Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение 3 страница




 

[413] Иваницкий Н. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина. 1898. Вып. 1. С. 70.

 

[414] Конкка У. С. Поэзия печали. Петрозаводск, 1992. С. 29; Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. Киев, 1890. С. 237.

 

[415] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 18–19.

 

[416] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М… 1868. Т. 2. С. 118.

 

[417] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 498.

 

[418] Суворов Н. Н. О коньках на крестьянских крышах… Стб. 171.

 

[419] Там же; Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 20.

 

[420] Будде Е. Ф. О говорах Тульской и Орловской губерний // Сб. Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1904. Т. 76. № 3. С. 52.

 

[421] Едемский М. Б. О крестьянских постройках на Севере России // Живая старина. 1913. Вып. 1–2. С. 38.

 

[422] Суворов Н. Н. О коньках на крестьянских крышах… Стб. 170; Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 19.

 

[423] Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. С. 148, 164.

 

[424] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 300.

 

[425] Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 26–27.

 

[426] Там же. С. 27.

 

[427] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 278–279.

 

[428] Ошибкина С. В. Неолит Восточного Прионежья. М., 1978. С. 122.

 

[429] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 303–304.

 

[430] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 19.

 

[431] Едемский М. Б. О крестьянских постройках на севере России. С. 61.

 

[432] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1991. Т. 4. С. 343.

 

[433] Строгальщикова З. И. Традиционное жилище Межозерья. Л., 1986. С. 64.

 

[434] Ср.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. Т. 2. С. 360.

 

[435] Там же. Т. 4. С. 132.

 

[436] Чижикова А. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 29.

 

[437] Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах. Стб. 261.

 

[438] Габе Р. И. Интерьер крестьянского жилища// Архитектурное наследство. М., 1955. № 5. С. 87.

 

[439] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2‑ е изд. М., 1986. Т. 2. С. 284.

 

[440] Словарь русского языка: В 4 т. 2‑ е изд. М., 1983. Т. 2. С. 70.

 

[441] Ополовников А. Успенская церковь в селе Варзуге// Архитектурное наследство. М., 1955. № 5. С. 42.

 

[442] Суворов Н. Н. О коньках на крестьянских крышах… Стб. 170.

 

[443] Южанин А. С. Суеверия и обычаи в Поморье//Ярославские зарницы. 1910. № 43. С. 4.

 

[444] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 305.

 

[445] Словарь русского языка XI–XVII вв. М… 1988. Вып. 14. С. 307.

 

[446] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. 3. С. 240–241.

 

[447] Там же. С. 243.

 

[448] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 95.

 

[449] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 205.

 

[450] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 305; Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 88.

 

[451] Там же.

 

[452] Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища. С. 183.

 

[453] Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 12.

 

[454] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 296.

 

[455] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 19.

 

[456] Берг Ф. Н. Памятники древней письменности и искусства: Нечто о древности типа деревянных построек и резьбы в Важском крае. СПб., 1882. С. 3, 6.

 

[457] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 462.

 

[458] Там же. С. 466.

 

[459] Балов А. Следы языческого культа в русских народных домашних украшениях: (Историко‑ этнографический очерк) // Русский вестник. 1906. Июль. Т. 304. С. 102; Гришина И. Е. О развитии декоративных мотивов в деревянном крестьянском зодчестве Российского Севера // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 79.

 

[460] Берг Ф. Н. Памятники древней письменности и искусства… С. 4.

 

[461] Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах. Стб. 271.

 

[462] Там же.

 

[463] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 391.

 

[464] Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах. Стб. 271.

 

[465] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 462.

 

[466] Там же. С. 461.

 

[467] Там же. С. 499–500.

 

[468] Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. С. 119

 

[469] Суворов Н. Н. О коньках на крестьянских крышах… Стб. 170.

 

[470] Едемский М. Б. О крестьянских постройках на Севере России. С. 66.

 

[471] Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища. С. 175–178.

 

[472] Там же. С. 189.

 

[473] Там же. С. 202.

 

[474] Косменко А. П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984. С. 165–168.

 

[475] Бабаянц Г. Н. Поморские куклы «панки»// Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977. С. 113.

 

[476] Чижикова А. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 51.

 

[477] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 592–593.

 

[478] Там же. С. 587.

 

[479] Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 12.

 

[480] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 260.

 

[481] Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 89

 

[482] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 260.

 

[483] Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1983. Вып. 10. С. 136.

 

[484] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 435.

 

[485] Словарь русского языка. Т. 2. С. 368.

 

[486] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. С. 128.

 

[487] Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. СПб., 1994. Вып. 1. С. 336.

 

[488] Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. С. 89.

 

[489] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 305.

 

[490] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 343.

 

[491] Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. С. 21.

 

[492] Новгородская вторая летопись// Новгородские летописи. Изд. Археогр. комис. СПб., 1879. С. 73.

 

[493] Хождение Трифона Коробейникова, 1593–1594 гг. / Под ред. Х. М. Лопарева// Православный палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 9. Вып. 3. С. 18.

 

[494] См.: Косиков И. Г. Кампучия. М., 1982. С. 77.

 

[495] Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С. 61–62.

 

[496] Ополовников А. Успенская церковь в селе Варзуге. С. 50.

 

[497] Снегирев И. Памятники московской древности. М., 1842–1845. С. XXXIX.

 

[498] Динцес А. А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства// Советская этнография. 1947. № 2. С. 67–94; Косменко А. Л. Народное изобразительное искусство вепсов. С. 93–94.

 

[499] Там же. С. 95.

 

[500] Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси// Советская археология. 1960. № 4. С. 56.

 

[501] Прибыткова А. Деревянное зодчество Томска// Архитектурное наследство. М., 1955. № 5. С. 112.

 

[502] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 305; Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского крестьянского жилища. С. 11.

 

[503] Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко‑ генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958. С. 48.

 

[504] Срезневский И. И. Мысли об истории русского языка// Москвитянин. 1844. № 9. С. 150.

 

[505] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 494. См. также: С. 480–481.

 

[506] Варнава, епископ (Беляев). Место молитвы (храм и его внешняя обстановка): из книги «Основы искусства святости»// Глаголы жизни. 1992. № 2. С. 84.

 

[507] Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1: Государев двор, или дворец. М., 1990. С. 208.

 

[508] Байбурин А. К. «Строительная жертва» и связанные с ней ритуальные символы у восточных славян// Проблемы славянской этнографии. Л., 1979. С. 162.

 

[509] Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987. С. 54, 58–60.

 

[510] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 42.

 

[511] Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великоруссов// Этнографическое обозрение. 1896. № 2–3. С. 151.

 

[512] Бедов Е. Ф. Приметы и поверья// Живая старина. 1901. Вып. 3–4. Отд. V. Смесь. С. 136.

 

[513] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями// Живая старина. 1898. Вып. 3–4. С. 362.

 

[514] Луганский К. (Даль В. ). Домовой: О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа// Иллюстрация. 1845. Т. I. № 5. С. 77.

 

[515] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 34.

 

[516] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 403.

 

[517] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах/ Собрал в Витебской Белоруссии Н. Я. Никифоровский. Витебск, 1897. № 1086. С. 146.

 

[518] Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. С. 50, 52.

 

[519] Там же. С. 58.

 

[520] Медведев А. Ф. Усадьбы ростовщика и ювелира в Старой Руссе// Археологические открытия 1977 г. М., 1978. С. 23–24.

 

[521] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. Дмитров, 1930. С. 180.

 

[522] Подробнее см.: Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л., 1988. С. 45.

 

[523] Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. С. 56, 59.

 

[524] Демич В. Ф. О змее в русской народной медицине (Культурно‑ этнографический очерк)// Живая старина. 1912. Вып. 1. С. 47; Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С. 99.

 

[525] Каменев А. А. Из мира поморских легенд и предрассудков // Архангельские губернские ведомости (в дальнейшем – АГВ). 1910. № 230. С. 3–4.

 

[526] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи… № 1554. С. 201.

 

[527] Демич В. Ф. О змее в русской народной медицине… С. 47.

 

[528] Honko L. Geisterglaube in Ingermanland. Helsinki, 1962. S. 169 (Folklore Fellows Communications. № 185).

 

[529] Демич В. Ф. О змее в русской народной медицине… С. 47.

 

[530] Там же. С. 39.

 

[531] Иванов В. В. Змей// Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 468–470.

 

[532] Там же. С. 470.

 

[533] Афанасьев А. Н. Дедушка‑ домовой// Архив историко‑ юридических сведений, относящихся до России. М., 1850. Кн. 1. Отд. 6. С. 24, 28.

 

[534] Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках// Сб. Харьковского историко‑ филологического об‑ ва. Харьков, 1893. Т. 5. Вып. 1. С. 31.

 

[535] Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии// Этнографическое обозрение. 1914. Вып. 3–4. С. 127.

 

[536] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 110.

 

[537] Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. С. 312.

 

[538] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 106.

 

[539] Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: Этнографический очерк. Гродно, 1895. С. 66.

 

[540] Луганский К. (Даль В. ). Домовой. С. 77.

 

[541] Топоров В. Н., Соколов М. Н. Петух// Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 309–310.

 

[542] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 110.

 

[543] Покровский Н. А. Из истории народного двоеверия// Изв. имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 13, вып. 1: Тр. этнографического отдела. 1874. Кн. 3, вып. 1. С. 105.

 

[544] Луганский К. (Даль В. ). Домовой. С. 77; Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо‑ Западного края, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. СПб., 1902. Т. 3. С. 310.

 

[545] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 532; М., 1868. Т. 2. С. 71. 539–541; Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. С. 73–74; Демидович П. П. Из области верований и сказаний белорусов// Этнографическое обозрение. 1896. № 1. С. 118; Демин В. Ф. О змее в русской народной медицине… С. 43, 46; Луганский К. (Даль В. ). Басни, притчи и сказки: (Поверья, суеверья и предрассудки русского народа, ст. XVI)//Иллюстрация. 1846. Т. 2. № 22. С. 344; Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи… № 1306. С. 172; Синозерский М. А. Летучий огненный змей// Живая старина. 1896. Вып. 1. Отд. V. Смесь. С. 143; Харузина В. Н. К вопросу о почитании огня // Этнографическое обозрение. 1906. № 3–4. С. 104; Южанин А. С. Суеверия и обычаи в Поморье. С. 3.

 

[546] Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 344.

 

[547] Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911. С. 264–265.

 

[548] Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии// Этнографическое обозрение. 1899. № З. С. 34.

 

[549] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 367.

 

[550] Живая старина. 1899. Вып. 3–4. С. 428.

 

[551] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 36; Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 29.

 

[552] Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 102.

 

[553] АКНЦ. 23. № 327. См. также: М. З. Домовой// Общезанимательный вестник. 1857. № 11. С. 413; Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии// Сб. сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып. 2. С. 122 (Изв. имп. Об‑ ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 69: Тр. этнографического отдела. М., 1890. Т. 11. Вып. 1); Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 32, 38, 47.

 

[554] Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великоруссов. С. 152.

 

[555] Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии. С. 34.

 

[556] Никольский Н. М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. М., 1929. С. 17.

 

[557] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 35.

 

[558] Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 98.

 

[559] Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 44.

 

[560] Цит. по: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 98.

 

[561] Луганский К. (Даль В. ). Домовой. С. 77; Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. С. 308; Никольский Н. М. Дохристианские верования и культы днепровских славян. С. 17; Осокин С. Народный быт в северо‑ восточной России: Записки о Малмыжском уезде в Вятской губернии// Современник. 1856. Т. 60 (ноябрь‑ декабрь). С. 10.

 

[562] Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии. С. 34.

 

[563] Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великоруссов. С. 152. См. также: Ляцкий Е. А. Представления белоруса о нечистой силе // Этнографическое обозрение. 1890. № 4. С. 32.

 

[564] Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. С. 59.

 

[565] М. З. Домовой. С. 413–414.

 

[566] Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии. С. 178.

 

[567] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. С. 174.

 

[568] Потанин Г. Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы// Живая старина. 1899. Вып. 2. С. 192.

 

[569] Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии. С. 104.

 

[570] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. С. 180.

 

[571] Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи… № 1007. С. 136.

 

[572] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 36.

 

[573] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 108.

 

[574] Там же. С. 175.

 

[575] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 372.

 

[576] Луганский К. (Даль В. ). Домовой. С. 77; Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо‑ Западного края, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Т. 3. С. 310.

 

[577] Былички и бывальщины / Сост. К. Шумов. Пермь, 1991. № 79. С. 103. См. также № 67. С. 93–94.

 

[578] АКНЦ. 23. № 273а; Фонотека. 1438/6.

 

[579] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 41–42.

 

[580] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 361.

 

[581] Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 3‑ е изд. Петрозаводск. 1991. Т. 3. С. 190.

 

[582] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. С. 181.

 

[583] Смирнов М. И. Сказки и песни Переславль‑ Залесского уезда. М., 1922. Разд. 4. С. 75.

 

[584] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 380.

 

[585] Там же. С. 371.

 

[586] Цит. по: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 107.

 

[587] Ляцкий Е. А. Представления белоруса о нечистой силе. С. 31.

 

[588] Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях// Живая старина. 1891. Вып. 4. Отд. V. Смесь. С. 208. См. также: Луганский К. (Даль В. ). Привидения: Поверья, суеверья и предрассудки русского народа. Ст. XVII// Иллюстрация. 1846. Т. 2. № 24. С. 384; Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда// Отечественные записки. 1848. Т. 4. Отд. 8. С. 134.

 

[589] Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии// Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Петрозаводск, 1894. Вып. 3. С. 324.

 

[590] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 540.

 

[591] Костоловский И. В. Из поверий Ярославского края// Этнографическое обозрение. 1913. № 1–2. Смесь. С. 252.

 

[592] Симонсуури Л. Указатель типов и мотивов финских мифологических рассказов/ Пер. с нем. Н. А. Прушинской. Петрозаводск, 1991. А1–100. С. 46–47.

 

[593] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. С. 72.

 

[594] Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великоруссов. С. 156.

 

[595] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 498. Зарисовки домовых из раскопок А. В. Арциховского см.: там же. С. 500.

 

[596] Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Велозерск. М., 1969. С. 274; Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 49.

 

[597] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 35–36.

 

[598] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 362.

 

[599] Цит. по: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 101–102.

 

[600] Афанасьев А. Н. Религиозно‑ языческое значение избы славянина// Отечественные записки. 1851. Т. 76. № 6. Отд. 2. С. 60.

 

[601] См.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 99; также: Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. С. 122.

 

[602] Цит. по: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 98.

 

[603] Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 31.

 

[604] Этнографические материалы, собранные в д. Саломыковой Обоянского уезда учительницей Е. М. Резановой// Курский сборник. Курск. 1902. Вып. 3. Ч. 2. С. 104; См. также: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 102–104.

 

[605] Сумцов Н. Ф. Культурные переживания. С. 250, 252.

 

[606] Логиновский К. Д. Материалы к этнографии забайкальских казаков// Зап. Об‑ ва изучения Амурского края. Владивосток, 1904. Т. 9. Вып. 1. С. 5.

 

[607] Минх А. Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии / Собраны в 1861–1888 гг. // Зап. имп. Русского географического об‑ ва по отд‑ нию этнографии. 1890. Т. 19. Вып. 2. С. 23.

 

[608] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 35.

 

[609] Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 31.

 

[610] См.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 99.

 

[611] Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 31.

 

[612] Там же.

 

[613] Осокин С. Народный быт в северо‑ восточной России: Записки о Малмыжском уезде в Вятской губернии. С. 10.

 

[614] См.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 102.

 

[615] Этнографические материалы, собранные в д. Саломыковой Обоянского уезда… С. 106.

 

[616] Былички и бывальщины. № 78. С. 102.

 

[617] См.: Осокин С. Народный быт в северо‑ восточной России: Записки о Малмыжском уезде в Вятской губернии. С. 10–11, 13.

 

[618] Афанасьев А. Н. Дедушка домовой. С. 27.

 

[619] Белорусский сборник: Заговоры, апокрифы и духовные стихи/ Собрал Е. Р. Романов. Витебск, 1891. Вып. 5. № 87. С. 180.

 

[620] Афанасьев А. Н. Религиозно‑ языческое значение избы славянина. С. 60.

 

[621] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 34.

 

[622] Анисимов А. Ф. Религия эвенков… С. 72.

 

[623] Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губ. // Этнографическое обозрение. 1900. Кн. 47. № 4. С. 86; Иванов П. В. Народные рассказы о домовых, леших, водяных и русалках. С. 27; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 31, 34; Минх А. Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии. С. 22.

 

[624] Добровольский В. Н. Данные для народного календаря Смоленской губернии… С. 361.

 

[625] Суеверия и предрассудки русского народа. М., 1907. С. 16.

 

[626] Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Л., 1928. С. 82.

 

[627] Иванов А. И. Верования крестьян Орловской губ. С. 87.

 

[628] АКНЦ. 134. № 129; Фонотека. 1625/15.

 

[629] Анисимов А. Ф. Религия эвенков… С. 57.

 

[630] Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. С. 50.

 

[631] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. С. 178.

 

[632] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. С. 76; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990. Т. 3. С. 348.

 

[633] Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. С. 50.

 

[634] Верования великоруссов Шенкурского уезда: (Из летней экскурсии 1916 г. )/ Собрал и записал П. Г. Богатырев// Этнографическое обозрение. 1916. № 3–4. С. 57–58.

 

[635] Беляев П. Религиозные и психологические представления первобытных народов// Этнографическое обозрение. 1913. № 1–2. С. 49–56.

 

[636] Афанасьев А. Н. Религиозно‑ языческое значение избы славянина. С. 56.

 

[637] Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.

 

[638] Логинов К. К. Интерьер крестьянской избы в обрядности и верованиях заонежан// Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 98–117.

 

[639] Былички и бывальщины. № 94. С. 112–113.

 

[640] Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии. С. 33.

 

[641] Подробнее об этом см.: Криничная Н. А. Дом: его облик и душа: К вопросу о тождестве символов в мифологической прозе и народном изобразительном искусстве. Петрозаводск, 1992.

 

[642] Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 36.

 

[643] Соловьев К. А. Жилище крестьян Дмитровского края. С. 176.

 

[644] Былички и бывальщины. № 65. С. 92. См. также: № 68. С. 94; № 70. С. 97.

 

[645] Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. С. 300.

 

[646] Былички и бывальщины. № 83. С. 105.

 

[647] Там же. № 84. С. 106.

 

[648] АКНЦ. 28. № 89.

 

[649] Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. С. 96.

 

[650] Логиновский К. Д. Материалы к этнографии забайкальских казаков. С. 4–5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...