Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Типы изменения умственной работоспособности.




Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году

Под влиянием учебно-трудовойдеятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами.

Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в работу. Проходит10-15мин., а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигается оптимального уровня. Это первый период – врабатывания – характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности – имеет продолжительность1,5–3ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период – полной компенсации – отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, устойчивости внимания, оперативной памяти и др.) в пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертым периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.Рабочий день студента не ограничивается лишь аудиторными занятиями,

А включает также самоподготовку.

В этом случае после 20 часов наблюдается второй подъем работоспособности. Он объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы.

Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели(вторник-четверг)наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва».

Типичные изменения работоспособности студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные дисциплины планируют на 2–3-юпару учебного дня, на середину недели, а менее сложные – на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до3–3,5недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяцев.

С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11–13часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явлениесверх-восстановления работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха

отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления

Особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Экзамены для студентов – это критический момент в учебной деятельности, когда проводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциональный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д.

У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Такимобразом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6– 3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Исследования о характере изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода экзаменационной сессии.

Проведенные исследования об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней экзаменационной сессии, пола студентов, показывают, что у первокурсников наблюдается более высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистойсистемы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до5–6мин против1,5–2мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии

Сложность рассмотрения этого вопроса на фактическом материале исследований объясняется тем, что несмотря на зафиксированную в программе физического воспитания необходимость проведения учебных занятий в экзаменационную сессию, практически они не организуются и не проводятся.

Полученные данные показывают, что в группе студентов, ежедневно использовавшей физические упражнения, все рассматриваемые объективные (корректурная проба, тремор, пульс) и субъективные (тревога, работоспособность, самочувствие, настроение, активность) показатели лучше. В частности уровень тремора свидетельствует о существенном снижении нервного напряжения.

В период сессии студенты были определены в оздоровительно-спортивный лагерь, где они в непринужденной форме, почувствовав усталость от умственного труда, могли поиграть в волейбол, бадминтон, теннис. Обязательным для всех было лишь выполнение утренней гимнастики. Экзамен они также сдавали в лагере. Изучались изменения следующих показателей: критическая частота световых мельканий, электрокожное сопротивление, время реакции на слабый и сильный звуковые сигналы, сила нервной системы, чувство времени, артериальное систолическое давление и частота сердечных сокращений. Полученные результаты сравнивались с показателями контрольной группы, которая готовилась к экзаменам в городе при резком, обычном для студентов в этот период, ограничении физической активности.

Результаты исследований показывают, что подготовка к сдаче экзамена в условиях лагеря сопровождается улучшением функций нервной и сердечнососудистой систем, что обеспечивает более высокий уровень работоспособности студентов, чем в городе.

показатели у студентов, не использовавших средств физической культуры, ухудшались. Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, может быть уменьшено при использовании нескольких способов.

Дыхательные упражнения. В практике используются три типа упражнений: полное брюшное и два вида ритмического дыхания.

При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются

воздухом нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный вдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном режиме (лучше всего в ритме ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при

вдохе. Полный выдох делается опять за то же число шагов (4, 6, 8). После выдоха

– задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы.

Положительный эффект использования упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция осуществляется с помощью самоубеждения, воздействуя на себя с помощью логических доводов, самовнушения. Суть аутогенной тренировки состоит в том, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психическая активность человека (внимание, память, эффективное мышление, эмоции), что помогает ослабить возбуждение, снизить нервное или физическое утомление, преодолеть бессонницу.

Изменение направленности сознания включает такие варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания накакое-либоинтересное дело. Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при представлении ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

Разрядка через движение – это все те средства физической культуры, которые помогают студентам осуществлять направленное воздействие на снятиенервно-психического состояния, возникающего в процессе учебно-трудовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...