Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие тенденции в развитии образования




Задание: раскрой сущность тенденции

Тенденция Сущность
Демократизация системы образования  
Рост продолжительности образования  
Непрерывность образования  
Гуманизация образования  
Гуманитаризация образования  
Интернационализация процессов образования  
Компьютеризация процесса образования  

 

 

Компоненты

               
   
 
   
 
 
· Дошкольные образовательные учреждения · Общеобразовательные школы (гимназии) · Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) · Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.) · Духовные учебные заведения (семинарии, духовные, академии, теологические факультеты и т. д.) · Университеты, колледжи, технические школы · Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров · Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)  
   
· Гуманистический характер образования · Приоритет общечеловеческих ценностей · Право личности на свободное развитие · Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур · Общедоступность образования · Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых · Светский характер образования в государственных учреждениях · Свобода и плюрализм в образовании · Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений  
 

 

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

 

 


Мораль

Слово «мораль» происходит от латинского moralis, mores, что означает «обычаи», «нравы», «нравственный». Это форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Большинство народов мира сейчас имеют неко­торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром­ность, гуманизм, мудрость и др. Пороки тоже совпадают — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.

Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об­щие понятия, которые позволяют оценивать дей­ствия и поступки людей. Добро — главная цен­ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло. У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственно­сти за выбранный путь.

Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи­саний, образцов поведения; потребности и уста­новки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени­ями о добре и зле. Очень близкими понятию мо­рали являются нравственность, совесть, этика. Мораль внеинституциональна, но пронизывает все общественные отношения, она может закрепляться в религии, обычаях, законах, нормах поведения и т.д. При отсутствии экономического роста общество не погибнет, люди будут продолжать жить даже в нищете, а вот при разрушении морали - оно обречено, ибо это влечет за собой разрушение всех социальных связей, в т.ч. и экономических. Мораль жизненно необходима как для общества, так и для человека. Мораль является предметом изучения такой философской науки, как этика.

Гегель отмечает рождение в лице Сократа внутреннего понимания совести в античности, которое он определяет как "мораль", в отличие от внешнего - нравов. Сейчас, говоря о морали, мы в большей степени имеем в виду общество, приближаемся к праву, а, говоря о нравственности, подчеркиваем индивидуальные установки и поведение человека.

_______________________

Раскрой суть высказываний:

1.«Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающим себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить.... Мораль отнюдь не нуждается в религии». (И.Кант)

 

2.«Человечность человека покоится в его сущности» (Хайдеггер)

Моральный выбор начинается тогда, когда че­ловек сталкивается с необходимостью действо­вать «правильно», т.е. в соответствии с нравствен­ными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, на­правлений и характера своих поступков.

Обычай ближе к слову нравы, это широко распространенные в обществе массовые стереотипы поведения, не нуждающиеся в глубинной индивидуальной мотивировке (об этом говорит известное высказывание: "о времена, о нравы"). Нравы не направляют человека к самосовершенствованию, в то время как мораль зачастую противоречит принятым в обществе манерам поведения. Если мораль исходит из максимы "так должно поступать, ибо так истинно и добродетельно", то обычай - "так должно поступать, потому что так поступают все".

Право также не призывает человека к самосовершенствованию. Оно стремится цивилизованным способом разрешать конфликты интересов, находя их разумный, возможный компромисс. В отличие от норм права соблюдение норм морали обеспечивается не контролем со стороны государства, а совестью человека. Без морали и совести нет человека как социально-духовного существа. Моральному человеку труднее сохранить в себе человечность, а аморальный человек, не испытывающий мук совести и живущий "в свое удовольствие".

Исторические формы морали:

В родовом обществе мораль в современном смысле слова, как внутренний критерий поведения человека, отсутствовала. Личность еще не выделяла себя из родового коллектива, а ведь мораль исключительно личностна. Единственным критерием поведения выступали религиозные принципы, основанные на табу – запретах. В древних культурах мораль была слабо развита, характеризовалась кровной местью - талионом, принципом которого было "око за око, зуб за зуб".

Мораль оказывается возможной лишь в достаточно развитых обществах, находящихся на цивилизационной и государственной стадии развития. Возникает вместе с появлением философии и развитых форм религиозного сознания (мировые религии, монотеизм). Так называемое золотое правило морали, сформулированное впервые Конфуцием: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе самому. Знаменательно то, что данное правило одновременно появляется в совершенно различных культурах: оно отражается в Махабхарате, затем в Евангелии от Матфея и, наконец, в этике Канта. "Золотое правило" представляет собой лишь минимум морали, крайне необходимый для общества, но недостаточный с точки зрения морального идеала. Человек должен не просто воздерживаться от зла, но творить благо. Высшим проявлением морали – бескорыстная любовь.

Развитие норм морали

Наименование нормы Сущность Характер нормы Чем поддерживается Эпоха возн-ения
Табу Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на «неприкасаемые предметы» Распространяются среди членов общины Боязнью перед какими-то силами или существами, актом наказания   Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах Распространяются среди членов общины или небольшой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбор Авторитет общественного мнения
Традиции Вид обычая, отличающийся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные формы поведения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяется за пределами одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение. Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение родоплемен-ного строя

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

1. «Золотое правило морали». (В чем суть правила?)

2. Моральная автономия личности, т.е. личность самостоятельно делает выбор нравственных принципов своих действий, значит, и несет ответственность за свои действия как перед собой, так и перед обществом.

3. Гуманизм – забота о благополучии и счастье каждого человека.

Заполни таблицу:

Нормы морали Нормы права
Общее
Различия
 
 

Общественный прогресс

Общественные процессы

· Реформы – преобразования, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения это нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему, обычно охватывает только одну-две сторону жизни. Могут быть экономические, политические, социальные.

· Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественно жизни, затрагивающее основы существующего строя. Виды: кратковременные и долговременные

Задание: привести примеры реформ и различных видов революций.

· Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. На современном этапе дилемма «реформа – революция» заменена на «реформа – инновация». Почему?

· Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. «Первичная» модернизация» - процесс переходи к капитализмы на Западе. Далее идет «вторичная» или «догоняющая», когда идет ориентир на образец.

· Прогресс – движение вперед – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному. Есть области, в которых понятие прогресса не применимо - это относительность прогресса. Часто совершенствование в одной области может обернуться потерями в другой. Одним социальным силам прогресс может быть выгоден, а другим – нет. В этом противоречивость прогресса. Критерии прогресса:

­ Развитие человеческого разума

­ Совершенствование нравственности людей

­ Развитие производительных сил, включая и самого человека

­ Прогресс науки и техники

­ Возрастание степени свободы, которую общество может дать человеку.

Речь прежде всего о «социальном прогрессе», т. е. развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.

Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия своего существования и самих себя.

 

· Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

· Стагнация – задержка движения вперед, возможно даже остановка.

· Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Причины глобализации:

­ Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям

­ Переход от централизации экономики к децентрализации

­ Переход от национальной экономики к мировой

­ Переход от альтернативного выбора (или/ или) к многообразию выбора

­ Использование новых коммуникационных средств

 

Задание: 1. Выделить позитивные и негативные последствия процесса глобализации.

1. Составить развернутый план ответа на тему: «Глобальные проблемы современности»

 

 

Исторический процесс:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...