Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная система РФ, её единство. Закон РФ «О судебной системе РФ».




Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны..Все суды действуют в рамках единой С. с. Единство является одним из главных принципов ее организации и состоит в общем для всех судов подходе к правовому регулированию основ судебной власти, закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования С. с. Изменение системы высших судов РФ возможно лишь путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;законодательного закрепления единства статуса судей;финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Судебная система РФ состоит из трех звеньев — высшего, среднего и основного. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные однородными полномочиями. Выполнение определенных функций характеризует суд как инстанцию. Судебная инстанция — стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, второй (кассационной) и исключительной (надзорной) инстанции. В арбитражном процессе с 1995 г. введена также апелляционная инстанция. Суд первой инстанции — это суд, управомоченный на рассмотрение дела по существу (непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения, приговора, определения). В качестве кассационной инстанции суд в целях проверки законности и обоснованности рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения судов первой инстанции до их вступления в законную силу. Апелляционная инстанция, так же как и кассационная, рассматривает не вступившие в силу решения суда первой инстанции. Однако, выступая в качестве апелляционной инстанции, суд проверяет существо решения нижестоящего суда, повторяя заново исследование имеющихся в деле и вновь представленных доказательств, после чего либо утверждает обжалованное решение, либо, отменив его, выносит новое, т. е. пересматривает решение суда первой инстанции не по отдельным вопросам, а по существу всего дела в целом. В качестве надзорной инстанции суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной и нижестоящих надзорных инстанций, вступивших в законную силу.

^ 21) Судебное звено и судебные инстанции.

Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья.

Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями.

Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено — Верховный суд РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. «О военных судах Российской Федерации» существуют военные суды: основное звено — гарнизонные военные суды; среднее звено — окружные флотские военные суды; высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ. В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной): основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ; промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды; промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды); высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ. Помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции. Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций. Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям.Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
^ 22) Статус судьи. Единство статуса судей.

Судья-должностное лицо неделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющем сови обязанности на проф.основе.статус судьи-его правовое положение закрепленное в законе.Статус судьи включает в себя:1)требование по предьявлению к судьям2)требования предъявляемые к кандидату на должность судьи3)процедура наделения судьи полномочиями4)гарантии независимости судьий,меры соц.и мат.обеспечения.Требования предьявляемые ко всем судьям:1)обязан соблюдать КРФ и законы2)в своей служебной и не служебной д-ости судья обязан избегать всего того что могло бы умолить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в справедливости и беспристрастности судьи.Судья не вправе принадлежать к полит.партиям,принимать участие в полит.действиях.судье не может замещать госуд.должности,быть третейным судьей или арбитром,публично выражать свое отнашение к полит.партиям и общ.объединениям.не вправе заниматься предпринимательской д-остью лично или через доверенных лиц.судья не может быть членом попечительского совета.Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" Статья 2. Единство статуса судей

1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. 2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

^ 23) Обеспечение деятельности судов. Аппарат суда и его формирование.

обеспечение деятельности судов — это осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ. В этой связи из федерального бюджета производится финансирование судов и обеспечивается возможность полного и независимого осуществления правосудия; а также обеспечивается исполнение судебных решений Аппарат суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и др. Аппарат суда подчиняется председателю соответствующего суда.Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:1) разработка и внесение в соответствующие органы государ-ственной власти предложений по вопросам организации судов;2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей; На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции (ч.1 ст. 1 Закона о мировых судьях). Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (ч.1 ст. Закона о мировых судьях). Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов - дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации

^ 24) Цели, основные задачи и принципы деятельности Конституционного суда РФ, место в судебной системе.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.Место КС в суд.сист:с одной стороны КС является органом правосудия составной частью судебной власти с учетом своих полномочий применяющий и толкующий конституционные нормы,с другой стороны согл.ст 10 КРФ он явл.федеральным органом ветви гос.власти который в силу занимаемого им места может оказать воздействие на д-ость др.ветвей власти устанавливая их объем и полномочия. КРФ и фкз от 12 июля 1994 «О конституционном суде РФ». Конституционный суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование конституционного суда РФ производится за счёт федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.КСРФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.Цели КС РФ:защитеа основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.К задачам Конституционного суда РФ относят: способствование утверждению законности; укрепление правопорядка; воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.

К основным функциям Конституционного суда РФ относят: конституционный контроль; толкование Конституции РФ; правотворчество.Конституционное производство осущ.на основе:1)принципа независимости(судьи КС РФ независимы и при осущ-ии своих полномочий руководствуются только КРФ и ФКЗ о КС РФ.в д-ости судь выступают в личном к-ве и не представляют гос.или общ.органов)2)Принципа коллегиальности(рассмотрение дел и вопросов и принятия решений по ним производятся КС РФ коллегиально.Решение принимается только теми судьями которые учавствовали в рассмотрении дела в суд.заседании)3)Принципа гласности(рассмотрение дел в заседаниях КС РФ открыто за искл.случает предусмотренных ФКЗ о КС РФ.решения провозглашаются публично)4)Принципа устности разбирательства(заслушиваются покозания)5)Принципа языка конституционного судопроизводства(производство ведется на русском языке,участникам не владеющим языком право давать показания на др.языке)6)Принципа неприрывности судебного заседания(заседания КС РФ происходит неприрывно за иск.времени отведенного для отдыха)7)принципа состязательности и равноправия сторон(стороны пользуются равными правами при отстаивании своей позиции)
^ 25) Организация конституционного суда РФ. Его состав и компетенция.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. К.с. состоит из двух палат включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом конституционного суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и зам.пред. к.с. РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в её заседаниях определяется на заседании палаты. В пленарных заседаниях участвуют все судьи к.с. РФ, в заседаниях палат судьи входящие в соотв. Палату.в пленрарных заседаниях рассматр.вопросы:-дела о соотв.КРФ ФЗ.-вопросы толкования К.-заключение о соблюдении уст.порядка выдвижения обвинения Президента РФ. К.с. РФ уполномочен: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ – фед. Законов, н.а президента РФ \ совета федерации \ государственной думы \ правительства РФ, конституций республик, договоров между органами власти и т.д. 2) Решать споры о компетенции – между фед. Органами гос. власти, между фед. Органами гос. власти и органами гос. власти субъектов, между высшими гос. органами субъектов федерации. 3) по жалобам граждан и по запросам судов проверять конституционность закона применённого или подлежащего применению в конкретном деле. 4) давать толкование конституции РФ. 5) давать заключение в соблюдении порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос. измене и в совершении иного тяжкого преступления. 6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. 7)давать толкование КС РФ.По вопросам совей внутренней д-ости КС РФ принимает регламент КС РФ.Д-ость КС РФ обеспечивает аппарат,состоящий из секретариата КС РФ и иных подразделений(осущ.организационное,научно-аналитическое обеспечение КС РФ)официальным изданием КС РФ является «вестник КС РФ»


26) Статус судей конституционного суда РФ. Председатель конституционного суда.

Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается), либо по достижении им 70 лет. Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу. Статусу судьи к.с. РФ посвящена 2 глава фкз от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич – действующий председатель к.с. РФ. Председатель к.с. РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Его основные функции: 1) руководство подготовки пленарных заседаний к.с. РФ. 2) вносит на обсуждение к.с. РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседания палат. 3) представляет к.с. РФ в отношениях с гос. органами и организациями, общественными объединениями. 4) осуществляет общее руководство аппаратом к.с. РФ. 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с фкз и регламентом к.с. РФ.


^ 27) Порядок деятельности конституционного суда РФ. Аппарат конституционного суда РФ.

Порядок деятельности конституционного суда РФ регламентируется статьей 125 конституции РФ а так же главой 3 ФКЗ «О к.с. РФ». ^ Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации (фкз от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации")Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата КС РФ и иных подразделений.Секретариат КС РФ осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение КС РФ, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями КС РФ; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений КС РФ Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение КС РФ.

КС РФ в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате.Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата КС РФ, а также условияпрохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством РФ о труде.Поводом для рассмотрения дела в КС являются заявления в форме запроса,ходатайства или жалобы.Основанием для рассмотрения дела явл.обнурежение неопределенности в вопросе о том соотв.ли конституц.законы или иные НА.


^ 28) Решения, принимаемы конституционным судом РФ. Юридическая сила решений конституционного суда РФ.

Решения к.с. РФ регламентируются главой 8ой "О КС РФ". Могут выражаться в виде постановления(итоговое решение по существу вопросов касающихся проверки конституционности НА) заключения(итог.реш.по существу запроса в соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президенту) определения(все иные решения КС). Решение принимается путём открытого голосования.. Решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими КРФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением КС РФ НА признан не соответствующим КРФ полностью или частично либо из решения КС РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим КР РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в НА, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется КРФ. Судья КС РФ, не согласный с решением КС РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение-приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике КС РФ" вместе с решением КС РФ.

^ 29) Верховный суд РФ. Его место в судебной системе.

Организация в.с. РФ и его положение в судебной системе РФ, предусмотрены статьей 126 конституции РФ, ст. 19 фкз от 31 дкабря 1996 г. «О судебной системе РФ». В.с. РФ – суд общей юрисдикции. Место в.с. РФ в судебной системе определяется, тем, что он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (включая военные и специализированные федеральные суды) и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. В.с. РФ – вышестоящая судебная инстанция по отношению к в.с. республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотским судам.
^ 30) Верховный суд РФ. Состав, структура, компетенция.

В пределах своих полномочий в.с. РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Изучает и обобщает судебную практику, и даёт разъяснения судам РФ по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений пленума в.с. РФ. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РФ. Осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном собрании, вправе обращаться с запросом в КС РФ по вопросу разрешения дел о соотв.КРФ. В.с. имеет установленный законом состав подразделений, т.е. определённую структуру, и действует в составе Пленума (Ген. Прокурор, все судьи, председатель высшего арбитражного суда, министр юстиций), Президиума (13 судей, утвержд. Советом Федерации), Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, а так же кассационной палаты. реализуя ф-цию судебного надзора з ад-остью судов общей юрисдикции ВС РФ:-проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, определ. постановл. вынесенных областными и равными им судами а так же окружными фоенными судами.-проверяет законность и обоснованность судебных решений путем рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.-проверяет в порядке надзора законность и обоснованность судебных решений вступивших в законную силу, если дело не было предметом рассмотр.в ВС РФ, то оно рассматривается соотв. коллегией ВС РФ.если дело рассматривалось ВС будет направленно в Президиум ВС РФ.
^ 31) Пленум верховного суда РФ. Председатель верховного суда РФ.

Пленум в.с. РФ действует в составе Председателя в.с., его заместителей и всех судей верховного суда. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций. Полномочия ПВС РФ:1)рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представления Ген.прокурора и министра юстиции РФ,дает разъяснения судам по вопросам применения зак-ва РФ2)утверждает по представлению Председ. ВС РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судий ВС.3)утвержд. по представл. Председ. ВС РФ научно-консультативный совет при ВС. Председатель (ныне Лебедев Вячеслав Михайлович)Полномочия председателя ВС: 1) приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;2)вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;;4) созывает Пленум ВС,Президиум ВС5) аспределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ

^ 32) Президиум верховного суда РФ. Судебные коллегии. Кассационная коллегия.

Статья 61 (Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"). Президиум ВС РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента,основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя ВС РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей ВС РФ. Утверждение Президиума ВС РФ производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем ВС РФ. Президиум ВС РФ1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Минюстом РФ; Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя Кассационной коллегии, 12 членов из числа судей ВС РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента,основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Рассмотрение дел в Кассационной коллегии ВСосуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума ВС РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела. Кассационная коллегия ВС:1) рассматривает в к-ве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией ВС в качестве суда первой инстанции;2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия ВС РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику

^ 33) Аппарат верховного суда РФ. Его задачи.

Организацию работы Верховного Суда РФ осуществляет аппарат Верховного Суда РФ. аппарат ВС РФ обеспечивает работу суда с целью осуществления правосудия Верховным Судом, а также обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, систематизирует законодательство и выполняет другие функции ВС РФ. Аппарат ВС РФ подчиняется Председателю Верховного Суда РФ. Работники аппарата ВС РФ являются государственными гражданскими служащими, а также прикомандированными к ВС РФ военнослужащими. Структурно аппарат Верховного Суда РФ состоит из: Секретариата Председателя Верховного Суда РФ; Отдела обобщения судебной практики; Отдела работы с законодательством; Отдела приема граждан; Отдела правовой информатизации; Отдела кадров; Международно-правового отдела Верховного Суда РФ; Управления делами; Планово-финансового управления; Хозяйственного управления; Аппарата Военной коллегии.
^ 34) Судебный департамент при верховном суде РФ.

Судебный департамент при ВС РФ (СД При ВС) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации")СД состоит из следующих подразделений:главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;главное управление обеспечения деятельности военных судов;главное финансово-экономическое управление;управление государственной службы и кадрового обеспечения;контрольно-ревизионное управление;управление делами;управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;отдел учебных и образовательных учреждений;отдел международно-правового сотрудничества;аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ. СД возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор СД:1) руководит деятельностью СД, органов и учреждений СД;2) представляет суды в Правительстве, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ при решении вопросов, относящихся к компетенции СД;3) организует разработку положений о подразделениях СД и представляет их на утверждение коллегии;4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями СД, и контролирует их исполнение.

5) распределяет обязанности между своими заместителями; Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) СД в пределах своей компетенции: 1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;3) изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;5) финансирует районные суды и органы судейского сообщества в субъекте РФ; Начальник управления (отдела)СД: 1) руководит деятельностью управления (отдела); 2) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками управления (отдела), и контролирует их исполнение. Указанные приказы и распоряжения обязательны для исполнения районными судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;3) утверждает штатное расписание управления (отдела) в пределах установленных численности и фонда оплаты труда; Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...