Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.2. Что общего между различными мотивациями? Дифференциация между ноодинамикой и психодинамикой




8. 2. Что общего между различными мотивациями? Дифференциация между ноодинамикой и психодинамикой

 

Основы мотивации. Если посмотреть, что общего есть у разных видов мотивации, то можно обнаружить, что в качестве основ (соотнесенных с переживанием) любой мотивации всегда встречаются следующие элементы:

затронутость. Мотивировать может то, что меня касается, «имеет ко мне отношение»;

эмоции. Мотивация тесно связана с эмоциями, даже если они не осознаются;

мотивационная готовность. Поскольку у человека есть жизненные силы, он всегда обладает определенной мотивационной готовностью;

у мотивации всегда есть задний план, и не один. За каждым мотивом можно проследить определенную череду того, что стоит за ним, так раскрывается история мотивации, подобно выложенным в определенном порядке на столе костяшкам домино. В конечном итоге все мотивации приводят к фундаментальным мотивациям;

открытый результат. Результат не предопределяется мотивацией, вопрос об этической ценности результата (ответственности) остается открытым. Сама по себе мотивированность (например, «хотеть хорошего») не является оправданием для поведения и последствий (это было бы «психологическим редукционизмом»);

 

В конечном итоге все мотивации восходят к фундаментальным мотивациям.

 

субъективно позитивное. Мотивом может быть только то, что субъективно переживается или представляется как нечто позитивное. Оно оценивается на персональном и/или психическом уровне и является чем‑ то, что имеет ценность и/или доставляет удовольствие.

Психологические или персональные мотивы. Все бесчисленное количество мотивов можно разделить на две большие группы: психологические и персонально‑ экзистенциальные (духовные). На общий вопрос теории мотивации: «Что приводит человека в движение? » можно дать ответ, основываясь на классификации, в основе которой лежит дифференциация психологических и персонально‑ духовных мотивов.

4. Психологические мотивы.

В широко известной классификации, предложенной Кретчем и Кратчфильдом (Krech, Crutchfield, 1985, 308ff), есть следующие основные категории человеческих мотивов:

дефицитарные мотивы (связанные с нехваткой, недостатком): служат целям выживания и безопасности, поддержания гомеостаза и снятия напряжения. К таким мотивам относятся страстное желание, вожделение, потребности, связанные с голодом и сексуальностью, а также зависть, ревность, жадность, тщеславие и т. п.;

защитные мотивы: агрессия, если она используется для защиты, бегство, рефлекс мнимой смерти и т. д. К этой группе относятся все копинговые реакции;

мотивы профицита (связанные с избытком, переполнением): «избыточные мотивы» служат целям удовлетворения и роста, например стремление к отреагированию (ярость, гнев, радость, любовь и т. п. ), функциональное удовольствие, испытываемое от процесса совершения деятельности, потребность в движении.

 

Психологические и персональные мотивы приводят человека в движение.

 

5. Персонально‑ экзистенциальные (духовные) мотивы [94].

Содержания фундаментальных мотиваций. Сюда относятся содержания четырех фундаментальных мотиваций: стремление к правде, стремление к ценности, стремление к справедливости и аутентичности, стремление к смыслу. Во всех фундаментальных мотивациях речь идет о достижении, улучшении (повышении) и сохранении (защите) той или иной ценности.

Соотношение между психологическими и персональными мотивациями. На рис. 34 показано соотношение между психологическими и персонально‑ экзистенциальными мотивациями, из него также видно принципиальное различие между психодинамикой и экзистенциальной динамикой (ноодинамикой).

Феноменологическое переживание таково, что психологические мотивы скорее толкают, гонят человека, а ценности скорее притягивают, манят. С этим связан тот факт, что в случае мотивации психологической возникает целый спектр возможных предметов удовлетворения потребности, в то время как в случае мотивации духовно‑ персональной, напротив, происходит фокусировка на конкретном предмете потребности. Ценность ведет к селекции возможностей, то есть центрирует человека на конкретном визави, например когда речь идет о том, чтобы найти друга. Психодинамическую мотивацию можно удовлетворить с помощью широкого спектра возможностей, например голод можно утолить любой пищей, здесь не требуется какое‑ то специфическое блюдо.

Личностные качества представляют собой заранее существующие склонности, и у человека есть тенденция следовать им. При этом они дополнительно усиливают (или ослабляют) мотивационные силы: к чему человек склонен по природе своей (например, к точному восприятию вещей или к тому, чтобы делать все очень тщательно, даже перестраховываться), к тому его легче и замотивировать – неважно, на психологическом или на ноэтическом уровне.

 

Психологические мотивы скорее подталкивают человека, а персональные – скорее притягивают.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...