Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Произношение звука л' в слогах




Чтобы нам не было скучно в пути, споем песенку: ля-лё-ле-ли, лю-ля-ле-ли.

5. Произношение звука л' в словах. Падежное управление

Выставляются картинки — сначала калитка, аллея, затем — другие. Что мы открываем? (Калитку.) Идем по... (аллее).

Дети имитируют открывание калитки, шаги.

К какому дереву мы подошли? (К тополю.) Постоим под... (тополями). Дальше пошли, к липам подошли. Сосчитайте, сколько их. (Три липы.) А сколько тополей? (Четыре тополя.)

Мелкая моторика

«Топали мы, топали, до тополя дотопали. До тополя дотопали, дальше потопали».

Дети имитируют топанье пальчиками по столу.

7. Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения. Определение позиции звука л' в словах

Вот мы и в лесу. Какие деревья мы увидели? (Ель, ольху, лиственницу, клен, липу.) Назовите деревья, в названии которых звук л' слышится в начале слова. Куда положим кружочек — цветовой символ звука л'?

Дети передвигают зеленый кружочек в окошках домика в зависимости от позиции звука.

В каком слове звук л' стоит в конце? Каких деревьев много в лесу? (Ольх, елей, кленов, лип, лиственниц.) Что вы видите на деревьях? (Листья.) Деревья покрыты... (листьями). Скажите о них ласково. (Листики, листочки.) Какие они? (Зеленые.) На деревьях много... (листьев). Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Повторите это слово.

Мы оказались на лесной полянке.

Выставляются картинки с изображением поляны и цветов.

Сколько здесь цветов! Назовите их. (Колокольчики, лютики, купальницы, клевер.) Мы не будем их мять и рвать, а покажем им свои добрые лица. Понюхайте их! Кто летает над цветами? (Шмели, мотыльки.)

Чтение стихотворения Й. Змая «Мальчик и мотылек»:

— Мотылек, мотылек, — Мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок. Я тебя ловить не стану.

— Я не сяду на цветок, Подойду поближе, гляну,
У тебя в руке сачок. Посчитаю, сколько ног


У тебя, мотылек. Раз, два, три, четыре, пять...

Я и сам могу считать: Сосчитаю, сколько ног,

Раз, два, три, четыре, пять, Без тебя, мой дружок.

Игра на развитие зрительного восприятия

Проводится на основе игры «Цветы и мотыльки». Дети подбирают для каждого мотылька цветок такого же цвета.

Понимание многозначности слов

Кто это выгладывает? (Лиса.) У нее два... (лисенка). Скажите о ней ласково. (Лисонька, лисичка.)

Выставляется гриб-лисичка, а затем прочитывается стихотворение.

Кто вы?

— Мы лисички,
Дружные сестрички.

— Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой...

А. Шибаев

Почему грибы назвали лисичками? А вот еще гриб! Это масленок. Знаете, почему его так назвали? У него шляпка словно маслицем смазана, скользкая. У кого еще «маслена головушка»?

Чьи рога показались из-за деревьев? (Оленьи.) Здесь бродили мама... (олениха), большой... (олень) и маленький... (олененок). Они едят... (ягель) — так называется мох. Кого вы еще увидели на другой полянке? Зеленую... (лягушку), длинноногую... (цаплю).

Физминутка

Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли

И малину нашли.

Присядем на полянке и споем песенку.

Пение песенки «По малину в сад пойдем...», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. Слово «сад» заменяется словом «лес». Дети имитируют движения по тексту попевки, затем поют песню.

Образование прилагательных и существительных

По дороге домой мы увидели... (клюкву, калину, облепиху). Принесли маме много... (земляники, малины). Мама сварила варенье из малины —... (малиновое), из земляники —... (земляничное). Какое ваше любимое варенье?

Логопед предлагает попробовать на вкус какое-либо варенье.

Какой сок можно получить из калины, из облепихи?

12. Составление предложений по заданному слову

Расскажите, что мы видели в лесу. Я назову слово, а вы придумайте предложение. Опорные слова — ели, ягель, земляника, лютики, полянка.

Анализ словесного состава предложения. Выкладывание схемы предложения

Составление коллективного рассказа «Прогулка в лес» либо чтение сказки Г. Юдина «Лисенок и лягушонок»

Итог занятия

Тема «Звуки х, х'»

ХОМЯК-ХВАСТУН

Материал. Игрушки или плоскостные фигурки для фланелеграфа (хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Винни-Пух, Хрюша), картинки (охотник, художник, подсолнух, хоккеисты, холодильник, мох).

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия

Выставляется игрушка или плоскостная фигурка хомячка. Кто это? (Хомяк.) Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что все и обо всех знает. Хомячок, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука о.) Вы согласны с ним? (Нет.) Какой первый звук вы услышали в словах хомяк, хвастун? (Звук х.) Сегодня мы будем слушать и произносить звук х и звук х,. Звук х1 — братец звука х. Они очень похожие и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

3. Характеристика звуков х, х' по артикуляционным и акустическим признакам

Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их места в Звуко-буквенном городе — звук х располагается в Синем замке, а звук х' — в Зеленом замке.


4. Произношение звуков х, х' в слогах

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!»

Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

5. Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов
мох, пух

Удивлял своими рассказами Хомяк. «Ух! Ух!» — восклицали другие хомячки. Сколько звуков вы услышали в восклицании? (Два.) Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили первым красный кружок? (Звук угласный. Он живет в Красном замке.) Как смеялись звери? (Ха-ха-ха!) Обозначьте слог ха кружочками. А сейчас «ловите» звук х,. К нему я «бросаю» звук и. Какой слог получится? (Хи.) А это задание еще труднее. «Ловите» звук м, звук о, звук х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (Мох.) Выставляются картинки с изображением мха и тополя.

Какое это дерево? (Тополь.) Хомяк Хомка сочинил чистоговорку: «Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух.) Каким звуком вы дополнили слог ух, чтобы получилось это слово? (Звук п.) Изменится ли схема слова? Чем похожи слова мох, пух? Ответы детей.

Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Хомке, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и.)

6.Произношение звуков х, х' в словах

Выставляются игрушки или плоскостные картинки.

Пригласим к Хомке друзей. Кого позовем? (Винни-Пуха, Петуха, Хрюшу, Черепаху, Слониху, Зайчиху.)

Развитие слуховой памяти

Винни-Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох.

Повторение детьми.

А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какое новое слово появилось? (Уха.) Какие слова на него похожи? (Ухо, муха.)

8. Определение позиции звука х. Выкладывание кружочка, обозначающего звук х, в окошко домика

Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слушайте слова с пропущенными звуками и называйте их: _олодильник... (холодильник),_ удожник... (художник), о_отник...


(охотник),__ алва... (халва),__ ек... (хек), му__ а... (муха). А

теперь будем исправлять слова, которые Хомка не научился правильно произносить.

Логопед делает преднамеренные ошибки, произнося слова от имени Хомки.

На стекле сидит мута. (Нет, муха.) Картину рисует тудож-ник. (Художник.)

Затем произносятся слова с пропущенным звуком, а дети называют пропущенный звук.

Подсолну... (х), __ оккей... (х),__о ккеисты... (х),__ обот...

(х), сме_... (х), пету_... (х).

Черепаха предлагает нам послушать стихи, в которых пропущено одно слово. Помогите ей, дополните нужное слово.

Все укутал мягкий снег, Словно теплый белый... (мех). От лисицы во весь... (дух) Мчится по полю... (петух). Догнала его лисица — Полетел по ветру... (пух).

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку

Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.

Хомка раненько встает Раз, два, три, четыре, пять!

Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.

Дети имитируют все движения хомяка.

10. Звуки х, х' в предложениях

Дети, чьи задания мы выполняли на сегодняшнем занятии? (Хрюши, Черепахи, Винни-Пуха.) А сейчас составим предложения со словами слониха, зайчиха, ежиха, петухи. У кого слоненок? У кого ежонок?

Дети составляют предложения разных конструкций.

11. Звуки х, х' в загадках и стихах

Хомка говорит, что может отгадать все наши загадки. Загадаем ему загадки. «Кто над нами вверх ногами?» Хомка говорит, что это потолок. Правильно ли он ответил? (Нет, это муха.)

В нашей кухне целый год Мягкий, пышный и душистый Дед Мороз в шкафу живет. Он и черный, он и белый,

(Холодильник.) Он и черный, он и белый,

(Хлеб.)


Назовите хлеб ласково. (Хлебушко.) Почему говорят: «Хлеб — всему голова!»

Ответы детей.

Какой звук вы услышали в отгадках? (Звук х.) Где вы услышали звук х в словах-отгадках? (В слове мухав середине слова. В словах хлеб, холодильникв начале слова.) А сейчас послушайте стихотворение о хомяке.

Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей.

В Лунин

Дети повторяют стихотворение хором, называют слова со звуками х, х".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...