Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Что такое помощь?




 

Образование необходимо для профессионального помощника. Работа консультанта или психотерапевта состоит в предложении профессиональной помощи. Помощь – это деятельность, направленная на другого. Мы получаем образование для того, чтобы овладеть необходимыми средствами, методами и диагностическими способностями, а также развить личную чувствительность к проблемам и нуждам пациентов; с этим связаны также и определенные опасности. Чтобы научиться оказанию адекватной помощи, необходимо образование.

Вопросы для самопознания. Для того чтобы заниматься сложными вопросами человеческого бытия, нужна не только теоретическая подготовка, но прежде всего самопознание, позволяющее лучше узнать самого себя как помощника. Поэтому необходимо разобраться со следующими вопросами:

1. Что такое помощь?

2. В чем она состоит?

3. Что она делает с помощником?

4. Что она делает с тем, кому помогают?

5. Какие опасности для всех участников связаны с помощью?

 

Профессиональному помощнику необходимо самопознание, чтобы хорошо разобраться с темой помощи.

 

Определение. Здесь необходимо привести некоторые теоретические выкладки, позволяющие включить тему помощи также в контекст экзистенциального анализа. В самом простом и общеупотребимом значении «помощь» можно определить так:

 

Помогать означает прилагать усилия для того, чтобы (благодаря помогающему) сделать возможным то, что другой человек в настоящее время не может сделать самостоятельно.

 

Компоненты помощи. Настоящая помощь состоит из следующих компонентов, которые можно упорядочить в соответствии с четырьмя фундаментальными мотивациями:

1‑ я фундаментальная мотивация: здесь‑ бытие.

Включаться, быть здесь, давать опору. Благодаря этому другой человек сам лучше может быть здесь. Привносить собственное «могу» там, где другой чего‑ то не может. Выдерживать тяжесть его проблем.

2‑ я фундаментальная мотивация: ценность.

Устанавливать отношения, стараться настроиться на другого и его ситуацию, чтобы почувствовать, что с ним происходит, что он чувствует. Делать то, что для другого хорошо, поскольку ему это нужно. Предпосылкой для этого является наличие хотя бы минимума отношений, из которых может появиться ощущение, что именно было бы хорошо для другого.

3‑ я фундаментальная мотивация: уважение.

Предлагать только ту помощь, за которую ты можешь отвечать, вести себя открыто и честно. Ограничивать помощь из уважения к другому, чтобы он мог сохранять свое достоинство, уважение к себе и автономность. Давать ему возможность принимать свои собственные решения и идти своим собственным путем.

4‑ я фундаментальная мотивация: смысл.

Помощь воспринимается обеими сторонами как осмысленная и полезная, если она служит таким целям, которые ощущаются как значимые. Помощь освобождает от растерянности, помогает прояснить смысловые взаимосвязи – и положение меняется к лучшему.

 

Пример 1. Предоставить врачебную помощь, чтобы помочь человеку выжить, является делом осмысленным, если этот человек хочет жить. Однако если смертельно больной человек, страдающий от боли, воспринимает продление жизни как нечто бессмысленное, то и для врача это уже больше не является «помощью», выживание пациента в его глазах больше не является ценностью, а остается «одним лишь страданием».

Пример 2. Дать алкоголику спиртное в период абстиненции означает, что в данный момент его страдания уменьшатся, однако в более широком контексте его жизни это наносит вред. Нельзя считать помощью то, что не приносит хорошего результата, не является «осмысленным».

 

Обобщая, можно сказать так: идеальная помощь оказывается с уважением к другому человеку, чтобы то, что он не может сделать сам, стало для него возможным, и потому что я это могу сделать.

Опасности, связанные с помощью. Поскольку помощь у нас пользуется особым социальным одобрением, часто воспринимается как нечто «обязательно хорошее», а в некоторых кругах считается, что оказывать помощь – это «всегда по‑ христиански», она нередко может становиться прикрытием для вредоносных действий или даже для злоупотреблений. За предлагаемой или оказываемой помощью может скрываться насилие, подавление, реализация власти, использование человека в собственных целях (например, для повышения самоценности! ), прикрытие для невозможности справиться с собственными дефицитами и нуждами, угрозы («сейчас я тебе помогу! ») и т. д. И это далеко не полный список.

Помощь как принуждение. Особое внимание нужно обращать на те случаи, когда мотивация помощи (чаще всего незаметно для самого помощника) становится принуждающей. Чаще всего это происходит тогда, когда помогающий сам испытывает страдания, которые причиняют боль и которые он не смог проработать, а также когда у помощника присутствуют страхи или подавленное чувство вины.

 

Для профессионального помощника важно уметь видеть связанные с помощью опасности.

 

Помощь как злоупотребление. Такая помощь причиняет вред не только помогающему, но прежде всего тому, кому помогают. Следует сказать в первую очередь об опасности злоупотреблений, которые могут встречаться в самых разнообразных проявлениях и которые далеко не всегда распознаются как таковые тем, кому оказывается помощь (да и самим помогающим). Злоупотребления могут осуществляться на финансовом, эмоциональном, социальном или сексуальном уровне (см. «Этический кодекс психотерапевтического консультирования», разработанный австрийским Министерством здравоохранения, используемый также в GLE и считающийся обязательным для его членов).

Последствия неправильной помощи. Неправильно оказанная помощь может иметь для того, кто ее получает, следующие последствия:

• лишать его мужества и делать слабым;

• портить имеющиеся у него отношения;

• выставлять его некомпетентным, понижать чувство самоценности, лишать самостоятельности;

• способствовать его обособлению, вызывать у него чувство, что он является лишь обузой, вытеснять его на обочину сообщества;

• делать его зависимым и препятствовать его развитию.

 

Неправильная помощь имеет негативные последствия.

 

Способности помощника. Настоящий помощник должен иметь следующие способности:

• уметь выдерживать страдания;

• принимать расположение, симпатию со стороны того, кому он оказывает помощь, не используя такое отношение к себе в своих интересах;

• помогать справиться с имеющимся чувством вины;

• не использовать оказание помощи как первоочередной источник для получения признания и чувства самоценности.

Оказание помощи должно быть позитивным опытом и для самого помощника. Вышесказанное не означает, однако, что оказание помощи не должно быть чем‑ то значимым для самого помощника. Мотивами для оказания помощи могут быть получение опыта, установки, вера, ценности, благодарность или солидарность (если я сам ранее пережил ценность помощи). Исходя из этих оснований, помощь может либо быть предложена безвозмездно кому‑ то, либо оказываться на профессиональной основе. Конечно, оказание помощи может и должно давать что‑ то и самому помощнику, повышать самоценность, приносить смысл и радость. Если этого не происходит, то помощнику следует задуматься о том, не позволяет ли он злоупотреблять собой или эксплуатировать себя.

Разница между настоящей помощью и злоупотреблением под видом помощи. Критерий отличия настоящей помощи от злоупотребляющей таков: о чем для помогающего речь идет в первую очередь – о собственной пользе или выгоде, когда пациент осознанно или неосознанно используется им для этой цели, или собственная польза лишь вторична и производна от бескорыстной помощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...