Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав курса лучевой терапии




Предлучевой период. В предлучевой период проводится подготовка к лечению. Ее следует начинать с психологической подготовки. Пациенту разъясняют необходимость лучевого воздействия, ее эффективность указывает на возможные изменения самочувствия и некоторые лучевые реакции, на особенности режима питания.

Следующим ответственным этапом служит клиническая топометрия. Предлучевой период завершается окончательным оформлением лечебного плана. Лучевой план – это набор документов клинико-радиобиологического и клинико-дозиметрического планирования, включающий как карту дозного распределения в теле пациента, так и рентгенограммы, сделанные через входные поля и подтверждающие правильность наводки пучка излучения на очаг. Полученная при помощи методов лучевой диагностики топографическая схема (в сущности, эскиз поперечного среза) должна непременно выполняться в том положении, в котором будет проводиться облучение. На эскиз поперечного среза наносят ориентировочные (центрационные точки) и определяют тем самым местоположение опухоли и критических структур. Топографическая схема (топографоанатомическая карта) является единственным документом, представляющим объективные данные о распределении доз в облучаемом объеме, в том числе, сведения о поглощенной дозе в самой опухоли, зонах регионарного метастазирования и в критических органах. Изготовление топографоанатомической карты является важным моментом в судьбе больного. 50% эффекта лечения, по данным ВОЗ, зависит от этого обстоятельства. Итак, для каждого больного при составлении программы лечения необходимо последовательно определить:

1. цель лечения;

2. решить вопрос о разовой и суммарной дозе;

3. выбрать метод облучения и источник ионизирующего излучения;

4. определить конкретные условия облучения: число и размеры полей, направление центральных пучков лучей.

Лучевой период. Лучевой период – это период проведения облучения при постоянном медицинском наблюдении за больным. Для облучения каждого поля больному придают удобное положение. Исключительно важна иммобилизация пациентов.

Правильность наводки пучка облучения проводят с помощью рентгеновского симулятора облучения. В процессе облучения врач или лаборант наблюдают за больным по экрану телевизора. Переговорные устройства обеспечивают двухстороннюю связь врача и больного. По окончании облучения больному предписывают двухчасовый отдых на свежем воздухе или в палате с хорошей вентиляцией. Данные о каждом облучении заносят в протокол.

Постлучевой период. В постлучевом периоде, даже при отсутствии клинически определяемых признаков лучевого поражения, имеется снижение толерантности облученных здоровых тканей к дополнительным травмирующим воздействиям. Поэтому пациентам рекомендуется избегать физических и химических травм зон облучения. Абсолютно противопоказаны онкологическим больным независимо от срока и области облучения, интенсивное ультрафиолетовое облучение, общие тепловые, грязевые и физиотерапевтические процедуры. Большое значение в постлучевом периоде имеют реабилитационные мероприятия.

Лучевая терапия у детей

Особенности проведения лучевой терапии у детей.

В настоящее время лучевая терапия, как компонент мультидисциплинарного лечения, используется у почти 70 % детей со злокачественными новообразованиями. По данным ведущих онкологических клиник, ионизирующие излучения наиболее часто применяются у детей с гемобластозами, глиомами центральной нервной системы, опухолями соединительной ткани, нейробластомами и нефробластомами.

Однако необходимо подчеркнуть, что при использовании лучевой терапии в детском возрасте возникают значительные проблемы, связанные, прежде всего, с особенностями растущего организма ребенка и необходимостью параллельного или последовательного применения противоопухолевых лекарственных препаратов, усиливающих повреждающий эффект ионизирующих излучений на нормальные ткани.

В связи с этим, внимание уделяется поиску возможностей повышения селективности действия ионизирующих излучений, т.е. эрадикации опухоли без последующих осложнений, особенно поздних, приводящих к нарушению развития отдаленных органов и тканей ребенка, инвалидности и даже к смерти.

Для достижения этой цели необходимо:

1. во-первых, формировать такие физические условия облучения, при которых доза излучения, достаточная для разрушения опухоли, концентрировалась бы в патологической мишени, а в нормальных тканях находилась бы в пределах их лучевой толерантности;

2. во-вторых, создавать особые биологические условия, при которых в облученном объеме тканей ребенка одна и та же доза вызывала бы максимальную гибель тканей опухоли и минимальную - нормальных тканей.

Решение этой проблемы связано с совершенствованием техники предлучевой подготовки, радиотерапевтической аппаратуры, с созданием новых искусственных радиоактивных препаратов, в том числе, туморотропных, с развитием методов математического планирования условий облучения и контроля за их воспроизведением; второй - с успехами радиобиологии, в частности, с модификацией селективной радиочувствительности нормальных и опухолевых тканей и моделированием временного распределения поглощенных доз ионизирующих излучений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...