План главы I. Die Wahrnehmung; oder: das Ding und die tauschung /восприятие, или вещь и иллюзия/ (раздел А, глава II). Kraft und Verstand, Erscheinung und Ubersinnliche Welt /сила и Рассудок, явление и сверхчувственный мир/ (раздел А, глава III)
План главы I A. — Описание sinnliche Gewipheit (p. 79–80 /с. 51–52/). B. — Диалектика sinnliche Gewipheit (p. 80–86 /с. 52–59/): (1) диалектика Gegenstand (p. 80–82 /с. 52–54/), a) диалектика Jetzt (р. 81–82 /с. 52–53/), b) диалектика Hier (р. 82 /с. 53/), (2) диалектика Ich (р. 82–84 /с. 53–56/), (3) диалектика sinnliche Gewipheit в целом (р. 84–86 /с. 56–58/), a) диалектика Jetzt (р. 85–86 /с. 57/), b) диалектика Hier (р. 86 /с. 57–58/). С. — Преобразование Sinnliche Gewipheit в Wahrnehmung (p. 86–89 /с. 57–59/). II DIE WAHRNEHMUNG; ODER: DAS DING UND DIE TAUSCHUNG /ВОСПРИЯТИЕ, ИЛИ ВЕЩЬ И ИЛЛЮЗИЯ/ (раздел А, глава II) (Глава оставлена без комментария). План главы II A. — Описание Wahrnehmung (Восприятия) (р. 83—89 /с. 55–59/): (1) введение (р. 89–90 /с. 60–61/), (2) описание Gegenstand (объекта восприятия) (р. 90–92 /с. 61–62/), (3) описание Bewuptsein (воспринимающего субъекта) (р. 92–93 /с. 62–64/). B. — Диалектика W[ahrnehmung] (р. 93–99 /с. 64–69/): (1) диалектика Gegenstand (р. 93–94 /с. 64/), (2) диалектика Bewuptsein (р. 94–97 /с. 64–66/), (3) диалектика W[ahrnehmung] в целом (р. 97–98 /с. 66–68/). C. — Преобразование Wfahrnehmung] в Verstand (р. 99—102 /с. 68–70/). (Р. 100–102 /с. 69–70/: примечание- критика философии «здравого смысла»). III KRAFT UND VERSTAND, ERSCHEINUNG UND UBERSINNLICHE WELT /СИЛА И РАССУДОК, ЯВЛЕНИЕ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫЙ МИР/ (раздел А, глава III) (Откомментированы лишь некоторые пассажи этой главы) Verstand (Рассудок) отличает «явление» (Erscheinung) от «истинного бытия» (ubersinnliche Welt). Но Gegenstand /предмет/, противопоставленный субъекту объект, сохранен; это сверх-чувственный мир, или «скрытая сущность вещей» (das Innere), считается, что он может существовать независимо от мыслящего вещи субъекта. Das Innere (p. 110 /с. 77/) соответствует: мана первобытного мышления, платоновской идее, лейбницевской монаде, силе в ньютоновской физике (Kraft), жизни в виталистской биологии, кантовской вещи-в-себе.
a) Прежде всего — это чистое бытие реального (раскрытое Ощущением, т. е. это Sein к главе I); b) это также нечто, данное рассудку (Verstand), по ту сторону непосредственного или чувственного сознания; c) чувственно-данное есть не что иное, как явление (Erscheinung). Erscheinung — не просто «scheint» («кажется»), оно «ег- scheint», кажет себя, показывая то, что есть поистине. Какая-то Сила (Kraft) заставляет сущее /l'etre/ развернуться, и это — явление (Erscheinung). Первобытная практика: маг, религиозный человек. Затем наука. Затем исходная точка философии. Но это только исходная точка философствования, ибо реальность (сверхчувственная) здесь понята еще как Gegenstand, как некий объект, противопоставленный субъекту и от него независимый. В конце главы появляется понятие Жизни, первое понятие, в котором субъект и объект не различены. Жизнь (Leben), а также единство субъекта и объекта вообще раскрываются Разумом (Vernunft), который описывается в главе V. На первых порах мы имеем — со стороны объекта — пустое, лишенное содержания «Потустороннее», чистое отрицание чувственного «явления». Со стороны субъекта — Умозаключение /Syllogisme/. Затем, в результате взаимодействия умозаключения с Потусторонним, мы приходим к «покоящемуся царству законов»: это — Наука (ньютоновская). Потом наступает пора любезной Канту критики этой науки: «критика науки» — это тавтология (как и для Мейер- сона). Тавтология эта наполняется конкретным содержанием в унитарной идее Жизни, которая предстает Рассудку, ставшему Разумом (глава V). Потустороннее /ГАи-dela/ (das Jenseits) — это также универсальная религиозная категория (если рассматривать религию как познание, т. е. как теологию). Теология тоже видит в трансцендентном (в Боге) объект, противоположенный субъекту: Gegen-stand. Теология, отлитающая Бога от Человека, не является vernunftig {разумной). Это неизбежно мифология. Религия разрушается Наукой, чо Науке неведом символический смысл Религии. Лишь абсолютная Философия постигает символическое значение Религии. (Каждый народ почитает самого себя в богах, которым он поклоняется; полагая, что чтит божественное, он на самом деле обретает самосознание. )
Абсолютная Философия — это философия Гегеля. Религия, которую она «постигла», — христианство, т. е. теантро- пизм, богочеловечество Иисуса Христа. (Для Христианина: Бог становится Человеком; в интерпретации Гегеля: в конце своей исторической эволюции Человек становится Богом или, точнее, он есть Бог, которым он становится в ходе эволюции, взятой в цеюм. «Антропотеизм»). Теология (в конечном счете, христианская) со своим трансцендентным божеством и со своим потусторонним (Jenseits), Наука (в конечном счете ньютоновская) со своим миром «первичных качеств» (Галилей — Декарт), «сил» (Ньютон) и «законов» (Кант). догегелевская философия (в конечном счете кантовская) со своим «сверхчувственным миром», противоположным «явлениям», — таковы три аспекта раскрытия (частичного и частично истинного) Мира Рассудком, который все еще противопоставляет Субъект Объекту и «забывает» о существовании первого, когда ведет речь об «истинной реальности», о «скрытой сущности вещей» (das Innere), противостоящей миру Восприятия и Ощущения. Соответствующее этому раскрытию диалектическое движение (оно описано в главе III) упраздняет эти три аспекта в том, чтб в них есть частичного, стало быть ущербного, ложного. Становясь таким образом Разумом, Человек отождествляет Субъект и Объект, но при этом Субъект (Человек) оказывается Объектом (Природой). Так возникают «материалистическая» антропология, «звериный» экзистенциальный индивидуализм и природно-виталистический монизм Шеллинга (глава V). Итак, воистину: «Das Ubersinnliche ist die Erscheinung als Erscheinung» /«Сверхчувственное… есть явление как явление»/ (р. 113, 5-я строка снизу /с. 79, 12—13-я строки снизу/). Истинная, абсолютная, конкретная, если угодно «божественная», действительность — это Мир, мир раскрытый (в том числе и чувственно воспринимаемый) так, как он себя раскрывает (в том числе и с помощью ощущения). Так вот, Мир (Бытие) раскрывается именно Человеком. Абсолют, стало быть, это природный Мир, и он включает в себя Человека, который его ощущает, воспринимает, мыслит и говорит о нем — в конечном счете в «Феноменологии» и «Энциклопедии», т. е. в «Системе».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|