II. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Архивоведение» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в рабочей программе дисциплины; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»). Основной целью лабораторных занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на занятиях сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения (дискуссия), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений. Для успешной подготовки к лабораторным занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Делопроизводство», «Отечественные архивы», «Российская история» и др. Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы № 1 «Работа с ГОСТ Р 7.0.8-2013 Делопроизводство и архивное дело: термины и определения», № 2 «Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004) и организация документов АФ РФ», № 3 «Изучение нормативно-методической базы комплектования Архивного фонда РФ и экспертизы ценности документов» и № 4 «Изучение нормативно-методической базы учета и обеспечения сохранности документов» студенты должны использовать нормативные и законодательные материалы (в традиционном печатном виде или в электронных версиях). Для выполнений самостоятельных работ № 5 «Анализ элементов научно-справочного аппарата архивов» и № 6 «Анализ отдельных форм использования архивных документов» необходимо проводить самостоятельный поиск литературы. Кроме учебных изданий рекомендуется использовать энциклопедии, словари и справочники, выявлять интернет-ресурсы, а также проводить самостоятельное изучение материалов, представленных на сайтах архивов.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля Успеваемости и промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету 1. Происхождение и развитие славянского алфавитного письма. 2. Предпосылки зарождения архивного дела на Руси. 3. Первые архивы Киевской Руси. 4. Архивы на Руси в период феодальной раздробленности. 5. Исторические условия развития отечественного архивного дела в XVI – XVII в.в. 6. Государственный (царский) архив Московской Руси.
7. И. М. Висковатый – первый отечественный архивный деятель. 8. Архивы приказов как центральных учреждений Московского государства. 9. Монастырские и местные архивы Московского государства в XVII в. 10. Преобразования Петра I в области архивного дела. 11. Реформа государственного аппарата в 1775 – 1785 гг. и архивное дело. 12. Археографические экспедиции второй половины ХVШ в. 13. Постановка архивного дела в первой половине XIX в. 14. Исторические архивы в первой половине XIX в. 15. Архивное дело во второй половине XIX в. 16. Использование архивных документов в XIX в. 17. Проекты реорганизации архивного дела во второй половине XIX в., деятельность Н. В. Калачова. 18. Научно-издательская деятельность архивов в XIX веке. 19. Положение архивов в конце XIX – начале ХХ вв. 20. Архивное дело в 1917 – 1920-х гг. 21. Первые мероприятия Советской власти в области архивного дела. 22. Архивы и научная мысль в 1920-е гг. 23. Процесс централизации управления архивами (1922 – 1929 гг.) 24. Завершение создания командно-административной системы управления архивами (1930 – 1941 гг.). 25. Архивы в годы Великой Отечественной войны. 26. Архивы в 1945 – 1980-е гг. 27. Современный этап развития архивного дела.
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Архивы в Древнерусском государстве. 2. Архивное дело в русском централизованном государстве. 3. Архивное дело в Российской империи XVIII века. 4. Развитие архивного дела в первой половине XIX века. Деятельность П.М. Строева. 5. Проекты реформы архивного дела в XIX веке. 6. Изменения в области архивного дела во второй половине XIX века. 7. Положение архивов в конце XIX – начале ХХ веков. 8. А.В. Калачёв: теоретическая и практическая архивная деятельность. 9. Д.Я Самоквасов: теоретическая и практическая архивная деятельность. 10. Первые мероприятия Советской власти в области архивного дела (октябрь 1917 – 1920 гг.). 11. Централизация управления архивным делом (сентябрь 1920 – 1928 гг.). 12. Укрепление командно-административной системы управления архивами (1929 – начало 1938 гг.) 13. Архивы накануне и в период Великой Отечественной войны (апрель 1938 – 1945 гг.). 14. Архивы в послевоенный период (1945 – 1961 гг.). 15. Архивное строительство в 1962 – 1980-е годы. 16. Архивная реформа РФ 1990-х гг.
17. Организация Архивного фонда РФ. 18. Понятие о классификации документов в архивах. 19. Понятие об объединенных архивных фондах и коллекциях. Методика их создания. 20. Определение границ архивных фондов. Особенности определения границ фондов личного происхождения. 21. Понятие и признаки классификации документов в пределах архивных фондов. 22. Классификация документов личного происхождения, объединенных архивных фондов и коллекций. 23. Документальный фонд страны как источник комплектования Архивного фонда Российской Федерации. 24. Критерии определения источников комплектования государственных архивов. 25. Понятие, назначение и задачи экспертизы ценности документов. 26. Принципы экспертизы и методы оценки документов. 27. Основные группы критериев ценности документов. 28. Критерии происхождения документов при экспертизе их ценности. 29. Виды и формы повторяющейся информации. Критерии отбора документов с повторяющейся информацией. 30. Этапы экспертизы ценности документов. Целевая экспертиза ценности документов в государственных архивах. 31. Задачи и функции экспертных (ЭК) и центральных экспертных комиссий (ЦЭК) учреждений и экспертных комиссий в государственных архивах. 32. Экспертно-проверочные комиссии (ЭПК) органов архивного управления и некоторых центральных государственных архивов. Их задачи и функции. 33. Задачи и функции Центральной экспертно-проверочной комиссии (ЦЭПК) Росархива. 34. Перечни документов, подлежащих приему в государственные архивы. Их значение при комплектовании государственных архивов. 35. Перечни документов учреждений; организаций и предприятий с указанием сроков хранения. Назначение и роль системы документов отрасли. 36. Перечни типовых документов с указанием сроков хранения, их назначение и методика составления. 37. Учет документов как составная часть по обеспечению их сохранности. 38. Учет документов в ведомственных и государственных архивах. 39. Центральный фондовый каталог. Его структура и состав. 40. Научно-справочный аппарат как часть информационной системы архива.
41. Определение, структура, состав системы НСА к документам АФ РФ. 42. Требования, предъявляемые к системе НСА. 43. Преемственность учетно-справочного аппарата делопроизводства, НСА ведомственных и государственных архивов. 44. Основные проблемы и пути оптимизации системы НСА к документам Архивного фонда РФ. 45. Понятие об описании дел. Аналитико-синтетическая переработка первичной документной информации. 46. Опись, ее определение, назначение, особенности и методика составления. 47. Назначение, виды и место каталогов в системе НСА государственного архива. 48. Схемы классификации документной информации в каталогах. 49. Понятие о каталогизации документов. 50. Обзоры документов, их определение, виды, назначение и методика составления. 51. Путеводители, основные виды, назначение и методика составления. 52. Направления использования документов. 53. Основные формы использования документов ведомственного архива. 54. Учет использования документов в архиве учреждения. 55. Совершенствование работы ведомственных архивов, экспертных комиссий учреждений и организации документов в делопроизводстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|