7.4.2. Опросник «Цели в жизни» (Purpose in Life Test)
7. 4. 2. Опросник «Цели в жизни» (Purpose in Life Test)
Разработка теста. Опросник «Цели в жизни» – это старейший, признанный самим Франклом тест для изучения экзистенциального вакуума. Немецкоязычная версия американского теста была получена благодаря адаптации Бекера (Becker, 1985), в ходе которой из опросника были исключены шесть вопросов вследствие их недостаточной различительной силы (см. Lä ngle, Orgler, Kundi, 2000, 12). Тест прошел стандартизацию на выборке, превышающей 1000 испытуемых, и показал свою независимость от таких факторов, как возраст, пол, воспитание и уровень интеллекта. Он показал относительно константную ковариантность по отношению к депрессии, которую он также достаточно эффективно может измерять. Структура теста. Тест состоит всего из 20 вопросов – о том, как они были созданы, авторы ничего не сообщают. Вопросы направлены на определение настроения (11 пунктов), жизненных целей и общей осмысленности жизни.
Резюме
• В своих исследованиях экзистенцанализ пользуется как качественными подходами (например, феноменологическим анализом, изучением отдельных случаев), так и количественными тестовыми методами. • Три наиболее важных психометрических теста, основывающихся на концептах экзистенцанализа и используемых в актуальных исследованиях, это «Шкала экзистенции», «Тест экзистенциальных мотиваций» и «Тест экзистенциального качества жизни». • Другие тесты, предназначенные для изучения смысла, но имеющие сегодня лишь историческое значение, это логотест и опросник «Цели в жизни».
Глава 8 Введение в учение о мотивации
О чем вы узнаете из этой главы
Через мотивацию мы получаем доступ к человеку, поэтому учение о мотивации – это основной ключ к пониманию человека и его потенциала. В учении о мотивации рассматриваются те силы, которые приводят человека в движение и придают направленность его активности. В экзистенцанализе мы различаем психологическую и духовную мотивацию, психодинамику и ноодинамику. Если «слепая к ценностям» психодинамическая (психологическая) мотивация направлена только на поддержание жизни и снятие напряжения, духовная мотивация направлена на ценности и служит формированию жизни. То, как понимается мотивация в различных психотерапевтических направлениях, позволяет составить представление об имеющейся в том или ином подходе картине человека. В экзистенциальном анализе считается, что человек, по сути, всегда к чему‑ то мотивирован.
Учебные цели После прочтения этой главы вам нужно знать и понимать: • какое определение дается мотивации в экзистенциальном анализе; • что общего между психологической и духовной мотивацией и что отличает их друг от друга; • что мотивация всегда связана с персональными ценностями, поэтому через нее открывается доступ к человеку к его глубинным мотивам; • какова роль влечений и ценностей в учении о мотивации.
Что движет человеком? Что такое мотивация? Из каких сил складывается мотивационная сила? Какие концепции мотивации есть в различных психотерапевтических школах? Все эти важные вопросы теории мотивации рассмотрены в настоящей главе (это должно способствовать лучшему пониманию данного центрального для психотерапии концепта).
8. 1. Определение и прояснение понятий: что такое мотивация?
Мотивация и мотив. Слово «мотивация» производно от латинского movere, означающего «двигать», и является однокоренным со словом «мотор». Мотивация – это то, что приводит нас в движение. Другими словами, мотивация – это такой внутренний процесс, который вызывается «чем‑ то движущим». Такую «позитивно или негативно нагруженную цель» (стимул) мы называем мотивом.
Определение. Мотивации можно дать следующее определение:
Мотивация – это совокупность сил, приводящих в движение человеческое поведение и устанавливающих его направление.
Пояснение. Следует дополнительно пояснить отдельные понятия из этого определения: 1) «силы»: мотивация – это сила; 2) «совокупность сил»: говоря о совокупности сил, мы подразумеваем, что существуют различные силы, берущие начало в одушевленном теле (Leib), психике, духе, социуме и мире; 3) «действие этих сил»: особенность действия этих сил состоит в том, что они нечто приводят в движение, а именно поведение. Только в таком случае речь идет о мотивации (а не когда, например, определенные силы вызывают головную боль или запускают физиологический рефлекс); 4) «направление движения»: силы придают движению устойчивое направление; 5) «поведение»: мотивация необходима для поведения, а реакции запускает стимуляция, а не мотивация. Поведение предполагает принятие решения, то есть наличие воли. Отсюда следует, что цель мотивации состоит в том, чтобы привести в движение волю.
Мотивация – это движущая сила + направленность движения на определенную цель.
Психологическое описание. В психологии мотивация понимается как движущая сила и направленность движения на определенную цель[92]. Доступ к человеку. Таким образом, в учении о мотивации речь идет о взаимопроникновении внутренних движущих сил и внешних поводов (стимулов, оснований для действий). Мотивация открывает нам доступ к человеку. Через нее мы можем повлиять на человека и понять его. Отсутствие мотивации/демотивация. Отсутствие мотивации/демотивация – это всего лишь изменение актуальной мотивации по сравнению с имевшейся прежде. Например, страх может демотивирующим образом подействовать на процесс учения: вместо того чтобы учиться, человек начинает делать что‑ то другое. При более внимательном рассмотрении обнаруживается следующее:
По сути, человек всегда к чему‑ то мотивирован, даже если он ничего не делает, ведь он всегда вовлечен в какой‑ то процесс: он всегда что‑ то делает или чему‑ то позволяет происходить и по этому поводу всегда принимает решение[93].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|