Общие тенденции в развитии образования
Задание: раскрой сущность тенденции
Компоненты
Ø Ø Ø Ø Ø Ø
Мораль Слово «мораль» происходит от латинского moralis, mores, что означает «обычаи», «нравы», «нравственный». Это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Пороки тоже совпадают — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло. У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь. Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребности и установки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими понятию морали являются нравственность, совесть, этика. Мораль внеинституциональна, но пронизывает все общественные отношения, она может закрепляться в религии, обычаях, законах, нормах поведения и т.д. При отсутствии экономического роста общество не погибнет, люди будут продолжать жить даже в нищете, а вот при разрушении морали - оно обречено, ибо это влечет за собой разрушение всех социальных связей, в т.ч. и экономических. Мораль жизненно необходима как для общества, так и для человека. Мораль является предметом изучения такой философской науки, как этика. Гегель отмечает рождение в лице Сократа внутреннего понимания совести в античности, которое он определяет как "мораль", в отличие от внешнего - нравов. Сейчас, говоря о морали, мы в большей степени имеем в виду общество, приближаемся к праву, а, говоря о нравственности, подчеркиваем индивидуальные установки и поведение человека.
_______________________ Раскрой суть высказываний: 1.«Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающим себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить.... Мораль отнюдь не нуждается в религии». (И.Кант)
2.«Человечность человека покоится в его сущности» (Хайдеггер) Моральный выбор начинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков. Обычай ближе к слову нравы, это широко распространенные в обществе массовые стереотипы поведения, не нуждающиеся в глубинной индивидуальной мотивировке (об этом говорит известное высказывание: "о времена, о нравы"). Нравы не направляют человека к самосовершенствованию, в то время как мораль зачастую противоречит принятым в обществе манерам поведения. Если мораль исходит из максимы "так должно поступать, ибо так истинно и добродетельно", то обычай - "так должно поступать, потому что так поступают все". Право также не призывает человека к самосовершенствованию. Оно стремится цивилизованным способом разрешать конфликты интересов, находя их разумный, возможный компромисс. В отличие от норм права соблюдение норм морали обеспечивается не контролем со стороны государства, а совестью человека. Без морали и совести нет человека как социально-духовного существа. Моральному человеку труднее сохранить в себе человечность, а аморальный человек, не испытывающий мук совести и живущий "в свое удовольствие". Исторические формы морали: В родовом обществе мораль в современном смысле слова, как внутренний критерий поведения человека, отсутствовала. Личность еще не выделяла себя из родового коллектива, а ведь мораль исключительно личностна. Единственным критерием поведения выступали религиозные принципы, основанные на табу – запретах. В древних культурах мораль была слабо развита, характеризовалась кровной местью - талионом, принципом которого было "око за око, зуб за зуб".
Мораль оказывается возможной лишь в достаточно развитых обществах, находящихся на цивилизационной и государственной стадии развития. Возникает вместе с появлением философии и развитых форм религиозного сознания (мировые религии, монотеизм). Так называемое золотое правило морали, сформулированное впервые Конфуцием: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе самому. Знаменательно то, что данное правило одновременно появляется в совершенно различных культурах: оно отражается в Махабхарате, затем в Евангелии от Матфея и, наконец, в этике Канта. "Золотое правило" представляет собой лишь минимум морали, крайне необходимый для общества, но недостаточный с точки зрения морального идеала. Человек должен не просто воздерживаться от зла, но творить благо. Высшим проявлением морали – бескорыстная любовь. Развитие норм морали
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:
1. «Золотое правило морали». (В чем суть правила?) 2. Моральная автономия личности, т.е. личность самостоятельно делает выбор нравственных принципов своих действий, значит, и несет ответственность за свои действия как перед собой, так и перед обществом. 3. Гуманизм – забота о благополучии и счастье каждого человека. Заполни таблицу:
Общественный прогресс Общественные процессы · Реформы – преобразования, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения это нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему, обычно охватывает только одну-две сторону жизни. Могут быть экономические, политические, социальные. · Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественно жизни, затрагивающее основы существующего строя. Виды: кратковременные и долговременные Задание: привести примеры реформ и различных видов революций. · Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. На современном этапе дилемма «реформа – революция» заменена на «реформа – инновация». Почему? · Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. «Первичная» модернизация» - процесс переходи к капитализмы на Западе. Далее идет «вторичная» или «догоняющая», когда идет ориентир на образец. · Прогресс – движение вперед – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному. Есть области, в которых понятие прогресса не применимо - это относительность прогресса. Часто совершенствование в одной области может обернуться потерями в другой. Одним социальным силам прогресс может быть выгоден, а другим – нет. В этом противоречивость прогресса. Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума Совершенствование нравственности людей Развитие производительных сил, включая и самого человека Прогресс науки и техники Возрастание степени свободы, которую общество может дать человеку. Речь прежде всего о «социальном прогрессе», т. е. развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия своего существования и самих себя.
· Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. · Стагнация – задержка движения вперед, возможно даже остановка. · Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Причины глобализации: Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям Переход от централизации экономики к децентрализации Переход от национальной экономики к мировой Переход от альтернативного выбора (или/ или) к многообразию выбора Использование новых коммуникационных средств
Задание: 1. Выделить позитивные и негативные последствия процесса глобализации. 1. Составить развернутый план ответа на тему: «Глобальные проблемы современности»
Исторический процесс:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|