Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии.




 

«религия» - от лат. religioсовестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение и др.

- вера в сверхъестественное (в Бога)

- совокупность взглядов и представлений, система верований, объединяющих признающих их людей в единую общность

- форма приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей

- мировоззрение и мироощущение

- соответствующее поведение и специфические действия (культ),

Религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства, поклонения культу предков. Об этом свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями.

Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое "существо", так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет.

Богословско-теологический подход: религия существовала всегда, существует вместе с человеком, результат связи человека с богом.

Материалистический подход: продукт человеческого сознания; возник из-за беспомощности и бессилия первобытного человека, зависящего от стихийных сил природы.

Основные функции (роли) религии

· Мировоззренческая - религия, по мнен. верующих, наполняет их жизни особым значением и смыслом.

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая (удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью).

· Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми и т.д.

· Регулятивная - вырабатываются в каждой религиозной традиции своеобразная программа поведения людей.

· Интегративная - людям осознают себя как единую религиозную общность

· Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях

· Культурная (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Первобытные религии:

· магия

· фетишизм

· анимизм

· шаманизм

· тотемизм

· антропоморфизм

Мировые религии:

· буддизм

· христианство

· ислам

Задание: о мировых религиях краткую информацию подготовить.

Наука и общество

· Наука – подсистема духовной сферы общества, особая форма общественного сознания, отражающая действительность в специфической форме научных представлений, понятий, законов, теоретических систем;

· Систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах опытных исследований и воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме;

· Форма познания;

· Элемент культуры, являющийся как системой объективных знаний, так и непосредственной производительной силой общества;

· Теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир;

· Особая система знаний;

· Система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (НИИ, Академия наук, вузы);

· Являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства;

 

В качестве базовых целей науки выступают — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Особенность научных знаний заключается в их глубоком проникновении в суть явлений, то есть в их теоретическом характере. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Иногда теория заставляет по-новому интерпретировать известные факты.

Важнейшим свойством научных знаний является:

1) получение за счет использования специального оборудования

2) получение в ходе научной дискуссии

3) возможность опытного подтверждения

 

Функции науки:

· теоретико-познавательная функция, заключающаяся в проникновении в сущность вещей, накоплении и синтезе научного знания

· прикладная, предполагающей участие науки в преобразующей деятельности человека и общества.

· прогностическая – прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрытие возможных опасных тенденций развития общества, определение путей преодоления этих последствий.

Рассматривая науку в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяют три группы выполняемых ее социальных функций:

­ культурно-мировоззренческая функция,

­ функция производительной силы общества и катализатора (усилителя) процесса непрерывного совершенствования производства,

­ функцию социального развития и управления им.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения новых каналов ее взаимодействия с обществом. Одна из проблем, возникших в процессе накопления научного знания и являющаяся особо актуальной в настоящее время? — это проблема социальной ответственности ученого за плоды его профессиональной деятельности. Результаты научного поиска могут оказаться социально опасными, а их использование не в научных целях может привести к негативным последствиям. Ученый должен осознавать свою ответственность перед обществом, так как наука неотделима от общественной жизни и может оказывать как созидательное, так и разрушительное влияние на нее.

Система наук: - естественные

- общественные (гуманитарные)

- технические

Виды наук: фундаментальные и прикладные

Задание: 1. привести примеры наук

2. назвать черты современной науки

3.выписать 5 основных этических ценностей науки

Внутренние законы науки:

­ преемственность

­ чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов -??

­ сочетание процессов дифференциации и интеграции

­ углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации

Дифференциация Интеграция
1. Освоение все новых областей реальности и углубление познания. 2. Дробление на все более специализированные отрасли. 1. Потребность в синтезе знания.
  1. Важнейшие интегративные функции выполняет философия, которая обобщает научную картину мира.
Ядерная физика Электромеханика Электростатика Естествознание в средней школе Обществознание Биоинженерия Биофизика

 

Наука и паранаука:

Наука Паранаука
рациональность   иррациональность
объективность в проведении исследования видимость наукообразности
Постоянное оспаривание истины абсолютизация истинности
объективность и доказательность подражание рациональному познанию
получение экспериментальным путем  
влияние на рост производительных сил общества  
использование специального языка  

История науки:

Ø Наука возникла в Древней Греции. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Ø В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г.Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества.

Ø С 17 в. в Европе процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в 19в. появляется и само слово «ученный». В конце эпохи Возрождения сложились предпосылки дли возникновения современной науки. На рубеже 19-20 в. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь особым видом - духовным производством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...