Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.




4. 3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

Код компетенции Наименование Компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях   ОПК-4. 2 Формирование умения определять связь текущих процессов с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами,
УК ОС-10 Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности   УКОС-10. 2 Формирование навыков привлечения правового подхода для анализа международных ситуаций

 

Этап освоения компетенции Показатель оценивания Критерий оценивания
2 этап. код этапа ОПК- 4. 2 Формирование умения определять связь текущих процессов с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, Сформированность умения выявлять взаимосвязь современных процессов с культурно-цивилизационным, экономическим, социальным историческим контекстом.  
Способен дать характеристику и оценку общественно- политическим и социально- экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационным контекстах.

 

2 этап (код этапа – УК ОС-10. 2): Формирование навыков привлечения правового подхода для анализа международных ситуаций Способность привлекать правовые нормы для понимания международных процессов Выделяет теоретические и практические аспекты применения правовых норм в регулировании и развитии междунароных ситуаций
Компетенция Этап формирования компетенции Индикатор сформированности компетенции
ОПК- 4 ОПК-4. 2 Способен дать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам в экономическом, социальном и культурно цивилизационном контекстах. Владеет методами и навыками экспертной оценки
УК ОС -10 УК ОС -10. 2 Обосновывает правовые последствия собственных действий или бездействия.

Примерный перечень тем для курсовых работ

1. Основные положения и противоречия классического реализма (на примере работ Ганса Моргентау и Генри Киссинджера).

2. Географический детерминизм и его значение для теории международных отношений( на примере работ Фридриха Ратцеля).

3. Англо-саксонская школа геополитического реализма (на примере работ А. Мэхэна, Х. Маккиндера, Николаса Спайкмена).

4. Немецкая школа геополитического реализма (на примере работ К. Хаусхофера и К. Шмитта).

5. Идея «морского могущества» в творчестве Альфреда Мэхэна и ХальфордаМаккиндера: сравнительный анализ.

6. Эволюция англо-американской школы геополитики: Николас Спайкмен.

7. Неоевразийство в системе геополитического знания.

8. Неореалистические идеи в работах Джона Миршаймера и Брахмы Челлани.

9. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы.

10. Теоретическое осмысление понятия «внешнеполитическое сознание» с позиций основных парадигм ТМО.

11. Современные теоретические школы и подходы в изучении глобальных процессов.

12. Глобализация в современной теории международных отношений и неореалисткий взгляд на международные отношения.

13. Регионализация в современной теории международных отношений.

14. Международный регион в теории международных отношений.

15. КеннетУолтц и становление неореализма в теории международных отношений.

16. Постмодернизм в теории международных отношениях (Р. Эшли, Д. Дерьян).

17. Феминизм в теории международных отношениях (С. Энлоэ, А. Тикнер, Д. Харауэй).

18. Нормативизм в теории международных отношениях (К. Браун, М. Уолцер).

19. Социологический подход и его значение для теории международных отношений (С. Хобден, Дж. Хобсон).

20. Сравнительный анализ теории «мир-системы» и «мир-экономики» (на примере работ И. Валлерстайна, Р. Кокса, С. Амина).

21. Теория зависимости А. Франка и ее значение для развития современной теории.

22. Альтерглобализм: троцкизм и анархизм в теории международных отношений.

23. Конструктивизм в теории международных отношениях (П. Катценштайн, Н. Онуф, А. Вендт).

24. Межгосударственное сотрудничество с позиции политического реализма (на примере работ А. Уолферса).

25. Теория международных режимов и значение работ Р. Коэна, Дж. Рагги и О. Янга.

26. Социологический подход к изучению сотрудничества в отечественной школе ТМО.

27. Интеграционные формы международной деятельности и сотрудничества (на примере  ЕС и БРИКС).

28. Современные продукты международных процессов: интеграция и сотрудничество.

29. Внешнеполитические дискуссии в российских средствах массовой информации: контент-анализ.

30. Концепция трех уровней влияния морали на международные отношения (на примере работ К. Холсти).

31. Холизм, индивидуализм и деонтология как методологические подходы к оценке роли морали в международных отношениях.

32. Новые методы системного подхода в теории международных отношений.

33. Советские исследования в области теории международных отношений.

34.  Доктрина «нового мышления» М. Горбачева и ее противоречия.

35. Особенности изучения международных конфликтов в отечественной науке.

36. Неореализм, неолиберализм, неомарксизм и их отличия от канонических парадигм.

37. Глобализация американской геополитики и ее отражение во взглядах Зб. Бжезинского.

38. Концепция С. П. Хантингтона «столкновения цивилизаций» с позиций неореализма и общей теории конфликта.

39. Концепция конца истории Ф. Фукуямы и ее критическая оценка в западной теории.

40. Научные трактовки категорий «структура» и «среда» в современной теории международных отношениях.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

Теоретический блок:

 

1. Различия исследований по мировой политики и по теории международных отношений.

2. «Регион» в международных исследованиях.

3. Различные подходы в трактовке понятия «суверенитет».

4. Вестфальская модель мироустройства.

5. Понятия «нация», «народ», «этнос», «национальное государство.

6. Понятие «этнический конфликт». Типология этнических конфликтов.

7. Методологические проблемы определения «этноса».

8. Формирование государств-наций.

9. Понятие «национализм».

10. Понятие «система международных отношений».

11. Различия в употреблении терминов «система», «подсистема», «порядок» в рамках международно-политических исследований.

12. Соотношение конкретно-исторических систем международных отношений и Вестфальской модели мира.

13. Исторически сложившиеся системы международных отношений

14. Основные характеристики «Европейского концерта» как системы международных отношений.

15. Возникновение после Первой мировой войны теоретического направления либерализм.

16. Основные положения реализма как теории международных отношений.

17. Формирование биполярной системы и развитие теории международных отношений.

18. Эволюция теоретических подходов к исследованию международных организаций и региональной интеграции.

19. Влияние событий и процессов 1970-х годов на развитие исследований международных отношений и мировой политики.

20. Распад биполярной системы и изменения в теории международных отношений.

21. Понятие «гуманитарная интервенция».

22. Теория справедливых войн.

23. Основные теоретические подходы к изучению безопасности.

24. Три волны дебатов в международных отношениях: 1930 – 1940-е гг., 1950 – 1960-е гг., конец 1980-х гг.

25. Реализм в международных отношениях как одна из парадигм.

26. Неореализм как продолжение реализма в теории международных отношений.

27. Геополитика как одна из парадигм теории международных отношений.

28. Либерализм в международных отношениях как одна из парадигм.

29. Неолиберализм как продолжение либерализма в теории международных отношений.

30. Конструктивизм в теории международных отношений (А. Вендт, Н. Онуф)

31. Неомарксизм в теории международных отношений.

32. Постпозитивизм в теории международных отношений.

33. Современные теоретические концепции глобализации.

34. Основные направления исследований: «структурная теория агрессии (Й. Галтунг)

35. Основные направления и концепции отечественной теории международных отношений

Практический блок:

1. Проведите анализ особенностей политической философии Н. Макиавелли (1469-1527) применительно к современной теории политического реализма.

2. Сделайте теоретический обзор понятия «суверенитет» в политической философии Ж. Бодена (1530 – 1596), сравните с современным значением.

3. Какая теоретическая парадигма оперирует понятием «суверенное государство» как базовыйактор международных отношений в Новое время? Сравните с современным пониманием.

4.  Сделайте теоретический анализ понятия «международная анархия». Насколько данное понятие релевантно современному состоянию международных отношений?

5. Выделите номенклатуруреалистских подходов в теории международных отношений. Чем отличаются друг от друга классический реализм, геополитический реализм, неореализм?

6.  Сделайте классификацию основных понятийи принципов теоретического направления «реализм».

7. Проведите подробный анализ основных положений классического реализма.

8. Как в трудах Г. Моргентау (1904-1979) реализуется принцип «национального интереса»?

9. Как в трудах Р. Нибура (1892-1971) реализуется концепция христианского реализма?

10. Как в трудах Э. Карра (1892-1982) реализуется понятие «структура миропорядка»?

11. Сделайте теоретический анализ понятия «социология международных (интернациональных) систем» на примере взглядов Р. Арона (1905 – 1983).

12. Каковы основные принципы «реальной политики» Г. Киссинджера?

13. Проведите подробный анализ теоретического направления «геополитический реализм» на примере одного из западных авторов.

14. Выделите основные принципы идеи «морского могущества»А. Мэхэна (1840-1914).

15. Выделите основные принципы идеи«Море против Суши» Х. Макиндера (1861-1947).

16. Кто контролирует «Римленд (Береговое пространство)» по Н. Спайкмену (1893-1943)? Проведите сравнительный анализ геополитическихпрограммМэхэна и Спайкмена.

17. Выделите основные составляющие понятия «Порядок больших пространств» К. Шмитта (1888 – 1945).

18. Проведите подробный анализ основных положений теоретического направления «Неореализм (структурализм)».

19. Проанализируйте понятий «Баланс могущества» и «Двухполярность»К. Уолтца (1924 – 2013).

20. Проведите анализ понятий«Теориягегемонисткой стабильности» и «Однополярный миропорядок» Р. Джилпина.

21. Выделите основныетезисынаправления «Наступательный реализм» Д. Миршаймера.

22. Выделите основные тезисынаправления«Гиперреализм» Б. Челлани.

23. Проведите сравнительный анализ понятий «сильные» и «слабые» государства в трудах С. Краснера.

24. Проведите анализ основных положений концепции экономического либерализма.

25. Перечислите основные отличия либеральной теории международных отношений от реалистской парадигмы.

26. Выделите основные понятия неолиберализма (транснационализма): (Дж. Розенау, Дж. Най, Р. Киохейн).

27. Раскройте понятие «мягкая сила» Дж. Ная.

28. Раскройте понятие «турбулентность в международных отношениях» Дж. Розенау.

29. Раскройте понятия «взаимозависимость» и «диверсификация акторов» Р. Киохейна.

30. Перечислите основные отличительные черты «Английской школы» в международных отношениях (Х. Булл, М. Уайт, Дж. Винсент).

31. Проведите анализ основных положенийнеомарксизма в международных отношениях (И. Валлерстайн, А. Негри, М. Хардт).

32. Перечислите основные отличия неомарксистской теории международных отношений от реалистской и либеральной парадигм.

33. Выделите основные принципы «критической теории международных отношений» (Р. Кокс, Р. Эшли).

34. Разберите понятие «Воля к власти» как иллюстрацию постмодернизма в теории международных отношений (Р. Эшли).

35. Проанализируйте понятие «гендер» в международных отношениях как реализацию феминизма в теории международных отношений (А. Тикнер, Д. Харауэй).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...