Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свобода и ответственность личности




Внутренний мир человека

Духовный (внутренний) мир личности – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей. Структура духовного мира человека:

  • Познание(интеллект) – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
  • Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
  • Чувства– эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
  • Мировоззрение

Важнейшие составляющие духовного мира человека — мировоззрение, убеждение, вера. Мировоззрение –сложная система взглядов человека на мир, которые разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т.д.).

  1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
  2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
  3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
  4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
  5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
  6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); в нем могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм; тесно связано с убеждениями.

Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Характеристика м/зр:

Ø комплексность мировосприятия,

Ø наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности

Ø мировоззрение человека складывается в процессе его социализации и активной жизнедеятельности как члена общества.

Ø эта индивидуальная система ценностей и норм, помогающая воспринимать любые объекты, явления, процессы. При этом индивидуальный опыт человека, яркие значимые события его жизни могут вносить коррективы в сложившиеся фильтры восприятия.

С течением времени, оценочных суждений об окружающем мире и их систематизации, у человека складывается устойчивая система взглядов на мир — его мировоззрение. Так как в основе формирования мировоззрения лежали общепринятые ценности какой-либо социальной общности, мировоззрение ее членов будет сходно.

Выделяют следующие виды мировоззрения:

  • обыденное, формируется стихийно, являясь результатом непосредственного жизненного опыта человека.
  • Религиозное – это мировоззрение, сформированное на основе осознания и принятия человеком определенного религиозного учения, выстроенной этим учением картины мира.
  • научное, опирается на достижения науки, научную картину мира. Его слабость выражается в недостаточной вовлеченности человека в конструируемый им образ мира.
  • Гуманистическое — мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Назовите любые три типа мировоззрения. Составьте 2 предложения с понятием «мировоззрение»

Поведение человека

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Почему? Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.

       
 
Деятельность
 
Поведение



       
 
Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели
 
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива, последствий, намерений и дел, целей и средств.

 

 


Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение». Социальное поведение - поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Виды социального поведения: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общественного положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

Ø связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;

Ø связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

Ø связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

Виды социального поведения
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

 

 
 

 

 


 

 

       
   
 
 
Привычка

 


Свобода и ответственность личности

Вопрос: В чем смысл понятия свободы для вас?

Обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.)?

Свобода есть познанная необходимость Свобода - это возможность поступать так, как хочется
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

 

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

 

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Свобода есть там, где есть выбор. Но свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

Познание

- активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.

- процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

- творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

Знание – результат познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики.

Знание
При соотношении знания и веры, вера играет значимую познавательную роль, стимулируя получение новых знаний.

       
   


Научное

                                                     
   
Обыденное (Повседневное)
     
 
   
 
   
1. здравый смысл 2. повседневный опыт
 
Знание, выработанное усилиями специалистов (ученых)
 
   
Знание
   
       
 
 
   
Явное – выраженное в языке
 
Неявное – связано с навыками и умениями
 
   
Знание
 
Незнание
     
 
 
 
Субъект – человек, наделенный сознанием и волей.
 
Объект – предметы и явления природы, независимые от воли и сознания.
   
 

 


Незнание (заблуждение) – в науке – это проблемы, тайны, вопросы, задачи

в обыденной жизни – «тайна», «загадка», «секрет»

Находится между старым и новым знанием. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

Ложь – сознательное искажение образа объекта

Классификация познания по функциям:

· Обыденное · Мифологическое · Религиозное · Художественное
  • Философское
  • Научное
  • Социальное

Гносеология – теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания.

Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Цель познания – достижение истины, т.е. достоверной информации, соответствующей действительному положению вещей. Объективность знания зависит от:

  • Истинности
  • Состояния предшествующего знания
  • Широты кругозора
  • Духовной активности познающего субъекта.

Виды знаний

               
 
Чувственное (эмоциональное) познание
 
Рациональное познание
   
 
   
 
 
 
 
интуиция

 


Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность постижения истины через «озарение», «наитие», «прозрение» без опоры на логические обоснования, доказательства.
Формы: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции:
  • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
  • интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
  • непосредственность;
  • наглядность и предметность;
  • воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции:
  • внезапность;
  • неполная осознанность;
  • непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

6. Виды знаний:

· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Сводится к констата­ции фактов и их описанию).

· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

· Художественное – строится на образе (Отображение мира и человека в нем. Строится на образе)

· Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов)

· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и его интеллектуальной деятельности

Истина, ее критерии.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Истина это:

соответствие знаний действительности;

то, что подтверждено опытом;

некое соглашение, конвенция;

— свойство самосогласованности знаний;

полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина есть процесс постижения объекта в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто,

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития об щества, который обусловливает способы получения знания; это знание, зависящее от определенных условий,места и времени его получения,

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Критерий истиныэто то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:

· соответствие законам логики;

· соответствие ранее открытым законам той или иной науки;

· соответствие фундаментальным законам;

· практика

· простота, экономичность формы;

· парадоксальность идеи.

Практикацелостная органическая система активной материа льной деятельности людей, направленная на преобразован ре альной действительности, осуществляющаяся в определенном социокулътурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд),преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

 

Научное познание

- особый вид познания, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности:

­ Объективность

­ Категориальность (развитость понятийного аппарата)

­ Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью

­ Проверяемость

­ Высокий уровень обобщения знаний

­ Универсальность

­ Использование специальных способов и методов познавательной деятельности

Уровни научного знания

Эмпирический Теоретический
Выявление объективных фактов Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Формы научного познания

Научный факт Проблема

Эмпирический закон Гипотеза

Теория

Методы научного познания:

· Наблюдение Эмпирические

· Эксперимент

· Измерение

· Систематизация

· Описание Универсальные

· Сравнение

· Анализ и синтез

· Дедукция и индукция

· Аналогия

· Моделирование Теоретические

· Абстрагирование

· Идеализация

Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлением и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Бывают теоретическими и практическими. Предполагает наличие противоположных позиций.

Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обоснованности. При проверке превращается в теорию либо отбрасывается.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Структура теории:

· Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.

· Логика и методология (для построения теории)

· Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории. Закон – ключевой момент любой теории, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод – орудие, средство познания, правило действия субъекта.

Задание: найти и конкретизировать методы и способы научного познания.

Ненаучное познание

Способы и формы ненаучного познания мира:

· Миф · Опыт повседневной жизни (жизненная практика) · Народная мудрость · Здравый смысл · Художеств. освоение мира (искусство) · Паранаука

Мифологическое познание.

Миф (с греч. «слово») – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях. Миф – общественное соткание древнего человека. Наиболее ранее духовная форма культуры человека. В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д.; отражалось понимание природных явлений. Как правило, мифологические события отделены значительным временным промежутком. Миф не только рассказывает о прошлом, но и будущем.

1. Неотчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, пространственных и временных отнош.

2. Замена науч. принципа объяснения вещи и мира в целом, рассказом о происхождении и сотворении.

3. Очеловечивание природы, т.е. перенесение на мир человеческих черт.

4. Эмоциональная образная форма восприятия мира.

Мифы можно разделить на несколько категорий:

I. Героические – скрывают реальные события.

II. Этиологические – объясняют происхождение названия, обрядов, обычаев.

III. Космогенические – о происхождении мира, о происхождении хаоса в космосе, о борьбе героев и богов с демоническими силами.

IV. Календарные – о смене времён года, об умерших и воскресших богах.

V. Эсхатологические – описывают гибель космоса, конце мира и космоса, о воскрешении мира.

VI. Биографический – рождение, происхождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Опытное познание.

Черты опытного познания.

1) В отличие от науки, где знание самоцель, знание это побочное явление.

2) Обязательный способ формирования, ученичество у опытного наставника.

3) Опытному познанию способствует свой язык.

4) Большинство опытных знаний не требует теоретического обоснования.

5) Человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу.

Мудрость.

Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей.

На ранних этапах истории мудрость присваивалась богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей.

Мудрость – умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов повеления для разных случаев является то, что она не однородна, противоречива.

Здравый смысл – явление достаточно консервативное, он меняется мало, новые сведения с трудом вытесняют старые, однако всё-таки с течением времени изменения происходят.

Паранаука.

Паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.

Паранаука используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научными знаниям.

Паранаука отличается претензией на универсальность. Паранаука не стремиться к ответам на вопросы, она безапелляционно использует подобную формулу, объясняя с её помощью причины болезни и др. проявления чел-ка. Для паранауки характерны также завышение претензии на внимание к себе. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. Для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые противоречат или не соответствуют используемым ею методам.

Искусство.

Искусство не ограничивается познанием мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но он даёт возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. С помощью художественного образа искусство создаёт своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Виды искусства?

Самовоспитание — сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных целей, ценностей, идеалов. Можно выделить необходимые составляющие процесса самовоспитания. Это самоанализ, самоотчет и самоконтроль.

Самовоспитание начинается с анализа человеком своих индивидуальных особенностей, скрытых возможностей и определения желаемых достижений. Ожидаемых результатов самовоспитание может дать лишь благодаря особому желанию добиться каких-либо изменений в себе, собственной воле, последовательности в достижении поставленных целей. Существуют различные приемы самовоспитания. К ним можно отнести самоободрение, самовнушение, самоприказ. Возможности человека совершенствовать себя, другими словами, возможности самовоспитания безграничны.

Самоконтроль — осознание и оценка человеком своих собственных действий, психических процессов и состояний. Иными словами, это способность контролировать свои действия в соответствии с правилами поведения в обществе и собственной системой ценностей. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.

Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Кроме случаев, когда самообразование бывает вынужденным (например, в связи с болезнью), существует необходимость непрерывного процесса самообразования и после окончания учебных заведений. Изменения в обществе, науке и технике требуют от человека постоянного соответствия требованиям, которые ему предъявляет меняющаяся социальная действительность и производственная деятельность. В связи с этим процесс самообразования сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Самопознание — процесс познания личностью самой себя, своего «Я», своих возможностей (физических, интеллектуальных, духовных, волевых), качеств, устремлений, влечений и т. д. в сопоставлении с достоинствами и недостатками окружающих ее людей и своим прошлым опытом; один из важнейших регуляторов жизнедеятельности и поведения личности. Самопознание связано с такими процессами, как самооценка, самонаблюдение, но является гораздо более сложным процессом: сведения о себе человек получает не только в результате самонаблюдения и самооценки, но и из внешних источников, включая оценки окружающими его образа жизни и способов деятельности.

Самопознание проявляется в жизни человека уже в раннем детстве (стремление ребенка отделить себя от физического мира), но по-настоящему заявляет о себе в подростковом возрасте, когда начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Литература, искусство (театр, кино), телевидение (особенно последнее) активизируют процесс социализации личности, приобщение ее к решению «вечных» проблем и вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» и др.

Самопознание предполагает наличие у человека определенного опыта познавательной деятельности (навыков, умений и способностей получать достоверное знание}. Самопознание, связанное с получением знания о себе, активно влияет на дальнейшее саморазвитие, самосовершенствование личности (см. Самореализация}.

Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Осуществляется в многообразной как индивидуальной, так и совместной деятельности, в ходе которой личность познает то, что ей дано природой, и развивает собственные потенции. Значительную роль в этом процессе играет самопознание, самообразование и самовоспитание.

Наиболее полная реализация внутренних сил возможна в том случае, если личность, вовлеченная в различные сферы и формы деятельности, стремится последовательно и целенаправленно претворять в жизнь значимые для нее цели, планы, идеи, проекты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...