Обозначение глаголами работы отдельных органов человека
Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своем теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело? Рассуждения детей. Обобщение логопеда. 11. Закрепление понятий «слова-действия» У каждого ребенка лежит коробочка со счетными палочками. А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моем сундучке. Спасибо вам! Итог занятия Тема «Слова-признаки» овощи Материал. Натуральные овощи, рисунки с искаженным цветом овощей, «Чудесный мешочек». Ход занятия Оргмомент Мимические упражнения. Релаксация. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уро- ните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. Повторить расслабление. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки». 2. Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово» Дети, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей. 3. Дифференциация понятий «звук», «слово» Чем мы обозначаем слова? (Полосками.) Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: с-с-с-в-ё-к-л-а... (свёкла), л-л-у-к... (лук), к-к-к-а-ап-у- с-с-т-а-а... (капуста). Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки к, п, капуста и др.) А теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы... (арбуз.) Пуста-пуста, выросла... (капуста.) Ох-ох-ох, ели мы... (горох). А сейчас подскажите пропущенный звук. Баклажа... (н), капуст... (а), укро... (п), горо... (х).
Ознакомление со словами—признаками предметов Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»? Выставляются большой и маленький помидоры. Какой это помидор? (Большой.) А этот? (Маленький.) Какого цвета помидоры? Этот... (зеленый), а этот... (красный). Выкладываются две морковки. Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая.) Рассматриваются огурцы. Какие огурцы? (Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.) Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие? Демонстрируются другие овощи. Дети задают вопросы. Подбор определений. Кто больше назовет слов о каждом овоще? Дети называют слова.
Физминутка Пантомима «В огороде». Демонстрируется картинка «Огородное пугало». Дети шли, шли, шли. В огород они зашли. Там увидели урода — И скорей из огорода. Изобразить испуг. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные — испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед — испуг. Образование относительных прилагательных Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный.) Из свеклы? (Свекольный.) Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая.) Из баклажанов? (Баклажанная.) Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное.) Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной.) 7. Развитие зрительного внимания и памяти
Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно? Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» Развитие осязания Проводятся игры «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу». 9. Вопросы детей по сюжетной картинке «На огороде» быть разные. Итог занятия Тема «Знакомство с предложением» ЛЕС. САД. ОГОРОД Материал. Предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски — символы предложения (демонстрационные и индивидуальные). Ход занятия Оргмомент Пантомима «В лесу, саду и огороде». Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете. Дети имитируют пребывание в огороде, саду. Сообщение темы занятия Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение. 3. Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород». Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу? Дети называют животных. Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово. Ор-ор-ор, сорвали красный... (помидор). Ец-ец-ец, съели вкусный... (огурец). Жан-жан-жан, лежит на грядке... (баклажан). Бус-бус-бус, мы разрезали... (арбуз). 4. Ознакомление с понятием «предложение» Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять. Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое
слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.) Вызывается другая группа детей. Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.) Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении. Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили... (предложение). В предложении все слова... (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.) Физминутка Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед — сердитую хозяйку. — Зайки, где вы пропадали? — Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха). — А капусту вы не ели? — Только носиком задели. — Вас бы надо наказать. — Так попробуй нас догнать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|