Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто придет после Гуру Нанака?

 

Гуру Нанак обычно говорил: «Каждый сикх должен повиноваться своему Гуру, не задавая каких-либо вопросов. Повиноваться и служить Гуру– должно быть правилом жизни сикха». Баба Лехна жил и работал согласно желаниям Гуру. Он выполнял все указания Гуру Нанака с большой готовностью и радостью. Он не задавал вопросов. Он никогда не говорил: «Зачем это, или для чего это?» Время от времени Гуру Нанак испытывал Баба Лехну и всегда Баба Лехна был на высоте. Вот примеры этих испытаний.

Однажды зимней ночью шел сильный дождь. Часть стены дома рухнула. Гуру сказал, что стена должна быть немедленно восстановлена и позвал своих сыновей, чтобы те выполнили эту работу. Но они отказались это делать. «Сейчас середина ночи. Ночь темная и холодная, более того, строить стены– не наше дело. А днем мы позовем каменщиков и рабочих. Они и построят стену» Но Гуру сказал: «Это работа Гуру. Это должно быть сделано его сикхами. Нет нужды в каменщиках и рабочих. Нужно сделать это прямо сейчас».

Гуру посмотрел на Баба Лехну. Тот тут же поднялся и принялся возводить стену. Через некоторое время Гуру посмотрел стену, которую построил Баба Лехна, и сказал: «Эта стена неровная. Сломай ее и построй заново более ровную». Баба Лехна тотчас повиновался и выстроил более ровную стену. Но Гуру все же был недоволен. Баба Лехна сломал ее снова и предельно тщательно выстроил новую. Когда Гуру увидел эту стену, Он сказал: «Стена должна быть построена не здесь, ее нужно перенести назад на полфута».

Баба Лехна повиновался, не задавая каких-либо вопросов. Он снова сломал стену и построил ее на месте, указанном Гуру. Но Гуру и это не удовлетворило. Баба Лехна снова разрушил стену и стал строить ее заново с большой старательностью.

Посмотрели на это сыновья Гуру и сказали Баба Лехне: «Ты никогда не сможешь угодить Ему. Брось эту работу». Но Баба Лехна ответил: «Слуга должен выполнять работу, данную ему Мастером. И Мастеру выбирать, какой должна быть эта работа».

Однажды Гуру держал в руке чайную чашку. Вдруг она выскользнула и упала в яму с грязной водой. Он попросил сыновей достать ее оттуда, но они отказались. Тогда Гуру посмотрел на Баба Лехну. Баба Лехна тут же спустился в яму и достал оттуда чашку. Затем он помыл ее в чистой воде и вернул Гуру.

Обычно Гуру вставал за три часа до рассвета и шел искупаться на реку Рави. Баба Лехна всегда ходил с Ним и сидел возле одежды Гуру, пока тот купался. Однажды трое сикхов решили сделать то же, что и Баба Лехна. Они хотели угодить Гуру и пошли вместе с ним. А была зима, и вскоре на небе стали собираться черные облака, подул сильный ветер и посыпал град. Три сикха не вытерпели такого холода и пошли домой. Но Баба Лехна не двинулся с места. Он ждал пока Гуру не выйдет из воды. Гуру сказал: «Другие ушли. Почему ты не поступил так же?» Баба Лехна ответил: «Слуга не должен убегать от своего хозяина. Как я могу пойти и бросить своего Мастера здесь?»

Каждый раз Баба Лехна преодолевал все испытания, которым его неоднократно подвергал Гуру. Гуру Нанак был полностью им доволен. Он сказал Баба Лехне: «Ты стал частью меня самого, ты мой «Ангад», часть моего «Анг» или тела».

Шло время, и Гуру почувствовал, что приближается момент, когда ему предстоит оставить этот мир. Он посадил Шри Ангада на трон Гуру и сказал, чтобы Бхай Будха начертал на Его лбу «тилак» - знак, говорящий о том, что этот человек - Гуру.

Он положил перед Шри Ангадом пять монет и кокосовый орех. Затем Он поклонился ему. «Теперь Ты – Гуру Ангад»,- сказал Гуру Нанак и велел сикхам поклониться Гуру.

Так, благодаря труду, служению и повиновению Шри Лехна стал Гуру Ангадом, вторым Гуру Нанаком.

 

Гуру Ангад и Тапа

 

Гуру Нанак выбрал Баба Лехну, чтобы тот занял Его место после Него. Он изменил Ему имя на Шри Ангад и затем посадил Его на трон Гуру. Он назначил Его преемником трона Гуру. Так Гуру Ангад стал вторым Гуру сикхов.

Гуру Ангад жил в Кхадур Сахибе, близ Тарн Тарана. Он жил в этой деревне со своей семьей. В то же время Он исполнял обязанности Гуру.

В этой же деревне в то время жил и «садху». Он был «джоги». Звали его Шив Натх. Люди называли его Тапа. Он испробовал все, что мог, чтобы казаться религиозно-преданным человеком. Но, в действительности, он не был истинно религиозным, он только делал вид, что это так. Он был горделивым человеком и хотел, чтобы люди поклонялись ему, как поклоняются Гуру. Некоторые «джаты» в деревне почитали его как Гуру, и ему это очень нравилось.

Но росла известность и Гуру Ангада. Каждый день все больше и больше людей приходили к Нему, собирались вокруг Него, чтобы получить совет и помощь. Им нравились его проповеди. Они стали смотреть на него как на своего Гуру. Все меньше и меньше людей стали ходить к Тапа, и он становился все менее и менее популярным. Это разжигало в нем гнев на Гуру Ангада, и он сказал себе: «Я должен добиться, чтобы его выгнали отсюда».

Однажды выдался год без дождей, даже капли не выпало в сезон дождей. Посевы начали засыхать, а поля невозможно было распахать и приготовить к следующему севу. Нависла угроза голода. Все баки с водой были пусты. Скоту не хватало воды для питья, и животные гибли в больших количествах. Люди были в большом смятении и не знали что делать.. Некоторые пошли к Тапа. Они умоляли его спасти их. Тапа сказал: «Как вы можете надеяться, что здесь выпадет дождь? Вы совершаете поступки, абсолютно противоречащие истинной религии. Бог дождя сердит на вас. Я–джоги, преданный религии человек. У меня нет семьи, и все свое время и мысли я посвящаю религии. А вы перестали приходить ко мне, вы не почитаете меня. Вместо этого вы поклоняетесь семейному человеку. Вы считаете его своим Гуру. Просите его вызвать дождь. Если он откажется, или ему не удастся сделать это, выгоните его из деревни. А после этого я вызову дождь в течении 24 часов».

Джаты были простыми людьми, и они были в отчаянии. Им очень был нужен дождь, и поэтому они решили сделать так, как им велел Тапа. Они пошли к Гуру и сказали: «Будь добр, вызови дождь или покинь эту деревню. Если ты уйдешь, Тапа вызовет дождь, и мы будем спасены».

Гуру сказал: «Только Бог может послать дождь. Но если мой уход даст вам дождь, я буду рад уйти».

Гуру покинул Кадур. Тапа прочитал множество мантр и совершил множество обрядов, чтобы задобрить бога дождя, но дождя не было. В сильном гневе люди кричали на Тапа. Он не знал, что делать.

Тем временем, в Кадур приехал Шри Амар Дас. Как вы узнаете, Шри Амар Дас будет третьим Гуру. Он слышал что случилось, и был опечален и разгневан. Он сказал людям: «Тапа вас обманул. Он заставил вас сделать нечто плохое. Я скажу вам, как получить дождь. Возьмите Тапа на свои поля, и куда вы не приведете его до заката, там в изобилии будет идти дождь».

Люди вцепились в Тапа. Они волокли его с одного поля на другое и везде, где он оказывался, шел дождь. Каждый хотел затащить его на свои поля. Так, вконец измученный Тапа, испустил дух. Гуру Ангад все узнал. Он позвал Шри Амар Даса и сказал ему: «У тебя должно быть более великодушное сердце. На все, что случается – Воля Господа, и мы не должны гневаться ни на кого, что бы ни случилось. Сикх всегда должен делать добро даже для плохого человека. На зло он должен отвечать добром. Он должен прощать всех заблудших и показывать им, как встать на путь праведный. Никогда больше не делай так. Мы должны принимать Волю Господа с наибольшей радостью и готовностью.

 

Хумаюн и Гуру Ангад

 

Бабар пришел из Кабула с большой армией. Он хотел быть императором Индии, и его желание исполнилось. Он стал первым Мугхулом - Императором Индии.

Через несколько лет он умер, и императором стал его сын Хумаюн. Но спустя еще несколько лет, императором Индии вознамерился стать Шер Шах Сури. Он решил избавиться от Хумаюна и занять его трон. Он развязал войну и после нескольких сражений Хумаюн был свергнут и бежал, чтобы спасти свою жизнь.

Спустя какое-то время он добрался до Лахора. Он решил встретиться с праведниками или святыми. Он хотел, чтобы они молились за его успех в возвращении трона Дели. Он считал, что молитвы праведных людей дарованы Богом и поэтому подумал: «Если я найду истинно-праведного человека, мое желание может быть исполнено. Он будет молиться за мой успех в возвращении трона, его молитва будет благословлена, и я снова стану императором Индии. Но где найти такого святого человека?»

Люди сказали ему: «Твой отец встретил в Эминабаде Гуру Нанака и попросил, чтобы тот молился за него. Гуру согласился молиться за успех твоего отца, и его молитва была благословлена Богом».

«Тогда,- сказал Хумаюн,- я тоже встречусь с ним и испрошу его молиться за меня. Его молитва снова будет благословлена, и я верну мой трон. Но где найти его?»

Ему сказали: «Гуру Нанака больше нет в миру. Вместо себя он выбрал Гуру Ангада. Гуру Ангад живет в Кхадуре близ Тар Тарана». Услышав это, Хумаюн был готов отправиться в Кхадур. Он взял с собой вещи, чтобы приподнести их Гуру. В Кхадур он добрался, как и рассчитывал. Верхом на коне он отправился к жилищу Гуру. Оказавшись перед Гуру, он не слез с коня, а остался в седле. Он полагал, что Гуру поднимется, чтобы приветствовать его. Но Гуру не встал, и Хумаюн подумал: «Он оскорбил меня. Я должен его наказать».

В это время Гуру был обращен к Богу, а его сикхи пели гимны. Гуру не замечал Хумаюна, и это его взбесило. Он сказал себе: «Я- император, а он простой факир. Он не встал, чтобы выказать мне уважение. Он не обратил на меня внимания».

Думая так, он схватился за меч, чтобы сразить Гуру, но тут Гуру открыл глаза, Он посмотрел на Хумаюна и с улыбкой сказал: «О, император,ты с такой готовностью выхватил свой меч, чтобы сразить людей Бога, но твой меч ничего не смог сделать с Шер Шахом. Где он был тогда?».

Хумаюн устыдился своего поступка. Он вложил меч в ножны и быстро спрыгнул с коня. Подойдя к Гуру, он поклонился ему и попросил прощения. Затем он сказал: «О, Божий человек, помолись за меня. Помолись Богу, чтобы я смог вернуть мой трон». Гуру ответил: «Я буду молиться за тебя, ты получишь свое королевство через некоторое время. Но не забывай Бога даже тогда.Будь справедливым и добрым правителем». Хумаюн был доволен. Он поклонился Гуру и ушел. Спустя некоторое время он вернул свой трон.

 

Приют для бездомного

 

Шри Амар Дас жил в деревне Басарка близ Амритсара. Ему тогда было около шестидесяти лет, и был он владельцем магазина. Его племянник, сын его брата, был женат на дочери Гуру Ангада. Ее звали Биби Амро. Для нее было обычным делом вставать за три часа до рассвета, после чего она умывалась и начинала петь Джапжи и другие гимны Гуру Нанака.

Однажды ранним утром, сидя на лежанке на крыше своего дома, Шри Амар Дас услышал Биби Амро, поющую святые гимны Гуру Нанака. Он был очарован ее пением. Эти гимны так понравились ему, что он сидел, слушая их как завороженный.

Когда рассвело, Шри Амар Дас спросил у Биби: «Чьи гимны ты воспевала? Где и от кого ты их узнала?» Она ответила: «Это гимны Гуру Нанака, я научилась им от моего отца, ведь он - второй Гуру сикхов. А ты можешь научиться им у меня».

Шри Амар Дас заучил гимны, после чего попросил Биби взять его с собой к ее отцу. Он добавил: «Я хочу стать его сикхом.».

Она сделала, как он просил. Они прибыли в Кхадур Сахиб и Шри Амар Дас пошел прямо к Гуру, ведь он был дядей зятя Гуру Ангада, кроме того, он более чем на двадцать лет был старше Гуру. Поэтому, увидев Шри Амар Даса, Гуру Ангад встал, чтобы приветствовать его. Но Шри Амар Дас припал к ногам Гуру и сказал: «Я здесь не как твой родственник. Я пришел, чтобы служить тебе. Пожалуйста, сделай меня сикхом и позволь служить тебе».

Гуру Ангад Дэв удовлетворил его просьбу. Шри Амар Дас стал жить в Кхадур Сахибе. Все своё время он проводил в служении Гуру и его сикхам. Его разум всегда был обращен к Богу.Он выучил многие гимны Гуру Нанака.

Вставал он за четыре-пять часов до рассвета и шел к реке Беас, которая находилась в пяти километрах от Кхадур Сахиба. Он купался в реке и приносил оттуда кувшин воды для омовения Гуру. Дождь, град или буря не могли помешать ему. Нужно помнить, что Шри Амар Дасу было около шестидесяти лет. Отдав Гуру воду для омовения, Шри Амар Дас шел работать на лангар, на общую кухню Гуру. Он запасал колодезную воду для кухни, приносил из лесу дрова, чистил и мыл посуду. Он делал всё, что только можно было сделать.

Так прошло двенадцать лет. Однажды он, как обычно, собрался идти к реке, но начался ливень, подул сильный ветер. Ночь была тёмной, но Шри Амар Дас добрался до реки. Обратно он пошёл, неся кувшин с водой на голове. В одном месте ему пришлось обходить глубокую лужу, и так как шёл дождь, дул ветер и было темно, он упал в углубление под ткацким станком, но не позволил кувшину упасть с его головы.

Звук падения Шри Амар Даса разбудил ткача. Он сказал жене: «Кажется, кто-то упал. Хотел бы я знать, кто это там в такую погоду и такой час». Его жена сказала: «Должно быть, это бездомный бедняга Амру. Он оставил свой дом, семью и работу и нашел приют у тестя своего племянника. Он работает день и ночь за еду. Что можно сказать о таком Гуру, если он способен принимать такую работу от такого человека?»

Шри Амар Даса пронзила боль, когда он услышал слова, порочащие Гуру. Он сказал: «Ты сошла с ума, коль способна говорить такое о Гуру». Сказав это, он ушёл с кувшином воды для омовения Гуру.

Жена ткача действительно сошла с ума. Утром ткач пошел к Гуру и рассказал ему о случившемся. Он попросил у него прощения за ошибку своей безумной жены, а Гуру сказал: «Шри Амар Дас - не бедняга и не бездомный. Он будет приютом для бездомного, щитом для беззащитного, силой слабого и опорой для бедствующих. Колышек, о который он запнулся, зазеленеет и жена ткача станет здоровой».

После этого он совершил омовение Амар Даса, переодел его во всё новое и усадил на «гадди», или трон Гуру. Он положил перед ним пять медных монет и кокосовый орех, велел Бхай Будхе начертать на его лбу «тилак». Затем Гуру поклонился Шри Амар Дасу и сказал: «Теперь Шри Амар Дас–это Гуру Амар Дас. Он будет после меня».

 

Гуру спрятался

 

Гуру Ангад выбрал Шри Амар Даса своим преемником, а через некоторое время сказал ему: «Приближается время моего ухода из этого мира. Когда я уйду–иди в Гоиндвал. Живи и служи людям своими наставлениями». Гуру Амар Дас повиновался последнему указанию Гуру.

После смерти Гуру его сын Шри Дату занял трон Гуру в Кхадур Сахибе. Всем он заявил: «Амру (Гуру Амар Дас) был слугой моего отца. Теперь он мой слуга. Трон моего отца принадлежит мне, и теперь я–Гуру.»

Но сикхи не восприняли его как своего Гуру. Они сказали: «Наш истинный Гуру–Гуру Амар Дас. Его выбрал Гуру Ангад Дэв». Поэтому они пошли в Гоиндвал, и Шри Дату остался один. Конечно, это очень его разозлило.

Гуру Амар Дас жил в Гоиндвале. А так как сикхи стремились быть рядом с ним, там всегда были большие толпы его почитателей. День ото дня Гуру становился все более и более известным. Все это породило в сердце Шри Дату ненависть к Гуру, и он решил прогнать Гуру из Гоиндвала. Он пошел в Гоиндвал. Достигнув жилища Гуру, он увидел, как много сикхов здесь собралось. Некоторые пели гимны, а Гуру сидел с закрытыми глазами и медитировал на Бога.

Шри Дату взошел на возвышение к сидящему Гуру и с гневом обрушился на него: «Еще вчера ты был носильщиком воды в нашем доме, а сегодня ты сидишь здесь как Гуру. Убирайся прочь. Этот трон-мой». С этими словами он толкнул Гуру ногой, Гуру упал, а Дату уселся на его место. Но Гуру даже не рассердился. Он был совершенно спокоен. Он поднялся и стал гладить ногу Шри Дату: «Извини меня, я ведь старый, и кости мои твердые. Они могли причинить боль твоей нежной ноге».

Затем Гуру ушёл, и еще до наступления утра он покинул Гоиндвал. Он не пожелал, чтоб хоть кто-нибудь знал, куда он направляется. А он пошел в свою родную деревню Басарку и там укрылся в хижине на окраине деревни. На двери он написал следующее указание: «Всякий, кто откроет эту дверь–не мой сикх, и я ему - не Гуру». Гуру скрылся ото всех.

Шри Дату занял трон Гуру в Гоиндвале. «Теперь я–Гуру»,–сказал он себе. Он был очень горд этим. Но сикхи не приняли его, они даже не посмотрели на него. Через несколько дней Шри Дату решил вернуться домой. Он собрал все ценные вещи, которые нашел в доме Гуру, нагрузил всё на верблюда и отправился домой. В дороге на него напали бандиты. Они забрали верблюда и поклажу, и один из них ударил Шри Дату по ноге. Это была та нога, которой он столкнул Гуру. Она опухла и причиняла ему большую боль. Эта боль не покидала его до конца жизни.

Сикхи не знали, где скрылся Гуру. Одни искали его в окрестных лесах, другие–по берегам реки Беас, но все поиски окончились неудачей. В конце концов они потребовали, чтобы Баба Будха как-нибудь разузнал, где же Гуру. Тот придумал план. Он и все сикхи поклонились опустевшему трону Гуру и помолились за успех своего плана. После этого они выпустили кобылу Гуру и пошли за ней, держась от нее на небольшом расстоянии.

Кобыла пошла прямиком к дому Гуру на окраине Басарки и остановилась у его двери. Сикхи ликовали! Они были уверены, что Гуру находится в этом доме. Но затем они прочитали указ, написанный на двери. Это их расстроило, но Баба Будха снова пришел им на помощь. Он сказал: «Вы не смеете ослушаться Гуру. Вы не должны открывать дверь. Но все же кто-то должен проникнуть в комнату и вывести оттуда Гуру. И это сделаю я». Сказав это, он выдолбил дыру в задней стене дома и через нее попал в комнату. Он попросил Гуру показаться его сикхам, и Гуру согласился. А затем они все вместе вернулись в Гоиндвал.

 

Гангу Шах

 

Жил–был купец по имени Ганга Дас. Все звали его Гангу. Жил он в Лахоре и там занимался своим делом. Но наступили черные времена, и его торговля приносила одни убытки. Он стал катастрофически беднеть. Пока он был богатым, у него было много друзей. Когда он обеднел, все друзья и родственники бросили его. Они даже смеялись над ним.

Гангу решил покинуть Лахор и куда-нибудь уйти. Он был много наслышан о Гуру Амар Дасе и его величии и решил встретиться с ним. Поэтому он отправился в Гоиндвал. Добравшись туда, он попытался увидеться с Гуру, но ему сказали: «Всякий, желающий увидеть Гуру, должен сначала принять пищу в общей столовой. Это является правилом». Гангу согласился последовать этому правилу. Он пошел в столовую, где увидел людей всех каст, индусов и мусульман, сидящих бок о бок и принимавших пищу. Гангу принадлежал к высшей касте «кхатри» и гордился высоким положением в касте. Сначала он колебался, стоит ли ему садиться и обедать с людьми низших каст, но затем подумал: «Я должен увидеть Гуру. Он мне поможет. Мне нужно забыть о моём кастовом положении и принять пищу с его кухни».

Поэтому он поел в столовой Гуру и затем был допущен к Гуру. Он упал к ногам Гуру и сказал: «Я большой неудачник. Я потерял все, но я нашел тебя. Я пришел в надежде на твоё покровительство, о,Щит беззащитного, помоги мне, спаси меня».

Гуру сказал ему: «Пойди в Дели и начни там своё дело. Фортуна повернется к тебе, и ты снова станешь богатым. Но будь осторожен. Не позволяй богатству затмить твой разум. Всегда помни Бога. Помогай тем, кто нуждается в тебе. Почитай праведных людей, и служи тем, кто придёт к тебе. И помни–тот, кто забывает Бога, в конце становится несчастным.

Гангу со смирением принял наставления Гуру о том, как ему жить дальше и, коснувшись стоп Гуру, ушел. Он отправился в Дели и начал там своё дело. И как Гуру и говорил, фортуна повернулась к нему, и он очень быстро снова разбогател.

Как-то к Гуру пришел из Дели бедный, бедствующий «брахмин». Он поклонился Гуру и сказал: «Истинный Повелитель, у меня есть дочь, она уже невеста. Но я беден, и у меня нет денег, чтобы выдать её замуж. Будь добр, помоги мне».

Гуру почувствовал, что брахмин действительно был в беде. Он решил помочь ему. Он дал ему письмо, адресованное Гангу. В нём он написал: «Дай этому бедному брахмину то, в чём он нуждается». Брахмин отправился в Дели, встретился с Гангу, отдал ему письмо Гуру и рассказал о своей нужде.

Но богатство затмило разум Гангу. Его любовь к деньгам стала сильней его любви к Богу. Он сказал себе: «Я заработал своё богатство тяжелым трудом. Если я дам денег этому человеку, Гуру пришлет ко мне и других с подобной просьбой, а если я откажу,–Гуру не станет больше этого делать».

Рассуждая так, он отказался помочь бедному брахмину. Брахмин очень опечалился. Он вернулся к Гуру и рассказал ему о случившемся. Гуру дал ему нужную сумму из своего кошелька. Брахмин ушел, исполненный радости, и вскоре выдал свою дочь замуж.

Спустя некоторое время удача изменила Гангу. Он стал терпеть убытки за убытками и снова стал бедным. И тогда он подумал: «Я нарушил заповедь Гуру, и поэтому ко мне пришло невезение. Я должен пойти к нему и молить о прощении». С такими мыслями он пошёл в Гоиндвал. Но ему не хватило смелости встретиться с Гуру, и он стал работать на кухне. Он выполнял самую тяжёлую работу, всё время повторяя имя Бога и воспевая гимны Гуру.

Через некоторое время Гуру послал за ним. Он припал к стопам Гуру и умолял простить его. Гуру даровал ему прощение, а затем, дав ему белую одежду, сказал: «Гангу Шах, теперь ты истинный сикх. Иди и живи в соответствии с правилами веры сикхов и побуждай других жить также. Ты будешь счастлив. Твоё имя будет жить в мире».

Гуру Шах поклонился и попрощался с Гуру. Остаток своей жизни он провел, следуя наставлениям Гуру. Он стал жить согласно золотым правилам религии, проповедуемой Гуру. Средства к существованию он добывал благодаря своей честности и трудолюбию.

Всем, что у него было, он делился с нуждающимися. Он всегда повторял имя Бога и читал гимны Гуру, пробуждая стремление жить так же. Всех он встречал сердечно, с любовью и сочувствием. Любому человеку он был другом и помощником. Благодаря этому, душа его пребывала в счастье и покое.

Чтобы всегда жить мирно и счастливо, внимайте тем, кто любит Бога и в любви служит Его детям.

 

Акбар и лангар Гуру

 

Мы уже знаем, что Бабар пришел в Индию из Кабула и привел с собой большую армию, так как хотел стать императором Индии. В Эминабаде он встретил Гуру Нанака. Проникнувшись проповедью Гуру, он отпустил всех пленных, после чего обратился к Гуру Нанаку с просьбой молиться за его успех. Гуру сказал ему: «Я буду молиться за тебя, и успех будет на твоей стороне. Но ты должен дать обещание быть справедливым и добрым правителем. Ты должен оставить все плохие привычки, больше не играть в азартные игры и не пить вина, и со своими подданными ты должен быть добрым и справедливым. Бабар обещал, что в своей жизни и в своих деяниях он будет помнить о наставлениях Гуру.

Позже, сын Бабара Хумаюн, встретил Гуру Ангада Дэва в Кхадур Сахибе. Он был свергнут с трона Шер Шахом Сури, и, желая вернуть себе трон, попросил Гуру молиться за его успех. Гуру согласился, и тогда же дал ему наставление быть хорошим и благочестивым человеком, справедливым и добрым правителем.

После смерти Хумаюна императором Индии стал его сын Акбар. Он правил, помня свое обещание Гуру. Он почитал всех праведных людей. Он знал, что его дед встречался с Гуру Нанаком. Он также знал, что его отец встречался с Гуру Ангадом Дэвом, и что тот согласился молиться за его отца. Поэтому Акбар решил посетить Гуру Амар Даса и оказать ему свое почтение.

Обычно, время от времени, Акбар посещал Лахор. И он решил увидеться с Гуру во время одного из таких визитов. Переправившись через реку Беас, он отправился в Гоиндвал. Его сопровождало большое войско из могольских и потанских солдат. С собой он взял всевозможные дорогие подарки для Гуру. Прибыв в Гоиндвал, он хотел сразу быть принятым Гуру, но ему было сказано: «Любой, желающий увидеть Гуру, должен принять пищу в общей столовой. Если ты хочешь видеть Гуру, ты должен сделать то же самое. Это правило не может быть нарушено никем». Мы знаем, что представляла из себя столовая Гуру. Люди всех каст и религий должны были сидеть бок о бок на полу и принимать пищу. Там не было отведено специальных мест для богатых и знатных. Богатые и бедные, короли и нищие, индусы и мусульмане, мастера и прислуга, знатные и простолюдины, брахмины и шудрасы–все принимались одинаково. Все должны были есть одну и ту же пищу, сидя рядом. Специальных блюд для кого-либо не готовилось, даже для Гуру. На самом деле, пища для Гуру была намного проще той, что подавали для всех.

Акбар все это знал. Но он горел желанием увидеть Гуру и поэтому пошел в столовую Гуру. Как и все, он уселся на полу и стал есть то же, что ели все. В этот день пища состояла из грубого хлеба, риса и бобов. Императору еда показалась очень вкусной. Прежде ему не доводилось пробовать что-либо столь сладостное и замечательное. Он поел от души, и все его солдаты также были сыты.

Акбар видел, как много людей питается в столовой Гуру, и подумал: «Как много еды нужно здесь на каждый день, должно быть для Гуру совсем не просто обеспечивать это. Я должен как-то помочь ему в этом благородном деле».

Поэтому он обратился к Гуру со словами: «Благородный господин, бесчетное количество людей питается в твоей столовой. Я был бы рад обеспечивать часть той пищи, что используется здесь. Я хочу подарить тебе хорошие плодородные земли. Выбирай любые. Пусть их будет столько, сколько ты пожелаешь. Кроме этого, я был бы рад исполнить любое твое желание. Сердечно прими мою службу и предложение, о, человек Бога».

Гуру ответил: «Ты очень хороший и добрый. Твои намерения благородны и возвышены. Но я не могу принять твое предложение. Бог дает мне всего в достатке. Мои сикхи получают все, что необходимо. Для этого они откладывают часть своего честного заработка. Я хочу, чтобы такой образ жизни сохранился на все времена. Лангар Гуру должен поддерживаться и управляться самими сикхами».

Тогда император сказал: «Я вижу, ты ничего не желаешь для себя. Но я все же хочу сделать кое-что для тебя. Мне нужно твое благословение. Я хотел передать тебе в дар несколько деревень, но ты отказался принять их. Поэтому я дарю их твоей дочери Биби Бхани. Она мне как дочь».

Затем император подписал дарственную на деревни на имя Биби Бхани, а Гуру преподнес императору «саропа» - платье почетного гостя. Император уехал очень довольный. Баба Будха был назначен управлять селениями, подаренными императором. Производство из этих деревень использовалось на благо всех людей.

 

Шри Джетха и Биби Бхани

 

В части Лахора, называемой Чуна Манди, жил кхатри по имени Хари Дас со своей женой Дайой Каур. Они были истинно верующими людьми и поклонялись не богам или богиням, а почитали единого Бога. Они давно были женаты, но у них не было детей. Они очень хотели иметь сына. Через 12 лет совместной жизни у них родился мальчик. Это был их первенец. Они назвали его Рам Дас, но обычно они звали его Джетха. Слово «джетха» означает «первенец».

Шри Джетха был еще ребенком, когда умерли его родители. Он остался сиротой. Бабушка по матери взяла его в свой дом в Басарне. Здесь он стал зарабатывать на жизнь, продавая варенье, соленые и пряные бобы. Иногда он встречал нищих и святых людей. Они нуждались в пище, и он просто отдавал им свои бобы во имя Бога.

Когда Шри Джетха стал юношей, он вместе с несколькими сикхами пошел в Гоиндвал. Придя к Гуру, он коснулся его стоп и вымолвил: «О, Истинный Гуру, сделай меня своим слугой и сикхом». Шри Джетха очень понравился Гуру Амар Дасу и он сказал ему: «Продолжай работать как прежде, в свободное время служи на лангаре, и ты будешь вознагражден сторицей».

Шри Джетха тут же взялся за работу у Гуру. Он готовил пищу на кухне Гуру, таскал воду, приносил из лесу дрова и, вместе с тем, продолжал продавать бобы, получая за это деньги, но лишь столько, чтобы хватало на самое необходимое. А после он снова шел служить в лангар Гуру.

У Гуру Амар Даса было две дочери. Старшую звали Биби Дани. Она была женой Шри Рамы. Младшую звали Биби Бхани. Она была очень религиозна и почти все свое время посвящала Богу и пению гимнов Гуру. Она еще не была замужем.

Однажды случилось так, что Шри Джетха сидел у двери дома Гуру. Он продавал свои бобы. Жена Гуру Амар Даса, Мата Рам Каур, сказала мужу: «Биби Бхани уже невеста. Мы должны подыскать ей жениха». Гуру попросил одного из своих людей заняться этим делом.

Когда тот был готов отправиться, мать Биби Бхани вдруг увидела у двери Шри Джетха. Она сказала тому человеку: «Ищи мужа для дочери такого, чтобы был похож на юношу, который сидит у дверей». Услышав это, Гуру сказал: «Только он похож на себя. Никто другой не может быть похож на него. Дальнейшие поиски ни к чему. Этот юноша и будет нашим зятем».

Позвали Шри Джетха. Он упал к ногам Гуру, затем коснулся стоп Мата Рам Каур, и, склонив перед собой руки, произнес: «О, Великий Гуру, что ты мне прикажешь, какова твоя воля?» Гуру сказал ему свое решение. Шри Джетха склонился перед ним. Он был обручен с Биби Бхани, и через некоторое время они поженились. Шри Джетха перешел жить в дом Гуру, а Гуру стал звать его Шри Рам Дас.

Шри Джетха или Шри Рам Дас продолжал свою работу и служил в лангаре Гуру как и прежде. Он не был гордецом. В Индии в доме тестя зятя уважают и почитают. Зятья не работают, они отдыхают на мягкой чистой постели, их кормят обильной вкусной пищей. Но Шри Рам Дас не был человеческого рода и вел себя не как зять Гуру. Он считал тестя Мастером и Гуру,а себя – слугой Гуру и сикхом и продолжал работать и служить, выполняя самую тяжелую работу.

Через некоторое время Гуру начал строительство «баули», водоема со ступеньками, ведущими к воде. Шри Рам Дас начал работать на баули. Он носил корзины с землей на голове. Вся его одежда и тело покрывались грязью. Но он не думал об этом. Некоторые смеялись над ним: «Вот идет великолепный зять, который трудится как простой рабочий в доме своего тестя». Но он не обращал внимания на их слова и продолжал работу и служение для Гуру.

 

Шри Рама или Шри Рам Дас?

 

У Гуру Амар Даса было две дочери. Старшая Биби Дани была замужем за Шри Рамой. Младшая - за Шри Рам Дасом. Оба зятя Гуру жили в Гоиндвале. Оба были усердными сикхами. Оба восхищали Гуру своей работой и служением.

Некоторые сикхи говорили между собой: «Кто из них двоих дороже Гуру? Кого Гуру сочтет лучшим – Шри Раму или Шри Рам Даса?»

Гуру понимал, какие мысли волнуют сикхов. Он решил публично испытать обоих, и сикхи сами увидят, кто из двух окажется лучше.

Однажды он пришел на место строительства баули и сказал Шри Раме: «Сделай здесь платформу, чтобы я мог сидеть и наблюдать за работой». Он объяснил какой формы и размеров должна быть платформа. Затем, перейдя на другое место, он сказал то же самое Шри Рам Дасу.

Оба начали строить платформы. Когда платформы были закончены, Гуру пошел взглянуть на них. Шри Рама показал свою работу Гуру и сказал: «Я сделал в точности, как ты велел. Я уверен, она тебе понравится». Но Гуру покачал головой и сказал: «Нет, она ненадежная. Сломай все и построй заново». В ответ Шри Рама сказал: «Но святой господин, я сделал ее, в точности следуя твоим указаниям. Она крепкая и красивая». Однако, Гуру снова сказал: «Нет. Она меня не устраивает». Шри Рама согласился сделать, как пожелал Гуру, но согласился неохотно и безрадостно. Он подумал, что Гуру что-то перепутал.

Затем Гуру пошел посмотреть на платформу Рам Даса. Осмотрев ее, он сказал: «Она мне не нравится. Сломай ее и построй новую на этом же месте». Шри Рам Дас поклонился и нечего не ответил, а сразу начал ломать платформу и строить другую на том же месте.

Оба заново построили платформы. Когда они были закончены, Гуру пошел их смотреть. Каждому он снова сказал: «Я не удовлетворен вашей работой. Сломайте платформы и постройте другие более тщательно».

Шри Рама сказал: «Я не могу понять, что неправильно в моей платформе. Она точно такая, как ты хотел». Но Гуру был тверд. Он сказал: «Сломай и снова построй другую». Шри Рама почувствовал легкое раздражение. Но он согласился сделать, как пожелал Гуру.

В свою очередь, Шри Рам Дас поклонился и сказал: «Прошу простить меня за то, что не понял и не выполнил твои указания надлежащим образом. Я попробую снова». И он с усердием и тщательностью снова взялся за работу.

Когда платформы снова были закончены, Гуру пришел посмотреть на них и снова сказал, что они его не устраивают. Он опять дал то же самое указание: «Сломайте их и постройте новые более тщательно».

На это Шри Рама сказал: «Я сделал все, что мог, и лучше я не могу». Он отказался строить платформу в четвертый раз, сказав себе: «Гуру стал стар. Он говорит одно, на следующий день забывает и говорит что-то другое. Ему невозможно угодить».

А Шри Рама воспринял указания Гуру терпеливо. Он сразу сломал платформу и построил на этом месте другую. Но Гуру не был удовлетворен и в этот раз. Шри Рам Дас сломал ее и построил новую. Он ломал и строил заново семь раз. Но Гуру все же не успокаивался. Шри Рам Дас упал в ноги Гуру и взмолился: «Я глупец. Мне не понять твоих указаний правильно. Дай, я попробую еще раз, может быть, я добьюсь успеха». Гуру обнял его и сказал: «Ты уже добился успеха в этих испытаниях». Затем он сказал сикхам: «Вы видели, кто из них лучше. Рам Дас совершенен. Во всяком случае, он достоин занять мое место».

Вскоре после этого настал день, когда Гуру призвал Шри Рам Даса совершить омовение и надеть новую одежду. Он пригласил двух своих сыновей и главных сикхов и сказал им: «У Гуру Нанака было правило, гласящее, что трон Гуру должен передаваться лучшему. Я нахожу Шри Рам Даса самым достойным и дарую ему трон Гуру».

Гуру сошел со своего трона, и, взяв Шри Рам Даса за руку, усадил его на свое место. Бхай Будха начертал на лбу Шри Рам Даса знак всемогущества Гуру. Гуру Амар Дас положил перед ним кокосовый орех и пять монет и поклонился ему. Своим сыновьям и сикхам он велел сделать то же самое. Так Джетха, или Шри Рам Дас, стал Гуру Рам Дасом, четвертым Гуру Сикхов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...