Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.
«религия» - от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение и др. - вера в сверхъестественное (в Бога) - совокупность взглядов и представлений, система верований, объединяющих признающих их людей в единую общность - форма приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей - мировоззрение и мироощущение - соответствующее поведение и специфические действия (культ), Религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства, поклонения культу предков. Об этом свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое "существо", так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Богословско-теологический подход: религия существовала всегда, существует вместе с человеком, результат связи человека с богом. Материалистический подход: продукт человеческого сознания; возник из-за беспомощности и бессилия первобытного человека, зависящего от стихийных сил природы.
Основные функции (роли) религии · Мировоззренческая - религия, по мнен. верующих, наполняет их жизни особым значением и смыслом. · Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая (удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью). · Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми и т.д. · Регулятивная - вырабатываются в каждой религиозной традиции своеобразная программа поведения людей. · Интегративная - людям осознают себя как единую религиозную общность · Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях · Культурная (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.) · Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Первобытные религии: · магия · фетишизм · анимизм · шаманизм · тотемизм · антропоморфизм Мировые религии: · буддизм · христианство · ислам Задание: о мировых религиях краткую информацию подготовить. Наука и общество · Наука – подсистема духовной сферы общества, особая форма общественного сознания, отражающая действительность в специфической форме научных представлений, понятий, законов, теоретических систем; · Систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах опытных исследований и воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме; · Форма познания; · Элемент культуры, являющийся как системой объективных знаний, так и непосредственной производительной силой общества; · Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир;
· Особая система знаний; · Система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (НИИ, Академия наук, вузы); · Являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства;
В качестве базовых целей науки выступают — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Особенность научных знаний заключается в их глубоком проникновении в суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Иногда теория заставляет по-новому интерпретировать известные факты. Важнейшим свойством научных знаний является: 1) получение за счет использования специального оборудования 2) получение в ходе научной дискуссии 3) возможность опытного подтверждения
Функции науки: · теоретико-познавательная функция, заключающаяся в проникновении в сущность вещей, накоплении и синтезе научного знания · прикладная, предполагающей участие науки в преобразующей деятельности человека и общества. · прогностическая – прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрытие возможных опасных тенденций развития общества, определение путей преодоления этих последствий. Рассматривая науку в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяют три группы выполняемых ее социальных функций: культурно-мировоззренческая функция, функция производительной силы общества и катализатора (усилителя) процесса непрерывного совершенствования производства, функцию социального развития и управления им. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения новых каналов ее взаимодействия с обществом. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время? — это проблема социальной ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее.
Система наук: - естественные - общественные (гуманитарные) - технические Виды наук: фундаментальные и прикладные Задание: 1. привести примеры наук 2. назвать черты современной науки 3.выписать 5 основных этических ценностей науки Внутренние законы науки: преемственность чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов -?? сочетание процессов дифференциации и интеграции углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Наука и паранаука:
История науки: Ø Наука возникла в Древней Греции. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. Ø В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г.Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества.
Ø С 17 в. в Европе процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в 19в. появляется и само слово «ученный». В конце эпохи Возрождения сложились предпосылки дли возникновения современной науки. На рубеже 19-20 в. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь особым видом - духовным производством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|