Физминутка. Игра «Подарки».
Принесли мы вам подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие — повторяют. 8. Закрепление понятий «длинные и короткие слова» Дети, назовите самое короткое слово со звуком и. (Ива, Ия.) Назовите самое длинное слово. (Инструменты.) Отхлопаем ритм этих слов. Какое слово длиннее — игра или игрушки? (Игрушки.) Почему вы так думаете? 9. Согласование местоимений с глаголами. Многозначность глагола идет Демонстрируется шагающая кукла. Что делает Ия? (Идет.) Оля, подойди к нам. Оля тоже... (идет). Идите ко мне. Что вы делаете? (Идем.) Я иду к вам. Что я делаю? (Вы идете.) Скажем вместе: Я... (иду). Мы... (идем). Вы... (идете). Ты... (идешь). Они... (идут). Ответь на вопросы: Что идет? (Дождь идет. Снег идет. Поезд идет.) Кто идет? (Ия идет. Иван идет. Индюк идет. Медведь идет. Петух идет.) Слова сопровождаются показом действий. 10. Знакомство с буквой и Ия и Иван просят вас найти букву и в Красном замке. Эта буква обозначает звук и. Что она вам напоминает? Демонстрируются строчная и заглавная буква и. Чем они различаются? Послушайте стихотворение о букве и. Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? — Три! — А какая буква? — И. Е. Тарлапан Выкладывание буквы и из палочек. 11. Закрепление гласных букв а, у Какие буквы вы знаете? (а, у.) Выставляются и называются картинки: улитка, аист, ива. Дети соотносят буквы с услышанным первым звуком и подставляют буквы к картинкам. Итог занятия После подведения итогов занятия детей можно угостить изюмом, ирисками, инжиром. Тема «Звуки п, п' и буква п» У НАС В ГОСТЯХ ПОРОСЯТА ПИК, ПАК И ПОК
Материал. Игрушки (три поросенка, два попугая, телефон); предметы (пуговицы, платок, полотенце, пододеяльник, пальто, тапки, покрывало, пирамидки); картина «Петрушка-почтальон» из серии Г.А. Тумаковой «Звучащее слово»; звуковая линейка, цветовые символы звуков, звуковые замки, домики, буквы. Ход занятия Оргмомент Психогимнастика Изобразите ссорящихся, сердитых попугаев. Изобразите веселых поросят, испуганных поросят. Сообщение темы занятия Выставляется картина «Петрушка-почтальон» и коробка с предметами. Кто к нам пришел? (Петрушка-почтальон.) Что он нам принес? (Письма, посылку.) Какой первый звук вы услышали в словах почтальон, посылка? (Звук п.) А в слове письма? (Звук п) 3. Характеристика звука п В письме — сказка о звуке п. Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (а, у, и.) А всех вместе их называли... (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» — запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!» «Не печалься! — сказал голосистый звук а. — Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» — обрадовался звук п. «Вот и хорошо! — воскликнул звук а. — За это мы будем называть тебя согласным звуком». Когда произносится согласный звук п, воздушная струя встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду — сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы произносим звук п? (Губами.) Наш голос спит или поет? Прикладывается тыльная сторона ладони к горлу. Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук я. (Согласный, твердый, глухой.) Попробуйте его спеть. (Он не поется.) Попробуем потянуть звук. Дети пытаются потянуть звук-п, имитируя наматывание ниточки На клубок. (Ниточка рвется, звук не тянется.) Вносится замок синего цвета.
Согласные твердые звуки будут жить в этом Синем замке. Твердый, согласный звук п мы обозначим синим кружочком. 4. Различение звуков п, п' по акустическим признакам Что принес нам Петрушка-почтальон? (Письмо.) Вы хотите узнать, от кого письмо? Тогда отгадайте загадку: «Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка». (Это поросенок.) Нам пришло письмо от поросенка, а зовут его Пик. Какой первый звук в его кличке? (Звук п'.) У него есть братья Пок и Пак. Повторите их клички. Одинаково ли звучат первые звуки в словах Пик, Пак? Ответы детей. Звук л' — братец звука п. Этот звук называется мягкий согласный. Его будем обозначать зеленым кружочком. 5. Произношение звуков п и п' в слогах. Анализ и синтез слогов an, yn, слов Пик, Пак Послушайте, какие дразнилки придумали Пак и Пик: па-по-пу, пу-па-пы, па-пу-пи-ка. Дети повторяют и отмечают, какой слог лишний. Сколько звуков в слоге an? Что длиннее — слог an или слово Пик? С помощью звуковой линейки уточняется, что слово длиннее, так как в нем больше звуков. «Ловите» звуки п, а, к. Верните мне слово. (Пак.)
6. Произношение звуков п, п' в словах. Определение позиции звуков в словах Посмотрим, что в посылке прислали нам Пик, Пак и Пок. Дети называют предметы, определяют позиции звуков я, п', перемещают кружочки в окошки домиков. Из посылки достают пуговки, сравнивают их по величине, цвету и пересчитывают. Дети определяет, куда их пришить — к платью или к пальто. Физминутка Угадайте, что я делаю? Логопед имитирует действия с рассмотренными предметами, дети повторяют, угадывают, придумывают задания сами. 8. Произношение звуков п, п' в предложениях Как нам пригласить Пика, Пака и Пока в гости? Выставляется телефон. Надо им позвонить. Что мы сделаем? (Позвоним.) Телефон подносится к нескольким детям, которые приглашают поросят в гости. А вот и наши гости! Кто прилетел вместе с поросятами? (Попугаи, два попугая.) Чем мы угостим попугаев? Выставляется стакан с крупой и апельсин. (Крупой.) А чем угостим Пика, Пака и Пока? (Апельсинами.) 9. Произношение звука п в чистоговорках. Словотворчество детей Сочиним чистоговорку со словом крупа.
Пу-пу-пу, попугай клюет крупу. Па-па-па, на пол сыплется крупа. Пы-пы-пы, больше нет у нас крупы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|