Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция предпринимательства как носителя инновационного развития Й. Шумпетера.




Одной из самых известных и популярных у социологов является теория австрийского ученого и общественного деятеля Йозефа Шумпетера, который в работе "Теория экономического развития" исследовал предпринимательство как феномен экономической жизни.

Шумпетер отмечает, что, хотя предприниматель и исполняет роли собственника капитала, рационального менеджера производства, труженика, изобретателя, искателя прибыли в условиях свободной конкуренции, ни одна из них не исчерпывает того специфического содержания, которое и составляет основу позитивной роли предпринимателя в экономической жизни.

Основную роль и сущность предпринимательства Шумпетер видит в преодолении инерционности экономической системы. Дело в том, что рациональность экономического человека предполагает ориентацию на оптимальные, надежно рассчитанные производственные, финансовые, коммерческие операции, приносящие пусть не максимальную, но по крайней мере гарантированную прибыль. Таким образом, рациональность является фактором устойчивости и инерционности экономической системы. Деятельность предпринимателя в собственном смысле этою слова, по Шумпетеру, состоит в изменении устойчивых стереотипов хозяйственной деятельности, создании новых комбинаций факторов производства в расчете на преимущество перед конкурентами. Предпринимательство, таким образом, можно определить как организационную инновацию в целях извлечения прибыли. Предпринимательство характеризуется как "созидательное разрушение" – демонтаж устоявшихся комбинаций факторов производства, принципов и стереотипов хозяйствования во имя созидания новых, эффективность которых проверяется конкуренцией. К таким новым комбинациям Й. Шумпетер относит:

• производство нового блага или создания принципиально нового качества известных благ;

• внедрение нового, еще не известного способа производства;

• освоение принципиально нового рынка сбыта;

• использование нового источника сырья;

• проведение организационных инноваций, ведущих к принципиальному изменению положения предприятия на рынке.

Если комбинация подтверждается высокой прибылью, инновация сама постепенно становится устойчивым стереотипом и воспроизводится по инерции до тех пор, пока предприниматель не разрушит его во имя новых, более эффективных форм хозяйствования. Таким образом, хозяйственная жизнь в условиях свободы предпринимательства подобна своеобразному "круговороту".

В социальном плане предпринимательство не идентифицируется ни с какой-либо конкретной классовой, имущественной, профессиональной группой, ни с определенной общественной или экономической системой. Предприниматель, с точки зрения Й. Шумпетера, не идентичен ни классу капиталистов, ни буржуазной культуре или социуму. Скорее предпринимательство составляет основу капитализма как развивающегося рыночного хозяйства, а сам класс капиталистов возникает из рутинизации предпринимательской харизмы. Любой действующий в хозяйственной области профессионал – будь то менеджер, коммерсант и т.д. – оказывается в роли предпринимателя в тот момент, когда осуществляет инновации. Если инновация успешна и превращается в стабильный стереотип хозяйственной деятельности или в устойчивую хозяйственную организацию, ее автор перестает быть предпринимателем, оставаясь просто собственником или менеджером, поддерживающим стабильность.

Шумпетер указывает на близость ему подхода школы А. Маршалла, отождествляющей предпринимательство с менеджментом в широком смысле, однако не принимает его потому, что целью менеджера после создания новой комбинации является дальнейшая стабильная работа предприятия в русле хозяйственного "круговорота": "мы твердо придерживаемся мнения, что то или иное лицо в принципе является предпринимателем, только если оно осуществляет новую комбинацию – оно перестает быть таковым, когда учрежденное им дело начинает дальше функционировать в рамках кругооборота, – и что поэтому предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем".

Таким образом, шумпетерианское предпринимательство представляет собой не социальную группу, а роль, исполняемую представителями разных групп. В то же время предпринимательство обусловлено наличием у индивидов определенных склонностей и мотивов, готовностью вести определенный образ жизни.

Ведущими мотивами для предпринимателя выступают стремление к новизне и радость творчества: инновации, хотя и ориентированы на прибыль, но осуществляются подлинным предпринимателем не ради нее самой, как перемена ради перемены. Поэтому роль предпринимателя не предполагает гедонистических или мещанских мотивов наживы с целью последующего спокойного наслаждения богатством. Настоящий предприниматель не может остановиться на достигнутых результатах, поскольку для него ценна деятельность как таковая, у него нет привязанности к своему детищу: любя в нем творческую идею, он все же бросает или разрушает его ради того, чтобы начать новое дело.

Мотивами деятельности предпринимателя являются стремление к успеху и воля к победе. Прибыль при этом имеет значение как выражение успеха, а не как самостоятельная цель. Истинный предприниматель стремится к самоутверждению, самореализации в деле и при этом, по выражению Шумпетера, он заворожен магией борьбы, ему важно преодолеть враждебные обстоятельства, сопротивление среды, конкуренцию, рутинную среду.

Предприниматель действует всегда вразрез с установленными правилами, поэтому он "типичный выскочка, лишенный традиций... Он – революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции".

Таким образом, в предпринимательстве наиболее ярко воплощаются достижительные ценности культуры. Наличие воли к победе означает способность предпринимателя мобилизоваться в борьбе, подчинить ей все свои силы и ресурсы, заставить других подчиниться своим интересам и воле. Кроме того, истинного предпринимателя характеризует умение "держать удар" – ведь не любая инновация и не всегда оказывается успешной, и, отваживаясь на нее, человек руководствуется не только и не столько рациональным расчетом, сколько иррациональной верой в победу. Если же он терпит поражение, то вера в собственные силы и стремление к успеху помогают ему не сломаться, не впасть в отчаяние, а мобилизоваться для новой борьбы.

Еще одним мотивом предпринимательской активности является жажда власти, желание быть самому хозяином не только собственной судьбы, но и своего дела, обустроить если не весь мир, то хотя бы какую-то его часть в соответствии с собственными представлениями о ценностях, нормах, порядке, организации. Предприниматель стремится создать "империю", в которой он оказывается полновластным хозяином, распоряжается, несет ответственность за все, и все подчинено ему. Одной из разновидностей таких "империй" являются крупные семейные дела, династии. Однако именно в них наиболее ярко выражается не структурно-статусная, а ролевая сущность предпринимательства – именно в "империях" происходит упомянутая выше рутинизация предпринимательской харизмы, налаженное и обустроенное дело превращается в устойчивую, а затем и застойную структуру, а воля к власти и стремление к творчеству затухают, как правило, в следующих поколениях, которые в лучшем случае оказываются хорошими менеджерами-распорядителями, а в худшем – просто потребителями-гедонистами.

Й. Шумпетер констатировал "затухание" предпринимательской инициативы в таких современных формах хозяйствования, как крупные монополии, государственные предприятия или акционерные общества. Здесь предпринимательские роли становятся скорее символическими, нежели подлинными.

С помощью теории И. Шумпетера можно четко определить понятия "бизнес" и "предпринимательство", которые не тождественны, хотя сейчас часто ошибочно употребляются как синонимы. Под предпринимательством следует понимать инновационную хозяйственно-организационную деятельность, связанную с созданием новых комбинаций факторов производства, в то время как бизнес – это воспроизводство уже сложившихся хозяйственных структур и стереотипов деятельности, ориентированное на извлечение прибыли

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...