Пролог – 2. Доездинг. А также настроинг и параллелинг.
- Это-то войдет. А вот квадр еще… Первая половина дня 22 августа у Димона с Серегой ушло на то, чтоб все это, включая Гризлик (ну что я, квадр да квадр, имя же есть), все-таки вошло во чрево Зеленого. Выехали мы одновременно, я в сторону Шереметьево, Серега с Димоном – в сторону ворот базы в Кусковском тупике. На мою предвзлетную смс-ку Серега успел ответить: «едем». А по приземлении в Архангельске я получил штук по пять смс-ок от каждого из участников похода. В том числе и от Димона, что само по себе является плохим прогностическим признаком. Приведу ее дословно: «УАЗ встал. Перезвони». Начиная с 23 августа все пошло, как по маслу. Перед конференцией в Ломоносовском зале Гостиных Дворов (Архангельского краеведческого музея) позвонил Серега – грузятся в его Деф (второе имя собственное – так зовут Серегин Дефендер) с прицепом. В 11-59, за минуту до начала пресс-конференции, приехал из аэропорта Олежка. На конференцию пришло неожиданно много народа, она приведена почти полностью тут, и я все ж просил бы читателя заглянуть в нее – просто для лучшего понимания нашего настроения, особенно тех, кто успел посмотреть вышедший тем же вечером сюжет в «Вестях Поморья». Я и его приведу тут полностью, для тех, кто любит «почувствовать разницу». Впрочем, всё равно, спасибо.
24 августа. Торопиться, вроде, некуда, ребята в пути. Но и сидеть на месте тоже сил уже нет. Решаем ехать в Мезень, тем более, там нас уже ждут и проводники, и предупрежденный о наших планах музей. Вместе с нами решает ехать Анатолий Иванович, директор нашего Архангельского филиала. Он родом с Пинеги, и в селе Пинега у него родня. Это ровно половина пути, здесь он останется, а мы поедем дальше. Мы этому только рады – с некоторых пор общение с сельскими жителями на Пинеге вызывает у меня приступ жизнерадостности, прилив сил и энергии. Наверное, я вампир…
Если прямо на въезде в Пинегу повернуть направо, к реке, а потом как бы вернуться назад по берегу, примерно на полтора – два километра, можно попасть в д. Цилома, где и живет родственник нашего провожатого Анатолия Ивановича Саша. Александр Ч. Цилома – типичная деревня, в отличие от имеющей статус села, но бывшей когда-то городом, старинной Пинеги. Саше чуть больше полтинника, он крепок и жилист, и выделяется некоторым, на первый взгляд картинным разворотом плеч – абсолютно ровная спина, как будто к плечам сзади привязали доску… Саша сразу сетует – поздновато предупредили мы о нашем приезде, женщины-то в лес ушли, так что всё сам. Но звать обедать не спешит – перемещаясь достаточно скорыми и уверенными шагами, тем не менее, не торопится, делает всё с достоинством. Через какое-то время мы начинаем понимать, что «всё сам» - это и есть основа его достоинства, а еще через какое-то время мы понимаем и то, что «сам» означает не только «самостоятельно», но, как в бородатой присказке, и то, что «без ансамбля» - то есть, один. Вот капуста, которую он посадил сам. «Выбирай вилок себе», - это он мне. И наш продуктовый набор пополняется и луком, и морковкой, и свеклой, и картошкой. Но отказываться нельзя, потому что это же он сам… Вот тут я прервусь и поясню читателю, что я так подробно стал рассказывать о Саше неспроста. Дело в том, что на рассказ об этом путешествии нужно немного настроиться. Двигаясь от Архангельска на северо-восток, мы очень постепенно погружаемся в мир, где жизнь устроена по-иному. А село Пинега, как мне кажется, та граница, где пора уже переключить некий тумблер в голове, чтобы адекватно подключиться к сети с несколько другими, отличными от привычных нам, характеристиками. Вообще, я, наверное, должен сразу признаться, что рассказывая об этой экспедиции, я хочу в большей степени, чем маршрутами, приключениями и находками, поделиться с вами вот этой абсолютно измененной, сдвинутой, смещенной и в другом масштабе существующей системой координат, в которой живет этот мир, к северо-востоку от Пинеги. Когда я вернусь, я, пугаясь на улицах машин и недоуменных взглядов людей, с которыми нечаянно поздоровался или которым просто улыбнулся, очень остро буду ощущать, что это наш, а не их мир перевернут, растянут и искажён. Что это в нашем мире нельзя просто провести параллели и представить на воде Москвы-реки скользящую лодью летом, или задорный смех и кулачный бой на ее льду зимой. А в Пинеге уже можно, не говоря уж о Пёзе, на которой возможно одновременное сосуществование ведомых новгородцами варягов 11 века, многочисленной рати Ушатого, идущей Волоком, чтобы соединиться с отрядами Бражника и Курбского в 15 веке, ватаги злодея Зажоги, убегающего в сторону Волока от возмездия лешуконского крестьянина Пашко 17 века, сидящего под самодельным навесом над дневником, исписанным аккуратным немецким почерком в лодке, влекомой идущими по колено в майском снегу крестьянами Александра Шренка в веке 19-ом, посыльных адмирала Колчака, пробирающихся к занявшим Архангельск интервентам начала 20 века, и уставших от постоянных завалов, но нашедших силы для переноса в музей колоды, «ушкуйников» конца века предыдущего. Представляю, какими глазами должны смотреть все вышеперечисленные люди, повернув головы на звук мотора идущего по Волоку квадроцикла века 21.
В этом измерении и сейчас живут люди. Будут и другие, просто Саша - первый. - Печь-то сложно, небось? - Дак, что ж сложного? Я и дома переложил. Дом-то старый, я его приподнял, выровнял, венцы заменил. Дак и печь заодно уж. Пойдем в гараж сначала. – В гараже – рабочая лошадка, трактор Т-25, - Сам за ним ездил. Только вот беда, не делают к нему ни плуг, ничего. Я вот сам сделал, смотри! У меня весь район потом чертежи срисовывал, работает, как миленький. Трактор – первое дело, всё на нем. Идем. Недалеко от старого – сруб нового дома, он подведен под крышу, но еще не пропилены окна и двери, поэтому и внутрь приходится попадать, подлезая под сруб через лаз. Саша вдохновенно рассказывает о том, где будут спальни и кухня, и откуда будет чудный вид на Пинегу, а у меня на языке один вопрос.
- Дак, вот, сложно дом одному, - сетует Саша. – Но ничего, я приспособился. Вот, смотри: сюда трактором, здесь блок, эдак заведу один конец. В этом году приспособился. В прошлом-то не мог, руку повредил… - А сейчас прошла? - Да где там – показывает он на плохо гнущиеся пальцы, - немного поджила, да и я приспособился, я вот эдак ей, - и он показывает, как он заводит негнущуюся руку за спину… Женщины пришли с грибами, и за столом – картошка, грибы, жареные и соленые, и сковородка вкуснейшей речной рыбешки. И окуньки там, и сорожка. Всё сегодняшнее, сам сегодня с утра сетки проверил. - Ну, по одной за знакомство? После «по одной» разговор пошел веселее. Вот, например, пять запомнившихся из него сюжетиков - рассказок, локальное, так сказать, «Ребятам о зверятах». «Утки». - Эхх, ребята! Знал бы, что приедете, уток с собой дал бы. Вчера ездил на тракторе, вижу – утки. Ну, две-то стрельнул. Дак ветер был, их за озеро отнесло. Не стал раздеваться, лазить за ними. Знал бы, что вы будете – слазил бы. - А так что, пропали? - Да не, ты что. Кто ж их возьмет-то? Завтра на тракторе с той стороны заеду… - А собаки-то не было? «Собака». - У меня отличная собака. Только молодая ишшо, дак в воду лезть-то не хочет… Вот я ее и обучаю. Как обучаю-то? Дак, стрельну утку, разденусь, да принесу ей. А как же? Надо ж всё самому показать… - А часто на охоту-то ходите? Много зверя? - На охоту… - передразнил Саша. – Идешь по делам, дак и принесешь что. «Заяц» - Вот, пошел я в лес. Грибов набрал – дак чижало идти. Гляжу, прям на тропинке – заяц. Стоит, смотрит. Ну, я и его принес домой. - Как принес? - Ну как, как. Поймал, и принес. - А что, с ружьем, что ли, за грибами-то ходите? - Да с каким ишшо ружьем? Так принес. Загонял и принес. - Как загонял? - Да что ж ты непонятливый, дак? Ну он от меня, я за ним. Он опять от меня, я опять за ним. Вот, и загонял. А еще сижу вот в лодке на озере… «Олень» … Глядь – рога плывут, прям в воде. Подплыл к ним – а то олень. Ну, я ножом его. Вот, с мясом теперь. - Да ты про зиму-то, про куропаток, - вступает снова в разговор Анатолий Иванович. «Куропатки». - Зима. Вот, он за рулем (показывает пальцем на Анатолия). Да что я – ты и говори. - Ну да, зима. Я за рулем, метель – еле дорогу видно. А сзади – Саша сидит. Вдруг, как крикнет мне – «А ну, стой!» А сам окно открывает. А карабин у него пятизарядный. Только остановился – а он «бабах, бабах, бабах, бабах, бабах». Стоим, тишина. Минуту стоим, другую. А потом он и говорит: «Что, долго стоять-то будем?» - «Дак, а что?», - отвечаю. «Что, что. Лыжи одевай, да за куропатками дуй». Одел я лыжи – пошел в указанную им сторону. Приношу четыре куропатки. «А пятая где?», - «Дак, всё обыскал, нету…». «Ээх, - произносит Саша, - ладно, я сам». И через пять минут возвращается с пятой.
- Вы, ребята, пейте. А мне еще самому работать нужно… Тогда и нам надо двигаться – по пути у нас еще паромы, а они в это лето в темноте не работают. Проезжаем Кулойский канал, рассмотрев в этот раз здание управления. Потом Кучин Нос. Притормаживаем у Олмы, без труда находим просеку, по которой в марте выбирались из подтаявшего Кулоя через лагерные бараки урочища Игнашево. Вот и граница Мезенского района. И точно по границе административной – граница природная, небо с той, мезенской стороны, чистое, а лес и дорога освещены солнцем. Пожалуй, тоже знак. В Мезени – череда ремонтов. Ремонтируется выложенная бетонными плитами центральная улица – плиты выковыривают, переворачивают другой стороной и укладывают на место. Ремонтируется музей – старый дом, где он помещался, где нас встречали в марте и вселили такой интерес к путям поморов - перебирают; музей же занимает одну комнатку в здании, на первом этаже которого расположены бани. Встретивший нас Николай Окулов провожает в квартиру в двухэтажном деревянном доме прямо за банями, которую использует как гостиницу отец Владимир, местный батюшка, когда к нему приезжают паломники. Но сейчас в Мезени нет ни батюшки, ни паломников, и мы с благодарностью останавливаемся там на ночь. Водопровод, к которому подключен этот дом, тоже ремонтируется, поэтому берем ведра и идем за водой в дом Николая, ибо окрестные колонки тоже подключены к тому же водопроводу. Уже вечером созваниваемся с ребятами на Дефе – они остановились на ночь около парома через Двину у Холмогор – Усть-Пинеги. Это большой паром, и он ходит по расписанию. продолжение (Пролог-2, с 25 августа) следует... 25 августа. С утра мы в бане. То есть, в комнатке над баней, в которой располагается теперь контора музея. Служащие с трудом подбирают необходимые для нашего сегодняшнего разговора карты – все экспонаты тщательно и компактно уложены в предоставленные на время ремонта помещения. Но интерес к походу большой: Николай пытается даже остановить кого-то из желающих придти. Но в тесноте, да не в обиде. Главное действующее лицо на встрече – В. И. Дранников. Он побывал на волоке в 1985, с вертолетной экспедицией, высадившей их у озер и забравшей у места начала волока на Рочуге. Тогда зарубок было больше, и это им удалось вывезти оттуда две колоды, украшающие теперь экспозицию Гостиных Дворов в Архангельске. Впрочем, разговор с ним я пересказывать не буду. Нет, скажу еще, что Владимир Иванович подробно рассказал нам и о других волоках из Мезени (и Двины) в Печору, и из Печоры в Обь. Так что нам есть кого пытать перед следующими этапами. Созваниваемся с Дефом – они уже в Пинеге. Так что, докупив кое-каких продуктов, решаем выдвинуться навстречу, дабы перехватить их у переправы через Мезень. Погода опять портится, снова затянуло небо и пахнуло осенью, как пахнут в легком воздухе невесомые мельчайшие капли то ли дождя, то ли тумана… Вот они! Сразу едем в Бычье, от переправы тут рядом, меньше, чем через километр – поворот с дороги на это село. Поначалу кажется, что дорожка получше той, что ведет в Мезень, по крайней мере, тут нет гребенки. Но есть другие подвохи – вот этот понтон из двух старых барж А парень, вызвавший паромщика, пропускает нас вперед: «Дак, я ж домой еду…». Потом окажется, что он сын хозяина дома, который мы использовали, как «стапель» - место сборки и постановки на воду наших плавсредств. Кстати, о Бычье. Не вздумайте сказать «Бычьем» - тут склоняют так – Бычье, Бычья, Бычью… Да, для настройки. Вот, попробуйте произнести нечто среднее между «Бычье», и «Бычай»… а, всё равно не получится, как у местных. Вообще, местный говор (говОря) – тоже то, что настраивает вас на другое восприятие. Вот, попробуйте представить… высокий угОр, на котором пожилая крестьянка в платке ставит ведра на землю. Глядит на вас, приставив, несмотря на пасмурное небо, ладонь ко лбу. И спрашивает: «А магазин-то пОлОй?» Вот так и произнесите полой, с двумя ударениями, но на первый слог чуть сильнее. И, видя недоумение в ваших глазах, удивляется: «Мещана, чтоль?», и добивает вас, еще не успевших построить ряд-цепочку похожих слов к слову полой, чтобы перевести его, как открытый. (Ну, как вы это делаете в Болгарии или Сербии – знаете же, как понимать славян? Подбирать к непонятным словам аналоги, а к ним - синонимы, главное - успевать …). Да, добивает фразой (заглавными буквами обозначено ударение), произнесенной самой себе: «Ну, пОйду вОды принЁсу!». Впрочем, сюжет подсказан Олегом Коткиным – сюда я его для «настроинга» вставил… А Пеза преподнесла жителям другой сюрприз. Вы же читаете рассказ с открытой картой, как я просил когда-то в самой первой своей статье? И какой же тогда паром перед Бычье, оно же с этой стороны? - Виктором его зовут. Он еще на Соловках работал…. -… в Морском музее, на Сельдяном мысе, - подхватил я. Но это не мир тесен, я перестал употреблять эту расхожую поговорку. Нет, тут люди знают всё и обо всех, особенно, о людях, по-настоящему уважаемых. Ладно, к лодкам. Понятие «шить» лодки осталось в ходу, оно относится и к лодкам, построенным из досок посредством гвоздей: Но у Пёзы есть еще одна удивительная особенность, сделавшая местные лодки ни на что не похожими. Здесь находятся так называемые «поля падения» - зоны, куда падают отделяющиеся части запускаемых с космодрома Плесецк космических ракет. Или отделяемые баллистических межконтинентальных. На Пёзе таких зоны аж две – «Бычье» и «Мосеево». Тут можно покопать открытую литературку, скажем, Википедию (для читателей в погонах – тут, хотя не во всем ей можно верить… можно – официальный сайт космодрома еще открыть) и выкопать, что в зону «Бычье» раньше падали боковые блоки ракетоносителей «Союз», но в связи с уменьшением количества запусков с 1977 года туда ничего не упало. Ну, в смысле, район «Бычье» с 1977 года не используется. А вот в район «Мосеево» падало что-то при запусках ракет «Циклон». Я умышленно в этой части не буду анализировать экологическую составляющую, а то скачусь к обсуждению событий, превративших самое красивое и богатое рыбой, описанное Шренком озеро Сюрзи в верховьях Рочуги, в «озеро смерти». Мы, возможно, поговорим об этом в верховьях Рочуги – объяснений тут два – либо мистика, либо что-то упало (не рассматривать же всерьез некачественный алкаголь)… Просто «Союзы» - в терминологии местных жителей - «керосинки», летающие на традиционном топливе, а вот «Циклон» уже использует для своих ступеней несимметричный диметилгидразин, называемый в простонародье гептилом. Впрочем, трудно сказать, чем лучше получить по голове с небес, керосиновым «Союзом», гептиловым «Циклоном», или даже боевым «Тополем». Последние падают где-то в районе Пинеги – Сии. М-да. Районов падения, оказывается, много, вот, кстати, и «Усть-Цильма», - тоже действующий такой район. Правда, мне не удалось отыскать, что именно туда падает. Но Толя Попов, наш цилемский проводник, пожаловался как-то, что нашел в тайге какую-то хренотень с проводами, даже с друганом пару дней пытались ее разобрать, жили в ней, укрывшись от дождя. С тех пор оба болеют - то печень забарахлит, а то нападет что-то - песню часа в 3 утра вдруг как запоют… Но именно на Пёзе космическое влияние заметно невооруженным глазом – три четверти, если не пять шестых всех лодок тут сделаны из упавших частей ракет. На наш опасливый вопрос: «А не страшно словить-подхватить чего-нибудь космического в организм?», местные жители уверенно отвечают: «Да что мы, керосинку, что ли не отличим? А за чем-нибудь страшным тут ракетчики сами приходят». А более продвинутые вообще поясняют, что это не какие-то там обломки, а «обтекатели и элементы силового конуса боковых ракетных блоков». Так что зря клевещут злопыхатели, что космос – лишняя трата денег. В нашей стране космическая промышленность неотъемлемой частью вошла в жизнь далеких Пёзских деревень; падая буквально с неба, космические технологии продолжают свою работу на благо рыбаков и крестьян далекой Пёзы, заменив морально устаревшее дерево, но сохранив веками отработанные вид и форму речных судов пезины. Впрочем, и космические технологии уже в прошлом – «Бычье» для «Союзов» не используется с конца 70-х, а последний «Циклон» улетел в 2004-м. Вот и вспоминают жители снова, как лодки-то из дерева шить. (Уже после похода я рассказывал о нем в Шотовой, на Пинеге. Когда дошла речь до лодок, мужики-слушатели спросили – шитУхи, чтоль?) Ладно. Пока я тут про космодром заливал, уже давно водружен мотор на «ракету» (ах-да, самое-то главное. Если сшитая из дерева лодка – шитуха, то как же тогда назвать лодку, сделанную из «обтекателей и элементов силового конуса боковых ракетных блоков»? «Ракета», однозначно), Еще долго мы с Олежкой пытаемся заставить спутниковый телефон работать в качестве модема, это даже получается вроде, но с такими скоростями и надежностью, что, часа в два ночи, оставляем эту затею. Потому вам и пришлось читать о нашем движении, кто делал это on-line, в виде набора смс-ок на латинице. Нам это оказалось проще, чем выходить в интернет. 26 августа. Несмотря на поздний отбой, просыпаемся рано – от предчувствия сегодняшнего старта и нетерпения. В 9-00 отъезжаем от дома Николая, загрузив до предела обе наших машины. Еще дозаправка – заливаем в Мезени бензином все свободные емкости. Топлива у нас уйдет много, но проводники уже позаботились – в Бычье нас ждет одна 200-литровая бочка, в Мосеево – ещё одна, но точного понимания расхода у нас нет, кто его знает, как оно, с плотом-то, пойдет. Пока Деф заправляется, заезжаем за Олегом, живущим на Сорок километров от Мезени до поворота на Бычье проходят в разговорах, навеянных названиями сел и деревень на указателях. Тут вот вспомню про пё(е)зину. Вообще, вот это название жителей тех или иных населенных пунктов с окончанием на «а» - тоже местная особенность. Если жители всей Пёзы – пезина, то жители, скажем, Дорогорского – дорогОра, Заозерья – заозёра, и так далее. И даже жители Мезени не мещане, а мещана. Вот сразу в голове мордва, литва… Запомним пока, путь-то долгий, поразмышляем ещё. А вот о том, что у всех жителей деревень есть, помимо литературных, еще и свои, народные, прозвища – как раз поговорим. Но первый указатель рождает совсем другие мысли. Деревня Заакакурье. (Не знаю, что это название говорит вам, а у меня оно до сих пор ассоциировалось с прошлой жизнью. По пути из Минвод в Приэльбрусье есть село Залукокоаже. Я понимаю, что это из серии схожести Рабиндраната Тагора и Джавахарлала Неру, Мир с ними Обоими, но вот так). Но все оказалось гораздо проще – деревня находится за кУрьей – старицей или протокой. Это сейчас она просто Курья, а когда-то – Око Курья. Правда, такой анализ надо делать аккуратно, скажем, к пинежской деревне РУсковера он не подойдет. А вот следом за Заакакурьем поворот указывает на ЛАмпожню, в которой я бы увидел производное от «пОжня». Что ж. Остается довольствоваться тем, что лампожён называли кибасниками. Всё просто – кибасы – грузила для сетей из обожженной глины, иногда обшитые сверху берестой. - Я что, вслух? - Дак я тебе про то и говорю, прерывает не то мои мысли, не то монолог, Федотыч. «Кто идет? – Пезина. Что везет? – железину». Вот тебе и объяснение. - Только первая поговорка – «Не народ – пезина, не товар – железина» мне больше по душе, ёмче. И смысл приобретает она не уничижительный, а наоборот, демонстрирует превосходство – не какой-то там народец торговый идет, а сама пезина, которой доверили государево дело – руду медную возить. Железину. Не то что там товары какие-то. - Точно? - Да ваш трактор не спутаешь. И номера у меня переписаны – показывает он на тетрадку. – Хм. Хозяйке на заметку – имейте в виду, что паромщики фиксируют номера проезжающих машин, по своей, или нет, инициативе – мне не ведомо. Решаем ехать в Бычье. На втором, дальнем пароме паромщик уверенно нам говорит – проехали уже… Начинается самое неприятное – рутина сборки плавсредств. Следующий кадр важен – болотные расширители колес. Изобретателю – памятник.
По няше идет уверенно
Погода постепенно прояснятся – дождю, видимо, надоело, что мы его не боимся. А чего бояться-то – Деф оборудован на этот случай такой вот приспособой – «маркизой». Очень удобно под дождем собираться.
Продолжение - Часть1, "Вверх по Пёзе и Рочуге" - следует. Часть первая – «Вверх по Пёзе и Рочуге!»
«Долго, коротко ль, в дорогу Николай Окулов, «Родная сторонка»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|