Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение 2 страница




 

[143] Северные сказки: Сб. Н. Е. Ончукова. СПб., 1908. № 29.

 

[144] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50, 54.

 

[145] Неуступов А. Д. Представления и рассказы о домашних духах и нечистой силе в Кадниковском уезде// Ярославские зарницы. 1910. № 49. С. 4.

 

[146] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 52.

 

[147] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 58.

 

[148] Песенный фольклор кестеньгских карел/ Изд. подгот. Н. А. Лавонен. Петрозаводск, 1989. № 68. С. 135.

 

[149] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 47.

 

[150] Там же. С. 165.

 

[151] Былички и бывальщины. № 101. С. 120. Ср. с одним из финских мифологических рассказов: «„Хозяйка“ бани, женщина, мылась‑ мылась, да и ушла на чердак». Из Фольклорного архива Финского литературного общества.

 

[152] Былички и бывальщины. № 104. С. 123.

 

[153] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 59.

 

[154] АКНЦ. 32. № 77.

 

[155] Сказки Карельского Беломорья: Сказки М. М. Коргуева / Зап., вступ. статья и коммент. А. Н. Нечаева. Петрозаводск, 1939. Кн. 2. С. 94–95.

 

[156] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. С. 168.

 

[157] Лавонен Н. А. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел// Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 171–179.

 

[158] Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 344–353.

 

[159] Там же. С. 347.

 

[160] Георгиевский М. Святки в деревнях Олонецкой губернии и различные гаданья. С. 496.

 

[161] Суеверия и предрассудки в простом народе// ОГВ. 1885. № 76. С. 673

 

[162] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 165.

 

[163] Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. С. 353. Примеч. С. А. Токарева.

 

[164] Там же. С. 350–352.

 

[165] Там же. С. 353.

 

[166] Веселовский А. Н. Поэтика сюжета. Л., 1940. С. 577.

 

[167] Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987. С. 56–60.

 

[168] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии// Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1894. Вып. 3. С. 328.

 

[169] Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936. С. 336.

 

[170] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 51.

 

[171] Там же.

 

[172] Олонецкий сборник. Вып. 4. С. 60.

 

[173] АКНЦ. 32. № 77; Легенды. Предания. Бывальщины. С. 212.

 

[174] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50, 52.

 

[175] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями// Живая старина. 1898. Вып. 3–4. С. 361.

 

[176] Демидович П. Из области верований и сказаний белорусов// Этнографическое обозрение. 1896. Кн. 28. № 1. С. 114.

 

[177] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 418.

 

[178] П. М. Из быта и верований карел Олонецкой губернии//ОГВ. 1892. № 79. С. 825.

 

[179] Simonsuuri L. Typen‑ und Motiwerzeichnis der finnischen mythischen Sagen. B341. S. 47; F61, 63, 64. S. 98; Симонсуури Л. Указатель типов и мотивов финских мифологических рассказов. В341. С. 59; F 61, 63, 64, 125–126.

 

[180] Максимов С. В. Крылатые слова. 2‑ е изд. СПб., 1899. С. 298–299.

 

[181] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 52.

 

[182] АКНЦ. 32. № 77.

 

[183] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53.

 

[184] Simonsuuri L. Typen‑ und Motiwerzeichnis der finnischen mythischen Sagen. E 261. S. 88; G. 411. S. 104; Симонсуури Л. Указатель типов и мотивов финских мифологических рассказов. Е261. С. 112–113; G. 411. С. 132.

 

[185] Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 2. С. 1.

 

[186] Максимов С. В. Крылатые слова. С. 299.

 

[187] Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884. Вып. 1. С. 210, 252. См. тексты: Сказки и предания Северного края. № 80. С. 164; Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 84.

 

[188] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 401.

 

[189] Вытегорский погост. С. 35.

 

[190] Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 552–553.

 

[191] Сказки и песни Белозерского края. № 64. С. 113.

 

[192] Суеверия и предрассудки в простом народе. С. 650.

 

[193] Аналогичный вывод сделан на основе анализа коми этнографических материалов. См.: Семенов В. А. Сакральное время в коми обрядах жизненного цикла: полдень/полночь // Народная культура Севера: «первичное» и «вторичное», традиции и новации: Тезисы докладов и сообщений региональной науч. конф. 28–30 мая 1991 г. Архангельск, 1991. С. 169–171.

 

[194] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 285, 340, 404, 412 (впервые книга вышла на немецком языке в 1927 г. ); Кагаров Е. Г. О значении некоторых русских свадебных обрядов// Изв. имп. Академии наук. VI серия. Пг., 1917. Т. 11. № 9. С. 645; он же. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сб. Музея антропологии и этнографии. 1929. Т. 8. С. 171–173.

 

[195] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 54.

 

[196] Перетц В. Н. Деревня Будогоща и ее предания. С. 10.

 

[197] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 199. С. 59.

 

[198] Там же. № 200. С. 60.

 

[199] Там же.

 

[200] Сказки Терского берега Белого моря/ Изд. подгот. Д. М. Балашов. Л., 1970. № 126(2). С. 362.

 

[201] Памятники русского фольклора Водлозерья: Предания и былички/ Изд. подгот. В. П. Кузнецова. Петрозаводск, 1997. № 104–105. С. 97

 

[202] Сказки и предания Северного края. № 80. С. 165.

 

[203] АКНЦ. 32. № 77.

 

[204] Сказки и предания Северного края. № 137. С. 263.

 

[205] Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Т. 3// Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1885. Ч. 3–4. С. 106–115.

 

[206] Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. Л., 1985. С. 35–36.

 

[207] Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. XII: Акты Холмогорской и Устюжской епархий. 1500–1699. СПб., 1890. С. 1454.

 

[208] Котошихин Г. О Московском государстве в середине XVII столетия// Памятники литературы Древней Руси. XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 265.

 

[209] Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. С. 147.

 

[210] Там же. С. 25.

 

[211] Барсов Е. В. Обзор этнографических данных, помещенных в разных губернских ведомостях за 1873 г. // Изв. Имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. XIII. Вып. 1: Труды Этнографического отдела. 1874. Кн. 3. Вып. 1. С. 81.

 

[212] Частушки в записях советского времени. № 2183. С. 120.

 

[213] Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. С. 15–20.

 

[214] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 327.

 

[215] Новые поступления в Фольклорный архив кафедры русской литературы Горьковского университета 1977–1984 гг.: Несказочная проза. № 276. С. 33–34. Впрочем, согласно ингерманландской традиции, ребенка можно вернуть и иным способом: «Но так как знахарка очертила следы злого духа кругом, то он принес ребенка назад и положил на окно бани». См.: Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 430.

 

[216] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 327, 331.

 

[217] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 393.

 

[218] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 327, 331. На карельском материале см.: Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. С. 34–36, 42, 46, 48.

 

[219] Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 169.

 

[220] Суеверия и предрассудки в простом народе// ОГВ. 1885. № 75. С. 666–667.

 

[221] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 325.

 

[222] АКНЦ. 39. № 200.

 

[223] Усть‑ Ницынская слобода Тюменского уезда Тобольской губ. // Живая старина. 1898. Вып. 2. С. 152.

 

[224] Потебня А. Этимологические заметки// Живая старина. 1891. Вып. 3. С. 120.

 

[225] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 415.

 

[226] Криничная Н. А. Концепция происхождения человека: (по данным мифологии, фольклора и ранних философско‑ медицинских учений) // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 17 и др. Заметим, что формулой человекотворения определяется происхождение многих фольклорных персонажей. Так, исцеляющийся Илья Муромец предстает как порождение различных элементов природы: земли (ее метафора: погреб), воды (метафорическая замена: питье) и огня (длительное сидение на печи). См.: Там же. С. 9, 15–17.

 

[227] Анимистические представления о жизненной силе, нетленной сущности, или душе, оказали значительное влияние на формирование многих фольклорных образов, коллизий и мотивов. Об этом см.: Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. С. 32, 35, 45, 60, 65, 67, 75–76, 97, 118, 123, 151–152 и др.

 

[228] См.: Суеверия и предрассудки в простом народе// ОГВ. 1885. № 75. С. 666; Из быта и верований карел Олонецкой губернии (продолжение). // ОГВ. 1892. № 74. С. 780.

 

[229] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 395, 397.

 

[230] Книга Степенная царского родословия. Ч. 1–2// ПСРЛ. СПб., 1908–1913. Т. 21. С. 29.

 

[231] Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства// Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. 3‑ е. изд. Л., 1925. Ст. 219 (РИБ. Т. 13. Вып. 1)

 

[232] Повесть о Стефане, епископе Пермском// Древнерусские предания (XI–XVI вв. )/ Сост., вступ. статья и коммент. В. В. Кускова. М., 1982. С. 182, 217, 354.

 

[233] Великие Минеи‑ Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием/Изд. Археогр. комис. М.; СПб., 1868–1917. Окт. 4–18. 809.

 

[234] Слово на святое Богоявление святого Ипполита, епископа римского и мученика (II–III вв. )// Глаголы жизни. 1992. № 1. С. 12.

 

[235] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 199. С. 59.

 

[236] АКНЦ. 32. № 77.

 

[237] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. № 177. С. 120.

 

[238] Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. С. 31.

 

[239] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. № 177. С. 120.

 

[240] Сказки и предания Северного края. № 80. С. 164.

 

[241] Там же. С. 165.

 

[242] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. № 177. С. 120.

 

[243] Былички и бывальщины. № 118. С. 137.

 

[244] Сказки и предания Северного края. № 80. С. 164–165.

 

[245] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. № 177. С. 119.

 

[246] Там же. № 178. С. 121. См. также: АКНЦ. 192. № 123; Фонотека. 3275/4.

 

[247] Максимов С. В. Куль хлеба. Л., 1987. С. 458, 461–462; Южанин А. С. Свадьба в Поморье// Ярославские зарницы. 1910. № 33. С. 3–4.

 

[248] Тэрнер В. Символ и ритуал. С. 169–170.

 

[249] Плесовский Ф. В. Свадьба народов коми. Сыктывкар, 1968. С. 136–137.

 

[250] Относительно семантики свадебной бани существует и иная точка зрения: мытье невесты рассматривается как пережиток древнего обряда свадьбы с духом бани – банником, которому невеста отдает свою девственность. См.: Кагаров Е. Г. О значении некоторых русских свадебных обрядов. С. 645.

 

[251] Конкка У. С. Имя, волосы и «белая воля» невесты – главные объекты оплакивания в карельских свадебных плачах// Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1978. С. 71–94.

 

[252] Самоделова Е. А. Былички о колдунах и домашних духах в сопоставлении со свадебной магией. С. 74.

 

[253] Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. Киев, 1890. С. 204.

 

[254] Конкка А. П. Viдndцi – время летнего «поворота» в календарной обрядности карелов // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 28–29.

 

[255] АКНЦ. 8. № 259а.

 

[256] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 101.

 

[257] Козырев Н. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губернии // Живая старина. 1912. Вып. 1. С. 79–80.

 

[258] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 80.

 

[259] Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. С. 146.

 

[260] Косменко А. П. Функция и символика вепсского полотенца (по фольклорно‑ этнографическим данным)// Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1983. С. 50.

 

[261] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 101; Максимов С. В. Куль хлеба. С. 461; Южанин А. С. Свадьба в Поморье. С. 3–4; Будовская Е. Э. Баня… С. 109.

 

[262] Будовская Е. Э. Баня… С. 107.

 

[263] Ордин Н. Г. Свадьба в подгородных областях Сольвычегодского уезда// Живая старина. 1896. Вып. 1. С. 69; Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 4. С. 145.

 

[264] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда. С. 132.

 

[265] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 59.

 

[266] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. М., 1957. Т. 1. № 137. С. 285.

 

[267] Сказки и предания Самарского края. № 69 г. С. 232.

 

[268] Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда. С. 148.

 

[269] П. М. Из быта и верований карел Олонецкой губернии. С. 825.

 

[270] Олонецкий сборник. Вып. 4. С. 60.

 

[271] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 84.

 

[272] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 52.

 

[273] Там же. С. 50.

 

[274] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 80.

 

[275] Сказки и предания Самарского края. № 69 в. С. 230–231.

 

[276] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 52–53.

 

[277] Сказки и предания Самарского края. № 69а. С. 230.

 

[278] Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии// Этнографическое обозрение. 1914. № 3–4. С. 109.

 

[279] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 394.

 

[280] Смоленский этнографический сборник /Сост. В. Н. Добровольский. СПб., 1891. № 24. С. 554.

 

[281] Сказки и предания Самарского края. № 69 г. С. 231.

 

[282] Неклюдов С. Ю. О функционально‑ семантической природе знака в повествовательном фольклоре// Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 225.

 

[283] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 101.

 

[284] АКНЦ. 21. № 124.

 

[285] Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе // Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 2. С. 15 (Зап. Моск. археол. ин‑ та. Т. 18).

 

[286] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 72.

 

[287] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 391.

 

[288] Зеленин Д. К. Русские народные обряды со старой обувью// Зеленин Д. К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901–1913. М., 1994. С. 222; он же. Восточнославянская этнография. С. 93, 391. Аналогичные представления о поминальной бане зафиксированы и в ингерманландской традиции. Как отмечает Л. Хонко, обычно мытье в бане умерших связано с ночью, в которую происходит смена года, с кануном праздника Всех святых (Кекри). См.: Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 424.

 

[289] Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губернии // Этнографическое обозрение. 1900. Кн. 47. № 4. С. 89.

 

[290] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 26.

 

[291] Ефименко П. С. Обереги и подходы// Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 г. Архангельск, 1864. № 22. С. 19–20.

 

[292] Сказки, песни, частушки Вологодского края. С. 210.

 

[293] Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. № 141. С. 306.

 

[294] Карельское народное поэтическое творчество. С. 319.

 

[295] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. S. 398.

 

[296] Ibid.

 

[297] Попов Г. Русская народно‑ бытовая медицина: По материалам Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. СПб., 1903. С. 193, 196.

 

[298] Бондаренко В. Поверья крестьян Тамбовской губернии// Живая старина. 1890. Вып. 1. С. 120.

 

[299] Попов Г. Русская народно‑ бытовая медицина. С. 196, 199.

 

[300] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда. С. 120.

 

[301] Подробнее об этом см.: Рыбкин Я. Р., Криничная Н. А., Антохин В. И. и др. Баня, банька, баенка. Петрозаводск, 1992. С. 61–70.

 

[302] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда. С. 121.

 

[303] АКНЦ. 192. № 34; Фонотека. 3270/6.

 

[304] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда. С. 121.

 

[305] Астахова А. М. Заговорное искусство на реке Пинеге// Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Л., 1928. Вып. 2. С. 75.

 

[306] АКНЦ. 27. № 78, 88–89.

 

[307] Там же. 134. № 120; Фонотека. 1620/20.

 

[308] АКНЦ. 192. № 55; Фонотека. 3271/7.

 

[309] АКНЦ. 192. № 54; Фонотека. 3271/6. См. также: Материальная культура и декоративно‑ прикладное искусство сегозерских карел / Изд. подгот. Р. Ф. Никольская, А. П. Косменко. Л., 1981. С. 110–111.

 

[310] Об обряде поднятия лемби см. подробно: Никольская Р. Ф., Сурхаско Ю. Ю. Баня в семейном быту карел// Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. С. 73–76.

 

[311] Лесков Н. Ф. Поездка в Корелу// Живая старина. 1895. Вып. 3–4. С. 291.

 

[312] Суеверия и предрассудки в простом народе. С. 673.

 

[313] АКНЦ. 27. № 104.

 

[314] Астахова А. М. Заговорное искусство на реке Пинеге. С. 67.

 

[315] Суеверия и предрассудки в простом народе// ОГВ. 1885. № 77. С. 682.

 

[316] АКНЦ. 149. № 36.

 

[317] Лесков Н. Корельская свадьба// Живая старина. 1894. Вып. 3–4. С. 516.

 

[318] Там же. С. 504.

 

[319] Шустиков А. Троичина Кадниковского уезда. С. 127.

 

[320] Этнографическое обозрение. 1905. № 2–3. С. 226.

 

[321] Там же.

 

[322] АКНЦ. 149. № 36.

 

[323] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53.

 

[324] Будовская Е. Э. Баня… С. 110.

 

[325] Георгиевский М. Святки в деревнях Олонецкой губернии и различные гаданья. С. 496.

 

[326] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53.

 

[327] Там же.

 

[328] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 404.

 

[329] Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным: В 4 ч. М., 1880. Ч. 1. С. 27.

 

[330] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 75.

 

[331] АКНЦ. 134. № 46; Фонотека. 1623/4.

 

[332] Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. № 425. С. 294.

 

[333] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 74.

 

[334] Петров К. Повенецкие карелы: Их домашний и общественный быт, поверья и предания. С. 109.

 

[335] Балов А. Очерки Пошехонья: 3. Народные гадания// Этнографическое обозрение. 1898. № 4. С. 77.

 

[336] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 324.

 

[337] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 77.

 

[338] Лесков Н. Корельская свадьба. С. 515.

 

[339] Зайцева М., Муялонен М. Образцы вепсской речи. Л., 1969. С. 274.

 

[340] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53–54.

 

[341] Будовская Е. Э. Баня… С. 107.

 

[342] Частушки в записях советского времени. № 5243. С. 244.

 

[343] Там же. № 5329. С. 248.

 

[344] АКНЦ. 149. № 86.

 

[345] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 165.

 

[346] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 84.

 

[347] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. С. 327.

 

[348] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 165.

 

[349] Там же. С. 168.

 

[350] Там же. С. 163–164.

 

[351] Там же. С. 163.

 

[352] АКНЦ. 27. № 123(9).

 

[353] Там же. 23. № 528.

 

[354] Там же. 149. № 86.

 

[355] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50.

 

[356] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. С. 165.

 

[357] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50.

 

[358] Там же. С. 53.

 

[359] АКНЦ. 149. № 69.

 

[360] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 52.

 

[361] Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии… С. 165.

 

[362] АКНЦ. 149. № 86.

 

[363] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 199. С. 59.

 

[364] АКНЦ. 149. № 86.

 

[365] Там же. 192. № 95; Фонотека. 3273/13.

 

[366] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50.

 

[367] АКНЦ. 160. № 138; Фонотека. 2737/24.

 

[368] АКНЦ. 192. № 95; Фонотека. 3273/13.

 

[369] Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. № 200. С. 60.

 

[370] Там же. № 192. С. 58.

 

[371] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53.

 

[372] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 80.

 

[373] Смоленский областной словарь/ Сост. В. Н. Добровольский. Смоленск, 1914. С. 22.

 

[374] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 84.

 

[375] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 51.

 

[376] Там же. С. 59–60.

 

[377] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. С. 84.

 

[378] Новые поступления в Фольклорный архив кафедры русской литературы Горьковского университета 1977–1984 гг.: Несказочная проза. № 280.

 

[379] Смоленский областной словарь. С. 22.

 

[380] АКНЦ. 27. № 91.

 

[381] Там же. № 93.

 

[382] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 50.

 

[383] Смоленский этнографический сборник. № 25. С. 91.

 

[384] Там же.

 

[385] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 59.

 

[386] Сказки и предания Северного края. № 122. С. 229.

 

[387] Сказки и песни Белозерского края. № 64. С. 113.

 

[388] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 59.

 

[389] Сказки и песни Белозерского края. № 64. С. 113.

 

[390] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 60.

 

[391] Там же. С. 50.

 

[392] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. С. 327.

 

[393] Там же.

 

[394] АКНЦ. 32. № 77.

 

[395] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 53.

 

[396] Верования великоруссов Шенкурского уезда… С. 58.

 

[397] Там же.

 

[398] Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда. С. 148–149.

 

[399] См. об этом: Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. С. 37–41.

 

[400] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии. С. 327–328.

 

[401] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2‑ е изд. М., 1986. Т. 2. С. 120.

 

[402] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 314.

 

[403] Харузин Н. Н. Очерк развития жилища у финнов. М., 1895. С. 26.

 

[404] См.: Никольский Н. М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С. 24.

 

[405] Suomen historia. 1985. B. 1. S. 41.

 

[406] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. М., 1973. С. 18.

 

[407] Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. М., 1970. С. 119.

 

[408] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 262.

 

[409] Архив Карельского научного центра РАН (далее – АКНЦ). 192. № 49 (первая цифра обозначает номер коллекции, вторая – единицу хранения в ней).

 

[410] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 18; Чижикова А. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища// Русские. Историко‑ этнографический атлас: Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX– начало XX в. М., 1970. С. 26.

 

[411] Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах// Изв. имп. Археологического об‑ ва. СПб., 1861. Т. 3. Вып. 4. Стб. 267.

 

[412] Суворов Н. Н. О коньках на крестьянских крышах в некоторых местах Вологодской и Новгородской губерний: Письмо Н. Н. Суворова к В. В. Стасову// Изв. имп. Археологического об‑ ва. СПб., 1863. Т. 4. Вып. 2. Стб. 170; Маковецкий И. В.  Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье. М., 1962. С. 181, 269; Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 18–19.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...