Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти




Для работы необходимы: компьютер, программа, включающая 2 подпрограммы: «анкетные данные» (программа 1) и «анализ продуктивности кратковременного запоминания» (программа 2); испытуемый.

Основой кратковременной памяти являются электрофизиологические процессы. Кратковременная память обеспечивает запечатление только ограниченной части поступающей из внешней среды информации, имеет индивидуальные особенности. Произвольное воспроизведение запечатленной информации осуществляется при включении внимания и требует умственных усилий. Эти усилия тем более значительны, чем больше количество информации необходимо воспроизвести.

Ход работы. Вводят в компьютер анкетные данные. Вначале на экран дисплея выводят 2 двузначных числа. Их необходимо запомнить, воспроизвести и ввести в компьютер, нажав на соответствующие клавиши пульта. На каждом следующем этапе добавляют одно число. Как только при воспроизведении чисел допускается ошибка, вывод чисел на экран прекращают и испытуемому сообщают максимальную последовательность чисел, характеризующую объем кратковременного запоминания. Затем весь процесс повторяют, но время, отводимое на восприятие информации, уменьшают.

Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы вклейте в тетрадь протоколов. Отметьте, в какой мере они соответствуют вашим представлениям о ваших возможностях кратковременного запоминания.

Вопрос: произошли ли изменения объема воспроизводимой информации при уменьшении времени действия сигнала?

 

Рекомендуемая литература

 

1. АгаджанянА.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб., 1998.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 1991.

3. Батуев А.С. Физиология сенсорных систем. – Л., 1976.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М., 1991.

5. Губарь А.В., Косицкий Г.И. и др. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. – М., 1963.

6. Данилова И.И., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д, 1999.

7. Дегтярев В.П. Системные механизмы боли. – М., 1998.

8. Косицкий Г.И., Полянцев В.А. Руководство к практическим занятиям по физиологии. – М., 1988.

9. Косицкий Г.И. Лекции по клинической физиологии. – М., 1974.

10. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. -Т. 2.

11. Правдивцев В.А., Ясенев В.В., Козлов С.Б. и др. Основы системных механизмов высшей нервной деятельности. – Смоленск, 1997.

12. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2001.

13. Физиология: Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К. В. Судакова. – М., 2000.

14. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. – СПб., 1994. – Т. 2.

15. Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984.

16. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1977.

17. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М., 1990.

 

Содержание

Предисловие................................................................................................................................................... 3

Часть I. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА.................................... 3

Общие положения......................................................................................................................................... 3

Этапы процесса анализа и синтеза......................................................................................................... 5

Структурно-функциональная характеристика коры большого мозга...................................... 6

Локализация функций в коре большого мозга.................................................................................. 8

Часть II. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................................................... 12

Глава 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ......................................... 12

1.1. Понятия................................................................................................................................................. 12

1.2. Классификация анализаторов.......................................................................................................... 12

1.3. Структурно-функциональная организация анализаторов......................................................... 13

1.4. Свойства анализаторов...................................................................................................................... 16

1.5. Кодирование информации в анализаторах.................................................................................... 18

1.6. Регуляция деятельности сенсорных систем................................................................................... 20

Глава 2. Анализаторы............................................................................................................................... 21

2.1. Зрительный анализатор..................................................................................................................... 21

2.1.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 21

2.1.2. Механизмы, обеспечивающие ясное видение в различных условиях..................................... 27

2.1.3. Цветовое зрение, зрительные контрасты и последовательные образы............................. 30

2.2. Слуховой анализатор.......................................................................................................................... 32

2.2.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 32

2.2.2. Восприятие высоты, силы звука и локализации источника звука....................................... 34

2.3. Вестибулярный и двигательный (кинестетический) анализаторы.......................................... 37

2.3.1. Вестибулярный анализатор........................................................................................................ 37

2.3.2. Двигательный (кинестетический) анализатор...................................................................... 39

2.4. Внутренние (висцеральные) анализаторы..................................................................................... 40

2.5. Кожные анализаторы......................................................................................................................... 41

2.5.1. Температурный анализатор....................................................................................................... 41

2.5.2. Тактильный анализатор............................................................................................................. 42

2.6. Вкусовой и обонятельный анализаторы........................................................................................ 43

2.6.1. Вкусовой анализатор.................................................................................................................... 43

2.6.2. Обонятельный анализатор......................................................................................................... 45

2.7. Болевой анализатор............................................................................................................................ 47

2.7.1. Структурно-функциональная характеристика..................................................................... 48

2.7.2. Виды боли и методы ее исследования........................................................................................ 49

2.7.3. Обезболивающая (антиноцицептивная) система.................................................................. 51

Глава 3. Системный механизм восприятия....................................................................................... 53

Часть III. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................................................................... 61

Глава 4. История. Методы исследования........................................................................................... 61

4.1. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр........................................................ 61

4.2. Развитие представлений о ВНД........................................................................................................ 63

4.3. Методы исследования ВНД............................................................................................................... 64

Глава 5. Формы поведения организма и память............................................................................. 69

5.1. Врожденные формы деятельности организма.............................................................................. 69

5.2. Приобретенные формы поведения (научение).............................................................................. 74

5.2.1. Характеристика условных рефлексов....................................................................................... 74

5.2.2. Классификация условных рефлексов........................................................................................... 76

5.2.3. Пластичность нервной ткани................................................................................................... 77

5.2.4. Стадии и механизм образования условных рефлексов............................................................ 80

5.2.5. Торможение условных рефлексов................................................................................................ 82

5.2.6. Формы научения............................................................................................................................ 84

5.3. Память................................................................................................................................................... 89

5.3.1. Общая характеристика............................................................................................................... 89

5.3.2. Кратковременная и промежуточная память......................................................................... 90

5.3.3. Долговременная память............................................................................................................... 91

5.3.4. Роль отдельных структур мозга в формировании памяти................................................... 96

Глава 6. Типы вид и темперамент в структуре индивидуальности........................................... 98

6.1. Основные типы ВНД животных и человека................................................................................. 98

6.2. Типологические варианты личности детей................................................................................. 101

6.3. Основные положения по формированию типа ВИД и темперамента индивидуальности. 102

6.4. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе... 104

6.5. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.......................................................... 105

6.6. Роль генотипа и среды в формировании личности.................................................................... 106

Глава 7. Потребности, мотивации, эмоции...................................................................................... 109

7.1. Потребности........................................................................................................................................ 109

7.2. Мотивации.......................................................................................................................................... 111

7.3. Эмоции (чувства)............................................................................................................................... 116

Глава 8. Психическая деятельность.................................................................................................. 121

8.1. Виды психической деятельности................................................................................................... 121

8.2. Электрофизиологические корреляты психической деятельности.......................................... 123

8.2.1. Психическая деятельность и электроэнцефалограмма....................................................... 123

8.2.2. Психическая деятельность и вызванные потенциалы......................................................... 124

8.3. Особенности психической деятельности человека..................................................................... 125

8.3.1. Деятельность и мышление человека....................................................................................... 125

8.3.2. Вторая сигнальная система..................................................................................................... 126

8.3.3. Развитие речи в онтогенезе....................................................................................................... 127

8.3.4. Латерализация функций............................................................................................................ 130

8.3.5. Социально-детерминированное сознание............................................................................... 130

8.3.6. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга........................................................ 131

Глава 9. Функциональное состояние организма.......................................................................... 133

9.1. Понятия и нейроанатомия функционального состояния организма...................................... 133

9.2. Бодрствование и сон. Сновидения................................................................................................. 135

9.2.1. Сон и сновидения, оценка глубины сна, значение сна............................................................ 135

9.2.2. Механизмы бодрствования и сна.............................................................................................. 139

9.3. Гипноз.................................................................................................................................................. 142

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ...................................................... 143

10.1. Уровни интегративной деятельности мозга.............................................................................. 143

10.2. Концептуальная рефлекторная дуга........................................................................................... 143

10.3. Функциональная система поведенческого акта........................................................................ 144

10.4. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта........ 146

10.5. Активность нейронов и поведение.............................................................................................. 147

10.6. Механизмы управления движением............................................................................................ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................................. 153

1. Физиология сенсорных систем........................................................................................................ 153

Работа 1.1. Определение поля зрения................................................................................................... 153

Работа 1.2. Определение остроты зрения............................................................................................. 154

Работа 1.3. Аккомодация глаза.............................................................................................................. 155

Работа 1.4. Слепое пятно (опыт Мариотта)........................................................................................ 155

Работа 1.5. Исследование цветового зрения........................................................................................ 155

Работа 1.6. Определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)............................ 156

Работа 1.7. Стереоскопическое зрение. Диспарантность.................................................................. 156

Работа 1.8. Исследование слуховой чувствительности к чистым тонам у человека (тональная аудиометрия)............................................................................................................................................. 156

Работа 1.9. Исследование костной и воздушной проводимости звука........................................... 157

Работа 1.10. Бинауральный слух........................................................................................................... 158

Работа 1.11. Эстезиометрия кожи.......................................................................................................... 158

Работа 1.12. Определение порогов вкусовой чувствительности (густометрия).......................... 159

Работа 1.13. Функциональная мобильность сосочков языка до и после приема пищи............. 159

Работа 1.14. Термоэстезиометрия кожи............................................................................................... 160

Работа 1.15. Определение чувствительности обонятельного анализатора (ольфактометрия) 161

Работа 1.16. Изучение состояния вестибулярного анализатора с помощью функциональных проб у человека..................................................................................................................................................... 162

Работа 1.17. Определение порогов различения................................................................................... 163

2. Высшая нервная деятельность........................................................................................................ 163

Работа 2.1. Выработка мигательного условного рефлекса на звонок у человека....................... 164

Работа 2.2. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека...................................................................................................................................................................... 165

Работа 2.3. Исследование биоэлектрической активности коры большого мозга – электроэнцефалография......................................................................................................................... 165

Работа 2.4. Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека....................... 167

Работа 2.5. Связь реактивности с личностными чертами – экстраверсией, интроверсией и нейротизмом.............................................................................................................................................. 168

Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций.......................................... 168

Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека.............................................................................................................................. 169

Работа 2.8. Изменение параметров вызванного потенциала (ВП) на вспышку света.................... 170

Работа 2.9. Отражение семантики зрительного образа в структуре вызванных потенциалов 170

Работа 2.10. Влияние цели на результат деятельности.................................................................... 171

Работа 2.11. Влияние обстановочной афферентации на результат деятельности....................... 172

Работа 2.12. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания........... 172

Работа 2.13. Оценка трудоспособности человека при выполнении работы, требующей внимания 173

Работа 2.14. Значение памяти и доминирующей мотивации в целенаправленной деятельности 175

Работа 2.15. Влияние умственного труда на функциональные показатели сердечно-сосудистой системы...................................................................................................................................................... 175

Работа 2.16. Роль обратной афферентации в оптимизации режима деятельности оператора у компьютера............................................................................................................................................... 176

Работа 2.17. Автоматический анализ показателей сердечно-сосудистой системы на разных стадиях образования двигательного навыка..................................................................................................... 176

Работа 2.18. Анализ скорости обучения оператора в детерминированных средах..................... 177

Работа 2.19. Применение компьютера для изучения кратковременной памяти......................... 177

Рекомендуемая литература.................................................................................................................... 178

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...