многолетних научных изысканий также выявлено, что дети в таких семьях не становятся гомо­сексуальными чаще, чем в разнополых[183]. Несмотря на это, оппоненты подобной практики усыновления и вос­питания утверждают, что благополучие ребенка в таких союзах находится под угрозой, так как, по их мнению, су­ществует связь между гомосексуальностью и педофили­ей, а также из-за того, что в таких семьях отсутствует ро­левая модель противоположного пола.

Следует остановиться на ряде спорных моментов по указанному вопросу.

Активистами правозащитного ЛГБТ-движения во многих странах мира вопрос об усыновлении и воспита­нии в однополых семьях ставится по важности на один уровень с вопросом о легализации однополых гражданс­ких партнерств. Неоднозначность этого вопроса обычно выражается в сомнениях о том, существуют ли какие-либо негативные последствия для развития ребенка, воспитан­ного в однополой паре. В частности, это вопросы о рас­стройствах гендерной идентичности, склонности к какой- либо определенной сексуальной ориентации или об об­щем благополучии таких детей.

Например, в обзоре публикаций, проведенном кон­сервативной христианской организацией под названием «Family Research Council», утверждается, что существует связь между мужской гомосексуальностью и педофили­ей и что по этой причине опасения относительно угрозы нормальному воспитанию детей в однополых парах в це­лом оправданы[184].

Однако это утверждение не подтверждается вывода­ми отчета «Американского объединения за гражданские свободы» (American Civil Liberties Union, сокр. ACLU), в которых говорится, что большое количество опубликован­ных социологических исследований установило вероят­ность «сравнительной нормальности» детей, выращенных в однополом окружении[185]. При сравнении таких детей с детьми разнополых родителей не обнаружено различий в «степени популярности, социальной адаптированности, гендерной поведенческой роли, гендерной идентичности, сообразительности, самопринятии, в эмоциональных про­блемах, интересе к браку и воспитанию, в самоконтроле, моральном развитии, независимости, функциях эго, объективных отношениях или самооценке»[186].

Американская психологическая ассоциация поддер­жала усыновление и воспитание детей в однополых парах своими официальными заявлениями от 2004 года[187]. Аме­риканская медицинская ассоциация выпустила аналогич­ное заявление, поддерживающее практику усыновления детей однополыми парами, а также призывающее своих членов бороться за устранение неравенства в сфере здра­воохранения для таких детей[188].

В 2007 году социологами Амстердамского универси­тета было проведено исследование 100 гетеросексуальных и 100 лесбийских пар, в которых дети четырех-восьми лет воспитывались с самого рождения. Количество мальчи­ков и девочек в исследуемых группах было примерно оди­наковым. В результате исследования оказалось, что обна­ружить разницу между уровнем благополучия детей в этих семьях не удается. Полученные данные согласуются с про­веденными ранее американскими исследованиями[189].

Некоторые оппоненты усыновления в однополых па­рах задаются вопросом, сможет ли такое окружение пре­доставить ребенку адекватные гендерные роли. Суть по­добных возражений сводится к тому, что без мужской или женской ролевой модели дети не смогут правильно раз­виться и воплотить эти роли в своих будущих гетеросек­суальных отношениях[190].

Тем не менее, результаты ряда исследований неоднок­ратно демонстрировали, что дети, выращенные лесбиян­ками, в своей общей массе ведут себя согласно стереотип­ным половым ролям. Среди таких детей ученые наблю­дали лишь некоторую размытость в игровых предпочте­ниях (по типу «куклы против автомобилей»), а также в стереотипных гендерных представлениях о карьерных стремлениях[191].

Среди специалистов достигнут консенсус о том, что семейное окружение, состоящее из одного родителя, ска­зывается на ребенке хуже, чем семья, состоящая из двух. Развитие этого тезиса используется многими группами, противодействующими усыновлению в однополых семь- ях[192]. Например, д-р Джеймс Добсон (James Dobson), ос­нователь консервативной организации «Focus on the Family», защищающей традиционные семейные ценнос­ти, ссылается на существование «сотен, если не тысяч, статей и исследований, демонстрирующих, что дети луч­ше всего себя чувствуют в семье с матерью и отцом, по­казывающим им ролевые модели и преданность друг дру- гу»[193]. Соответствующий довод о том, что однополая се­мья для ребенка непригодна, основывается на предпо­ложении, что дети с одним родителем страдают из-за от­сутствия одной ролевой модели, тогда как причина, по мнению ACLU, на самом деле может заключаться в де­фиците родительской заботы и недостатке внимания, что наблюдается в семье с одним родителем[194]. В отчете ACLU выражается мнение, что неясно, каким образом исследования семей с одним родителем связаны в этом свете с предположениями о качестве воспитания в одно­полой паре с двумя родителями.

Другим доводом против воспитания детей в однопо­лых парах является сомнение, не станут ли дети копиро­вать сексуальную ориентацию родителей и не будут ли они более подвержены гендерной дисфории, чем остальные. Результаты исследований близнецов позволяют сделать предположение, что на формирование ориентации влия­ет совокупность неких биологических факторов и факто­ров окружающей среды, хотя на данный момент среди специалистов отсутствует консенсус по поводу того, ка­ковы конкретно эти факторы.

Среди людей, которые в сознательном возрасте идентифицируют себя как гомосексуалы, подавляющее большинство воспитано разнополыми родителями. В результатах ряда опубликованных научных исследова­ний, сравнивающих детей, которых воспитывали две матери, с детьми, выращенными матерью и отцом, не обнаружено связи между типом семьи и возникнове­нием у детей впоследствии гомосексуальной ориента- ции[195].

Многие активисты, выступающие за право однопо­лых пар усыновлять и воспитывать детей, отмечают, что существует дефицит приемных родителей для опреде­ленных категорий детей. В то время как приемные ро­дители предпочитают усыновлять грудных детей, дру­гие дети более старшего возраста, с инвалидностью, ВИЧ-инфицированные или дети из категории «труд­ных», могут из года в год кочевать по разным приютам, оставаясь сиротами. Согласно данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, «около 30% детей в приютах имеют серьезные эмоциональные, поведенческие проблемы или трудности в развитии»[196]. Исследование, проведенное Институтом Уильямса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по­казало, что однополые пары намного чаще гетеросексу- алов выражают намерение усыновлять детей более стар­шего возраста, инвалидов, страдающих различными за­болеваниями или других детей, с усыновлением кото­рых возникают трудности[197]. По оценкам исследовате­лей, запрет на усыновление таких детей однополыми парами может принести США убытки в размере от 87 до 130 млн. долл. ежегодно.

Однако от споров морально-этического характера сле­дует перейти к правовому регулированию указанного воп­роса в законодательстве отдельных зарубежных стран.

Так, усыновление детей однополыми парами разре­шено законами о. Гуам и стран Андорра, Бельгия, Ни­дерланды, Швеция, Южная Африка, Испания, Великоб­ритания, в некоторых округах Канады и штатах США. В Дании, Германии, Исландии и Норвегии разрешается усыновление родного или приемного ребенка второго партнера, состоящего в гражданском союзе. В Ирлан­дии и некоторых других странах отдельные граждане вне зависимости от их ориентации, одинокие или сожитель­ствующие с партнером, могут подавать запрос на усы­новление.

Далее уместной будет обзорная характеристика поло­жений законодательства об усыновлении однополыми парами ряда зарубежных стран.

Соединенные Штаты Америки (далее - США)

В США в законодательстве штатов Флорида, Мисси­сипи, Небраска, Оклахома, Юта и Вирджиния имеются законы, запрещающие однополым парам усыновлять де­тей. В штатах Калифорния, Коннектикут, Массачусетс, Нью Джерси, Нью Йорк, Пенсильвания, Вермонт, Ва­шингтон и округ Вашингтон разрешается усыновление вторым партнером в однополой паре по решению суда или в порядке, предписанном законом.

В других штатах США суды также разрешали про­водить однополым парам процесс усыновления ребенка второго партнера, хотя общего закона или решения суда на этот счет не существует. Суды одного и того же штата, но разных юрисдикций, могут принимать решения, про­тиворечащие друг другу. Усыновление одним ЛГБТ-ро- дителем узаконено во всех штатах США, кроме Флори­ды. Это дает возможность однополым парам усыновлять детей в тех юрисдикциях, где не разрешается усыновле­ние двумя партнерами, хотя при таком исходе офици­альным опекуном будет являться только один партнер. Исключение из этого правила существует в штате Юта, закон которого запрещает усыновление «лицом, состоя­щим в отношениях, которые не являются зарегистриро­ванными брачными узами», что, однако, дает законную возможность одинокому человеку усыновлять детей, но делает незаконным усыновление в паре, которая прожи­вает вместе, независимо от сексуальной ориентации. Критики такой запретительной политики также указы­вают на тот факт, что хотя во многих штатах существует запрет на усыновление однополой парой, эти же пары могут выступать в роли опекунов без права ребенка про­живать с ними.

Канада

В Канаде усыновление находится в юрисдикции ме­стных властей, поэтому закон варьируется от одной про­винции или территориального округа к другому. Усы­новление однополыми парами узаконено в провинци­ях Британская Колумбия, Манитоба, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Онтарио, Квебек, Саска- чеван и в Северо-Западных территориях. В провинции Альберта разрешается усыновлять ребенка второго партнера. Усыновление в однополых парах незаконно в Нью-Брансуике, на острове Принца Эдуарда и в Нуна- вуте. В Юконе законодательство об усыновлении допус­кает двоякое толкование. Член парламента от «Новой демократической партии» Либби Дэйвис (Libby Davies) выступает за введение одинаковых общенациональных стандартов в отношении усыновления в однополых па­рах.


Франция

В феврале 2006 года Кассационный суд Франции вы­нес решение, что оба партнера в однополом союзе могут иметь родительские права на биологического ребенка партнера. Такое решение было вынесено в деле о переда­че прав на двух дочерей одной женщины к ее партнерше по гражданскому союзу.

Исландия

2 июня 2006 года парламент Исландии проголосовал за предложение разрешить усыновление, воспитание и помощь в искусственном зачатии для однополых пар на­равне с разнополыми. Решение было принято единоглас­но и вступило в силу 27 июня 2006 года.

Австралия

Законы Австралии допускают усыновление на Территории федеральной столицы и в Западной Авст­ралии. Усыновление ребенка второго партнера возмож­но в Тасмании.

Израиль

В январе 2005 года решением Верховного суда Изра­иля однополым парам было разрешено усыновлять ре­бенка второго партнера. Ранее в Израиле были разреше­ны ограниченные опекунские права для некровных роди­телей.

Англия (Великобритания)

В 2007 году от лица католических агентств по усынов­лению в Великобритании, число которых составляет одну треть от всех благотворительных агентств, было заявле­но, что они прекратят свою деятельность, если правитель­ство издаст указ, предписывающий им рассматривать в

качестве приемных родителей, кроме прочих кандидатов, и однополые пары[198].

Нидерланды

С признанием в Нидерландах однополых браков из­менилось и законодательство об усыновлении (1 апреля 2001 г.). Начиная с этой даты, две женщины или двое муж­чин могут усыновить ребенка. Это правило касается лишь детей, постоянно проживающих в Нидерландах.

Сегодня усыновителями ребенка из другой страны могут быть только разнополые супружеские пары.

Закон от 1 апреля 2001 г. предусматривает усыновле­ние также и гомосексуальными парами. Поэтому дети, воспитывающиеся двумя лицами, принадлежащими к одному полу, находятся под защитой закона вне зависи­мости от того, состоят ли эти лица в браке или нет. Един­ственное требование: до подачи заявления об усыновле­нии они должны проживать вместе не менее трех лет и не менее одного года совместно осуществлять воспитание ребенка.

Необходимый период совместного проживания и за­боты о ребенке партнером (фактическим или юридичес­ким супругом родителя) такой же, как при усыновлении двумя лицами: совместное проживание с родителем ре­бенка - не менее трех лет, период осуществления заботы о ребенке - не менее одного года. Это последнее требова­ние (годичный срок) не обязательно, если ребенок родился в лесбийском союзе и женщина-партнерша матери хочет его усыновить. Последняя может подать заявление об усы­новлении сразу же после рождения ребенка. Это правило применяется независимо от формы сожительства (брак, зарегистрированное партнерство, фактические брачные отношения). Однако две женщины также должны про­жить друг с другом не менее трех лет[199].

Следует обратить внимание и на меры, направленные на облегчение усыновления иностранных детей однополы­ми парами в Нидерланлах.

Так, опрос, проведенный по этой проблеме в 25 стра­нах, показал, что однополое усыновление детей из этих стран вряд ли возможно. В настоящее время лишь неко­торые государства (в их числе США) допускают между­народное усыновление как для однополых пар, так и для одинокого усыновителя - гомосексуалиста, проживающего в другой стране.

Осенью 2005 г. Министр юстиции Нидерландов Пи- ент Хайн Доннер (Piet Hein Donner) представил в Ниж­нюю палату Парламента законопроект, разрешающий усыновление однополыми парами детей из других стран, как следует из письма, направленного Министром в Нижнюю палату по итогам совещаний с членами Пар­ламента, которые состоялись ранее и были посвящены этому вопросу. В ходе прошедших совещаний Министр юстиции заявил, что распространит на однополые пары действие Закона о приеме иностранных детей, находя­щихся на воспитании.

Предполагаемые меры включают уменьшение перио­да ухода, предшествующего усыновлению ребенка одним родителем, с трех лет до одного года. На практике это оз­начает, что процесс усыновления ребенка, родившегося за границей, одним мужчиной или одной женщиной может завершиться на два года ранее, чем это происходит сей­час. Действующим законодательством предусматривает­ся, что лицо, осуществляющее уход за ребенком, стано­вится его приемным родителем через три года.

Изменение продолжительности периода ухода за ре­бенком благоприятно также для партнера приемного ро­дителя, если таковой принимает решение об усыновлении (удочерении) ребенка из другой страны позднее. В этом случае также применяется положение об одногодичном периоде ухода за ребенком, предшествующем моменту получения статуса приемного родителя, однако в резуль­тате предполагаемого изменения общая продолжитель­ность процедуры для обоих родителей может сократить­ся с четырех до двух лет.

По инициативе Министра юстиции предполагается также отменить требование о совместном проживании в течение как минимум трех лет, действующее в отноше­нии приемных родителей, желающих усыновить (удоче­рить) ребенка своего партнера. Эта поправка сделает воз­можным завершить усыновление ребенка, родившегося в лесбийской семье, сразу же после его рождения. При этом начать процедуру необходимо будет еще до рожде­ния малыша, что позволит усыновить или удочерить его при появлении на свет.

В том случае, если партнерша матери примет реше­ние об усыновлении после рождения ребенка, акту усы­новления возможно будет придать обратную силу с тем, чтобы его действие начиналось с момента рождения ре­бенка. Таким образом, правовой статус детей, родивших­ся в лесбийских семьях, будет тождественен статусу де­тей, родившихся от брака между мужем и женой[200].

Китай

В Китае исключается усыновление китайских детей однополыми парами[201].

В свою очередь, К.А. Кириченко выделяет три воз­можные модели воспитания детей в альтернативных се­мьях: генезисную, функциональную и адаптационную.

Генезисная модель (некоторые провинции Канады, штаты США, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, ряд ев­ропейских государств) - оба однополых родителя одновре­менно признаются юридическими родителями ребенка без прохождения процедуры усыновления. Родительский ста­тус, как правило, придается небиологическому родителю на основании его участия в зачатии (в данном случае име­ется в виду формирование и реализация намерения стать родителем совместно с партнером) путем распространения презумпции происхождения ребенка в браке на случаи его рождения в семье однополых родителей, состоящих в бра­ке или квазибрачном союзе. В рамках генезисной модели можно выделить, в свою очередь, три подхода.

Первый подход - гендерно-нейтральное толкование норм, закрепляющих презумпцию отцовства. Такое тол­кование дает возможность формализации родительского статуса небиологического родителя даже без изменения законодательства. Данный подход используется в судеб­ной практике Калифорнии[202], а также (до соответствую­щих изменений закона) Новой Зеландии.

Первые попытки законодательного ответа на требова­ния, предъявляемые развитием репродуктивных техно­логий, стали предприниматься в Новой Зеландии еще в конце 80-х гг. XX в.: тогда в законе появились специаль­ные нормы об установлении происхождения детей, зача­тых с помощью ВРТ.

Однако потребности однополых семей не были учте­ны, поэтому приспособление «традиционных» норм к аль­тернативным формам отношений первоначально проис­ходило через судебную практику. Так, в деле A. v. R. (1999) суд удовлетворил иск матери ребенка о взыскании али­ментов с ее бывшей партнерши, расширив рамки действо­вавшего на тот момент законодательства путем гендерно- нейтрального толкования[203].

Второй подход - признание неконституционными норм, регламентирующих особенности установления про­исхождения ребенка, зачатого с помощью ВРТ, лишь в отношении гетеросексуальных родителей. Суды призна­ют, что установление различий в подобных ситуациях (суп­руг или партнер родившей женщины может быть признан родителем без усыновления, но для партнерши-женщи­ны это недоступно) является недопустимой дискримина­цией по признакам пола, брачного статуса и сексуальной ориентации.

Подобные решения принимались в ряде провинций Канады (Онтарио, Нью-Брансуик, Британская Колумбия, Альберта), некоторых штатах США (Орегон, Нью-Джер­си), ЮАР. К примеру, в деле Shineovich v. Kemp (Орегон, 2009)[204] заявительница, небиологическая мать детей, ут­верждала, что две нормы законодательства штата явля­ются неконституционными, поскольку дискриминируют ее по признаку пола и сексуальной ориентации. Апелля­ционный суд штата не нашел дискриминации в первой норме (поскольку она устанавливала презумпцию отцов­ства в браке, где биологическое происхождение ребенка от отца, по крайней мере, предполагается, в случае же с однополыми семьями кровное родство исключается из­начально). Однако вторая норма, согласно которой муж, давший согласие на искусственное оплодотворение жены, признается отцом рожденного ею ребенка, была призна­на неконституционной. Суд указал, что однополый брак не может быть заключен в Орегоне в силу внесенной в Конституцию поправки, согласно которой лишь брак меж­ду одним мужчиной и одной женщиной является действи­тельным. Однако в данной норме ничего не говорится об отдельных правах и льготах, вытекающих из факта состо­яния в браке, потому намерение законодателя ясно: огра­ничения не касаются юридических привилегий, связан­ных с брачным статусом. Примером такой привилегии и выступает норма об установлении отцовства при приме­нении ВРТ. Признавая соответствующую норму некон­ституционной, суд подчеркнул: «Мы не можем найти оп­равдания для лишения этой привилегии в связи с сексу­альной ориентацией, особенно учитывая тот факт, что однополые пары могут стать юридически совместными родителями с помощью других средств - а именно, усы­новления».

Третий подход - изменение законодательства, как пра­вило, путем прямого указания на возможность записи вторым родителем ребенка, зачатого с помощью ВРТ в однополой семье, партнерши родившей его женщины. При этом в фактический состав, порождающий родительское правоотношение между небиологической матерью и ре­бенком, входит, во-первых, брак либо квазибрачный союз между небиологической матерью и родившей ребенка женщиной, и, во-вторых, согласие небиологической ма­тери на производство ВРТ ее супруге (партнерше).

Наиболее стандартный вариант реализации рассмат­риваемого решения - расширение субъектной характери­стики презумпций, обычно распространяющихся на муж­чин - супругов или партнеров родившей женщины. Так, к примеру, произошло в канадских провинциях Манитоба[205]и Новая Шотландия[206], в американском округе Колум­бия[207], Аргентине[208], Австралии, Новой Зеландии[209], в ряде европейских государств (Великобритании[210], Ислан­дии[211], Испании[212], Норвегии[213], Швеции).

Процесс закрепления возможности одновременной записи двух лиц одного пола родителями ребенка сопро­вождается юридическим признанием тех или иных форм отношений между однополыми партнерами, при этом пос­ледовательность шагов (введение института квазибрачно­го союза, открытие доступа к ВРТ однополым парам, оп­ределение правил об установлении родительства или о внутрисемейном усыновлении, а также расширение трак­товки брака путем исключения из его основополагающих признаков указания на пол) может быть различной, и не всегда совместное родительство в однополой паре сопут­ствует возможности заключения однополого брака в стра­не.

Тем не менее, в четырех из пяти рассматриваемых го­сударств Европы, придерживающихся генезисной моде­ли, возможность сородительства существует наряду с рас­ширенным пониманием брака, пришедшим на смену ин­ститута квазибрачного союза, сформированного специаль­но для однополых пар. Таким образом, юридическое при­знание сородительства в однополых семьях выступает од­ной из составляющих перехода от концепции «равные, но особые» к полному равенству всех форм семьи вне зави­симости от сексуальной ориентации ее членов.

Следует также отметить, что законодатели некоторых государств не ограничились использованием стандартных правовых конструкций, проверенных временем (презум­пции родительства, действие которой обусловлено согла­сием на ВРТ и наличием стабильных отношений между партнерами либо супругами), и разработали специальные инструменты, направленные на более эффективное регу­лирование отношений, возникающих при установлении родительства в отношении ребенка, зачатого с помощью методов вспомогательной репродукции.

Так, в 2002 г. канадская провинция Квебек стала пер­вой в мире юрисдикцией, признавшей возможность од­новременной записи в качестве родителей ребенка двух лиц одного пола без использования процедуры усынов­ления. В Гражданский кодекс (далее - ГК) Квебека была введена специфическая конструкция «родительского про­екта» (le projet parental). Такой проект, касающийся вспо­могательной репродукции, действует с момента принятия одним лицом либо супругами по взаимному согласию решения о том, чтобы иметь ребенка через использова­ние генетического материала третьего лица, не являюще­гося стороной родительского проекта.

Сторонами родительского проекта одновременно мо­гут быть и две женщины, при этом мать, которая не рожа­ла ребенка, получает все права и обязанности, предостав­ляемые по закону отцу. После рождения ребенка стороны родительского проекта записываются его родителями, а оспорить запись можно лишь доказав отсутствие взаим­ного родительского проекта либо то, что ребенок был за­чат не в результате использования ВРТ.

В Англии (Великобритании) установление совмест­ного материнства может происходить в настоящее время двумя способами. Наряду с установлением родительства в соответствии с брачной презумпцией возможно исполь­зование конструкции «согласованных условий о женском родительстве» (agreed female parenthood conditions). Та­кие условия должны удовлетворять пяти требованиям: небиологическая мать должна подтвердить свое согласие рассматриваться родителем ребенка, рожденного другой женщиной с помощью ВРТ; родившая мать должна дать согласие на то, чтобы небиологическая мать рассматрива­лась родителем ребенка; оба указанных согласия не дол­жны быть отменены; родившая мать не должна изменить указание на субъекта (т.е. не должна дать согласие на за­пись какого-либо мужчины отцом ребенка, либо родите­лем ребенка - иной женщины); женщины не должны на­ходиться в запрещенной степени родства.

Так или иначе, новые инструменты, направленные на формализацию отношений между небиологическим родителем ребенка, зачатого с помощью ВРТ, и самим таким ребенком, основаны на признании значимости намерения первого создать семью и стать родителем. Именно намерение выступает основанием для наделе­ния лица юридическим родительским статусом, что дает основание для выделения так называемой интенцио- нальной теории родительства[214]. Примером успешного оспаривания материнства партнерши родившей матери биологическим отцом ребенка является дело S.G. v. L.C. 2004 г.[215], где суд посчитал, что истец - не просто донор в чужом родительском проекте, но само­стоятельный участник такого проекта наряду родившей матерью. Имеются и противоположные примеры - дело L.O. v. S.J. 2006 г.[216]

Изменению традиционных правил об установлении происхождения ребенка нередко сопутствует и соответ­ствующая корректировка легальной терминологии, ис­пользуемой в семейном законодательстве или законода­тельстве об актах гражданского состояния. Так, в Ислан­дии небиологическая мать обозначается термином «при­емная мать» (kjormo ir), а в Норвегии такая женщина именуется в законе «со-матерью» (medmor). В Испании вместо терминов «Отец» (Padre) и «Мать» (Madre) в сви­детельстве о рождении указывается «Родитель А» (Progenitor A) и «Родитель В» (Progenitor B), при этом в формы свидетельств добавлена вариативность окончаний, а также указание на пол родителя.

Наконец, восприятие генезисной модели может так­же сопровождаться реализацией в законодательстве или судебной практике теории мультиродительства[217] (неко­торые провинции Канады, Новая Зеландия). Так, в деле

D.W.H. v. D.J.R. (Альберта, 2009)[218] в спор были вовлече­ны две однополые пары - пара мужчин (H. и R.) и пара женщин (D. и C.S.), а также два ребенка - девочка S. и мальчик N. Оба ребенка были зачаты с помощью искус­ственного оплодотворения с использованием гамет R., а затем рождены D. Девочка воспитывалась в семье муж­чин, мальчик - в семье женщин. Суд установил множе­ство обстоятельств, свидетельствующих об эмоциональ­ной и материальной вовлеченности всех четырех взрос­лых в процессы беременности, рождения и воспитания ребенка. Однако затем мужская пара распалась, R. не да­вал H. видеться с девочкой, в связи с чем H. обратился в суд, требуя выдачи приказа, наделяющего его правом на контакты в качестве родителя с шестилетней S. Руковод­ствуясь интересами ребенка, суд удовлетворил иск: R. был признан родителем с правом опеки, а D. и H. - родителя­ми с правом посещения.

Чуть менее радикальный пример представляет собой решение по делу A.A. v. B.B. (Онтарио, 2007)[219], где суд провинции признал возможность быть юридическими родителями ребенка одновременно трех лиц: двух жен­щин, воспитывающих его в своей семье, и их друга, став­шего донором гамет.

Вместе с тем, оценка возможности признания в каче­стве родителей ребенка более чем двух лиц не является однозначной, а ряд стран прямо ее ограничивают (Нор­вегия, Великобритания).

Функциональная модель (ряд штатов США). Как от­мечает N.D. Polikoff, в США небиологическим матерям детей, рожденных в однополой семье, доступны два вари­анта: первый представляет собой то, что мы обозначили генезисной моделью, второй же предполагает, что суд оп­ределяет возможность наделения формальным статусом женщины, фактически выполняющей родительскую роль в отношении ребенка[220].

Таким образом, в рамках функциональной модели наделения небиологической матери родительскими пра­вами (на опеку, на посещение ребенка и др.) исследуется поведение этой женщины в отношении ребенка и отноше­ния, фактически сложившиеся в семье. В этих случаях за небиологической матерью признается особый статус - in loco parentis, психологического родителя или de facto ро­дителя. В принципе, все три статуса представляют собой признание за определенным лицом фактических связей с ребенком, базирующихся на опыте отношений с ним, по­этому вполне целесообразно употреблять единый обоб­щенный термин «фактический родитель» или «de facto родитель»). Однако иногда проводится разграничение[221].

Каждое дело решается с учетом конкретных обстоя­тельств, однако проведенный анализ соответствующих судебных решений позволяет выделить несколько групп обстоятельств, учитываемых судами при решении вопро­са о признании статуса de facto родителя за партнершей биологической матери ребенка:

- длительность и характер отношений между партне­рами (проживание в одном доме, совместные счета и круп­ные покупки, заключение партнерства или брака в дру­гой юрисдикции, раскрытие отношений перед третьими лицами и др.);

- обстоятельства зачатия ребенка (совместный выбор и посещение репродуктивной клиники, указание статуса биологической матери - «совместно с партнером» - в ме­дицинской документации, выбор донора - совместный или небиологической матерью, выбор в качестве донора род­ственника небиологической матери или лица со сходны­ми физическими характеристиками, участие небиологи­ческой матери в процедуре ВРТ);

- поведение сторон во время беременности (совмест­ное посещение школы будущих родителей, оплата меди­цинских расходов за счет небиологической матери или с общего счета партнеров, ведение дневника с описанием переживаний и подготовки к встрече с ребенком, забота о беременной партнерше);

- обстоятельства рождения ребенка (присутствие при рождении ребенка и перерезание пуповины, вручение но­ворожденного небиологической матери, отпуск или вы­ходные, взятые небиологической матерью по собственно­му желанию, оплата медицинских расходов, связанных с родами, за ее счет и др.);

- символические действия, подтверждающие создание семьи (празднование свадьбы и др.);

- признание биологической матерью родительства не­биологической матери (оформление распоряжений, на­правленных на передачу или предоставление небиологи­ческой матери тех или иных прав в отношении ребенка, предоставление согласия на усыновление ребенка небио­логической матерью, указание небиологической матери в качестве родителя в письмах, открытках и др.);

- участие небиологического родителя в воспитании и содержании ребенка (разделение забот о ребенке - в том числе после распада пары, участие в принятии важных решений в отношении него, совместные поездки на кани­кулы или в отпуск, совместное посещение семейных праз­дников, принятие ответственности за ребенка при болез­ни биологической матери, представление ребенка как сво­ей дочери или сына третьим лицам, действия, направлен­ные на усыновление ребенка небиологической матерью);

- отношение ребенка к небиологическому родителю и его родственникам (особое обращение к небиологической матери наряду с подобным обращением к биологической матери - например, mama/mommy, отношение к родствен­никам небиологической матери как к своим родным, рас­сказы ребенка о том, что у него «две мамы»).

Наконец, в этих же делах, имея достаточно широкую свободу усмотрения и руководствуясь нормами закона в минимальной степени, суды также исследуют в качестве основополагающего критерия наилучшие интересы ребен­ка. Так, в деле In re Parentage of Robinson (Нью-Джерси, 2005)[222] Верховный суд штата указал, что основа приме­нения законодательства в любом случае - наилучшие ин­тересы ребенка, ребенок же имеет интерес в том, чтобы его родители были установлены. Определив, что заяви­тельница способна действовать в наилучших интересах ребенка, а ее эмоциональная и психологическая готовность быть родителем не подвергается сомнению, суд удовлет­ворил требования небиологической матери.

Доктрина фактического родительства может приме­няться и в тех случаях, когда одна из женщин имеет гене­тическую связь с ребенком, а вторая вынашивает его. В деле K.M. v. E.G. (Калифорния, 2005)[223] участвовали две женщины, воспитывающие близнецов, рожденных одной из них, но зачатых с помощью гамет другой, а также ано­нимного донора. После прекращения отношений генети­ческая мать обратилась в суд с требованием о признании правовых связей между ней и детьми. При этом она выд­вигала два основных аргумента в поддержку своей пози­ции: между ней и близнецами есть непосредственная ге­нетическая связь; она приняла детей в свою семью и вос­питывала их как мать в течение пяти лет. Суд первой ин­станции, а также апелляционный суд отклонили требова­ния женщины, руководствуясь тем, что до осуществления ВРТ она, как донор, подписала согласие на отказ от всех родительских прав в отношении будущих детей.

Однако Верховный суд Калифорнии занял иную по­зицию и указал, что, несмотря на ранее подписанное со­гласие, женщина, предоставившая своей однополой парт­нерше собственные яйцеклетки для вынашивания ребен­ка, имеет права и несет ответственность, связанные с ро- дительством в отношении рожденных таким образом де­тей. Как отметил суд, генетическая мать ребенка в дан­ном случае должна рассматриваться так же, как и отец, в соответствии с законодательством, но не как анонимный донор спермы (не имеющий никаких прав и ответствен­ности), поскольку дети воспитывались совместно в одной семье, созданной генетической матер

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...