Тема 7. Организация и технология документационного обеспечения управления
Современные организационные формы службы делопроизводства. Регламентация основных задач и функции службы ДОУ. Типовые структуры ДОУ в организациях различных уровней управления. Типовые положения о службах ДОУ. Должностной и численный состав работников службы ДОУ. Функции работников службы ДОУ. Должностные инструкции как основной нормативный документ, определяющий организационно-правовое положение работников. Инструкция по делопроизводству – основной нормативный акт организации делопроизводства. Типовые и индивидуальные инструкции. Определение понятия «документооборот». Общие принципы и методические основы организации документооборота. Структура и общая характеристика документопотоков. Объем документооборота учреждения. Учет количества документов. Прием, прохождение и порядок исполнения поступающих документов. Экспедиционная обработка документов. Предварительное рассмотрение документов. Рассмотрение документов руководством учреждения и направление на исполнение. Доставка документов исполнителям, порядок их приема и передачи. Организация работы исполнителя с документами. Этапы исполнения. Порядок обработки отправляемых документов. Правила организации движения внутренних документов. Методические рекомендации Изучая эту тему, студент должен усвоить, что в любой организации, решение проблем документационного обеспечения управления возлагается на специализированное структурное подразделение – управление делами, общий отдел, канцелярию и др. (или одного из сотрудников – секретаря организации). Практика выработала три формы организации работы с документами в любом управленческом аппарате – централизованную, децентрализованную и смешанную. Следует знать, что основной целью службы делопроизводства, независимо от её названия, является организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению. Для этого решаются следующие задачи: постоянное совершенствование форм и методов работы с документами; обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, информационно-поисковых систем, контроля исполнения и подготовки документов к передаче в ведомственный архив в соответствии с действующими государственными нормативно-методическими документами; сокращение документооборота; разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения в организации, прогрессивных технологий производства.
Студентам следует уделить больше внимания документообороту организации. Это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки, а организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении. Документооборот является важным звеном делопроизводства, так как определяет не только инстанции движения документов, но и скорость этого движения. Главное правило документооборота – оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда. Вопросы для самоконтроля: 1. Организационные формы службы делопроизводства. 2. Задачи и функции службы ДОУ. 3. Должностной и численный состав работников службы ДОУ. 4. Понятие «документооборот». 5. Структура и общая характеристика документопотоков. 6. Объём документооборота учреждения. 7. Схема движения документов в организации. 8. Приём и первичная обработка документов. 9. Распределение поступивших документов.
10. Регистрация документов. 11. Контроль за исполнением документов. 12. Отправка документов. Литература: (1, 2, 3, 6, 8, 9). Тема 8. Организация хранения документов и обеспечение их сохранности Хранение документов в структурных подразделениях организации. Ответственность за сохранность документов. Организация справочной работы и порядок выдачи документов во временное пользование при хранении в структурных подразделениях. Номенклатура дел. Информационно-справочная работа с документом. Понятие «экспертиза ценности». Нормативно-методические и теоретические основы проведения экспертизы. Требования к проведению экспертизы ценности документов в «Основных правилах работы ведомственных архивов». Организация экспертизы ценности документов, центральных экспертных комиссий (ЦЭК) и экспертных комиссий (ЭК) учреждения. Положения об ЭК. Права и функции комиссии, организация их работы и документирование деятельности. Порядок работы ЭК. Этапы проведения экспертизы ценности документов. Оформление результатов экспертизы ценности документов. Унификация требований к делам, сдаваемым в архив. Нормативно-методические материалы Федеральной архивной службы России по оформлению дел. Основные требования к формированию дел. Полное или частичное оформление дел в зависимости от сроков хранения. Подготовка дел. Нумерация листов. Заверительная подпись. Внутренняя опись. Оформление обложки дел постоянного и временного хранения. Передача дел в архив организации (ведомство). Взаимодействие служб ДОУ и ведомственного архива при формировании основы для последующего хранения и использования документов. Единство требований к хранению документов в делопроизводстве и в архиве. Методические рекомендации Изучая данную тему, студент должен знать, что ежедневно в организациях и учреждениях разрабатывается и поступает большое количество документов различных видов. Все они имеют разную значимость, определённый срок хранения и могут быть заново востребованы после окончания работы с ними. В организации заводятся дела, согласно номенклатуре дел организации. Номенклатура- это утверждённый систематизированный перечень дел, заводимых в организации, с указанием срока их хранения, оформленный в установленном порядке. Дела считаются заведёнными с момента включения в них первого исполненного документа. Они формируются в структурных подразделениях и хранятся в них до передачи в архив учреждения. В небольшой фирме дела хранятся секретарём.
Нужно также понимать, что документы, уже включенные в дело, могут в течении года потребоваться работнику учреждения, фирмы. В этом случае они могут быть вынуты из дела только ответственным за формирование и хранение дел, а на их место закладывается лист-заместитель, в котором указано: когда, кому и на какой срок выдан документ. Документ выдаётся под расписку. Срок оперативного хранения дел составляет от 1 года до 3 лет. Дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения после оперативного хранения сдаются в архив. Студенты должны знать, что при проведении экспертизы ценности документов определяют их ценность с точки зрения практического, экономического, социально-культурного и другого значения. Для этих целей на предприятиях создаются экспертные комиссии. В результате работы экспертной комиссии документы подразделяются на четыре группы. Подготовка к последующему хранению документов после оперативного является завершающим этапом процесса делопроизводства. Все дела, отобранные на архивное хранение, требуют дополнительного оформления. Вопросы для самоконтроля: 1. Оперативное хранение и сохранность документов. 2. Экспертиза ценности документа. 3. Экспертная комиссия предприятия. 4. Номенклатура дел организации. 5. Информационно-справочная работа с документом. 6. Оформление дел, отобранных на архивное хранение. Литература: (1, 2, 3, 6, 8, 9).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|