Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели функционального состояния испытуемого




Показатели Значения показателей
Острота зрения Поле зрения правого глаза Частота сердечных сокращений Частота дыхания Устойчивость внимания Переключаемость внимания  

 

Таблица П.2.9

 

Результаты трудовой деятельности испытуемого

 

Время работы, мин Заданная буква Кол-во букв, найденных за 1 мин Кол-во имеющихся в тексте букв Ошибка работы (разность между должным и найденным числом букв) кол-во знаков, просмотренных за 1 мин
1-я И        
2-я Н        
3-я П        
       
10-я Ц        

 

О точности работы судят по общему числу допущенных за 10 мин работы ошибок. О скорости работы судят по общему числу просмотренных за 10 мин знаков.

Задание. Сравните работоспособность различных испытуемых.

Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности

Для работы необходимы: таблица с тридцатью рядами из шести однозначных цифр в каждом ряду (таблица разделена на 5 групп по 6 рядов в каждой группе); испытуемые.

Результат целенаправленной деятельности человека нередко находится в прямой зависимости от объема информации, который он способен сохранить в памяти и воспроизвести. Кроме того, любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными, однако, доминирующей мотивации, оказывающей влияние на продуктивность и успешность деятельности индивида.

Ход работы. Испытуемыми являются студенты. Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда. Студенты в течение 6 с складывают в уме вначале 1-ю, 3-ю и 5-ю цифры, а затем 2-ю, 4-ю и 6-ю. Полученные две суммы записывают. Так зачитывается вся таблица. Однако перед предъявлением цифр последней группе преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание более точно, так как по работе с цифрами последней группы будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, ошибки студенты подчеркивают.

Рекомендации к оформлению работы. Занесите результаты исследований в таблицу (табл. П.2.10).

 

Таблица П.2.10

 

Результаты суммирования цифр

 

    Ряды цифр таблицы     Группы цифр таблицы
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я  
суммы суммы суммы суммы суммы  
I II I II I II I II I II  
             
             
             
             
             
               

Задание. 1. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе с каждой группой цифр (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). 2. Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последней группой цифр. 3. Подсчитайте среднее количество ошибок среди испытуемых и сравните их с собственными данными.

Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы

Для работы необходимы: электрокардиограф, компьютер, имеющий аналого-цифровой преобразователь, испытуемые. Программы должны содержать комплекс подпрограмм, обеспечивающих инструкцию работы на компьютере, генерацию двузначных чисел в 2-х режимах работы. В 1-м режиме время предъявления 2-х двузначных чисел компьютер не ограничивает. Во 2-м режиме это время автоматически устанавливается равным или меньше среднего значением времени, которое испытуемый реально затратил в 1-м режиме работы. Результаты умножения чисел испытуемым должны сравниваться с правильными значениями, определяемыми компьютером. Необходима программа измерения кардиоинтервалов (КИП), построения гистограммы кардиоинтервалов (КИГ) и вычислительных параметров: среднего арифметического значения, среднего квадратического отклонения, ошибки среднего квадратического отклонения.

Снижение результативности умственной деятельности наблюдается, как правило, значительно позднее изменений состояния ЦНС. Вследствие этого при определении оптимальных условий деятельности оценивают состояние вегетативной нервной системы, например, по характеру сердечного ритма. Установлено, что по мере концентрации внимания частота сердечных сокращений (ЧСС) и ее вариабельность снижаются. При значительных нагрузках ЧСС увеличивается и дестабилизируется. Объективный анализ состояния организма и его изменений при умственной нагрузке может быть произведен по статистическим показателям ЧСС с помощью компьютера.

Ход работы. В качестве испытуемых используются студенты. Запись ЭКГ производится в I отведении. Перед началом работы на компьютере измеряют и анализируют фоновые значения показателей. После их распечатки необходимо ознакомиться с инструкцией работы на компьютере, представленной на экране дисплея, ввести анкетные данные в режиме диалога и приступить к выполнению арифметических операций: умножению чисел. При появлении двух двузначных чисел необходимо перемножить их в уме, результат ввести в компьютер и нажать на кнопку «пуск». Компьютер сообщает о правильности результата и предлагает следующую группу чисел. После выполнения 15 операций печатают результаты работы и анализа динамики ЧСС. Работу продолжают во 2-м режиме. В этом режиме отводится постоянное время на выполнение каждой операции.

Рекомендации к оформлению работы. Вклейте в тетрадь протоколов опытов таблицы с результатами работы и анализа ЧСС. Опишите изменения среднего арифметического значения и среднеквадратического отклонения ЧСС в момент начала выполнения арифметических операций. Сравните результаты, полученные в 1-м и 2-м режимах. Обратите внимание на изменение вариабельности кардиоинтервала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...