Вопросы к самому себе
1. С кем мне легко общаться? С кем трудно? (Что это за люди — их особенности? ). 2. Какие мои качества помогают ошибаться? Какие мешают? 3. Кто из окружающих стимулирует мою ЖИЗНЕННУЮ АКТИВНОСТЬ, кто препятствует? 4. Кто из окружающих людей хотел бы видеть меня добрым, порядочным, счастливым? Что они для этого делают? Кто провоцирует меня на раздражительность, зло, грубость? 5. Дружеские связи? Конфликты? Чего у меня больше? Почему? 6. С кем у меня чаще всего происходят конфликты? Что это за люди? Их особенности? А если так: люди разные, а конфликты одинаковые? Почему? 7. Кому и как я могу доставить радость немедленно? А завтра? 8. Что значит для меня другой человек? Как он смотрит на мир? О чем он говорит? Что для него главное в жизни? 9. В большинстве случаев в межличностном общении я являюсь лидером (то есть предлагаю тему разговора, направляю беседу, выбираю, с кем общаться) или партнером (то есть' в основном поддерживаю разговор, беседу, меня выбирают)? 10. Я иду на конфликтные отношения или чаще всего со мной конфликтуют? Зло как отсутствие добра делает человека бездушным. Если в ЛЮБВИ человек ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ СЕБЯ, то в СТРАХЕ человек УХОДИТ В СЕБЯ. Если у человека нет общения с другими, то есть он несчастливый, то э отсутствие добра он ВЫХОДИТ ИЗ СЕБЯ. Если в ТВОРЧЕСТВЕ человек ОБРЕТАЕТ СВОЮ ЛИЧНОСТЬ - «Я», то в РАБСТВЕ он ТЕРЯЕТ СВОЕ «Я». Посредственный учитель вдохновляет. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Артур У орд ... И когда человек любим и любит, тогда он находится в атмосфере счастья, а это вовсе не означает, что жизнь у него безоблачна. Но если есть такая доминанта у человека, он «вынужден» выходить на уровень творчества, самореализации. Любовь и счастье как две ступени космической ракеты, которые выводят его из суеты сует и поднимают над самим собою, превращая его в Творца, Создателя, Мастера. И совсем не важны масштабы его деятельности, радиус его действия. Важен масштаб его цели, тот самый результат, точнее, продукт, который будет жить своей жизнью.
Если понимать творчество как созидание нового, преобразование или реорганизацию имеющегося, то, прежде всего, надо овладеть самим собой. А для этого необходимо время. Надо «выделаться» в личность из того, что тебе уже дано — природой, семьей и т. д. Создать из себя! Наверное, надо пережить неудачи, горести, провалы, одиночество. Надо пережить взлеты, покорения вершин, чтобы стать самим собой — Миром Собственного Имени. А для этого нужен риск, риск, риск. Не бояться быть непонятым, когда все могут отвернуться или когда будут «душить в объятьях», сковывая руки, не давая ничего делать. Не бояться быть незамеченным или, наоборот, настолько замеченным, что из твоей жизни делают коллективное обсуждение и осуждение. Понимать, что все это относительно. А творчество — абсолютно. Тогда, когда есть любовь и счастье, как ни странно, можно начать жизнь для себя, не оглядываясь на окружающих: «Что будет говорить княгиня... ». ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Кто хочет честно рисовать, Тот должен чем-то рисковать. Борис Заходер ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Если учиться, как делать, откроешь не себя, откроешь только умение делать. Годами работаешь, хочешь больше знать, больше уметь, а в конце концов, надо бросить все это и не учиться, а отучаться; знать, не как делать, а как не делать. И всегда становиться перед необходимостью действовать, — рисковать полным провалом, провалом не в глазах других — это не так важно — но провалом упущенного дела, неудавшейся встречи с другим, а значит, неудавшейся встречи с самим собой. Ежи Гротовский
И можно позволить себе такую роскошь, как иметь автономную мораль: когда я сам выбираю и несу ответственность за свой выбор, результат, последствия в недалеком будущем. Обеспечить себя СВОИМ локусом контроля, которым являются честь, вина, совесть и т. д. Не выпячивать себя, свою непохожесть, а создавать то единственное и индивидуальное, которое может стать всеобщим, независимо от тебя. Моцартом можно стать в 9 лет. Надей Рушевой в 15, а чтобы стать педагогом, нужно прожить достаточно. Великий Огюст Роден писал, что настоящим скульптором можно стать после 40 лет: к этому времени крепнет рука, человек начинает понимать анатомическое строение тела, да и самого человека. И настоящим педагогом, мне кажется, можно стать тоже после 40, когда появляется мудрость, терпимость, уступчивость, понимание другого как другого. Но самое грустное, что педагогу отпускается очень мало лет в этой жизни: К. Д. Ушинский жил всего 47 лет, А. С. Макаренко — 49, В. А. Сухомлинский — 52... «Сердце отдаю детям» — это не метафора, это физическая реальность... Для творчества нужна СВОБОДА от стереотипов, штампов, от чужих мыслей и проблем. СВОБОДА нужна для того, чтобы принять решение, взять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и, в конце концов, состояться, то есть преобразовать себя и душу свою, чтобы человек мог ОБРАЗ-овать себя. Свобода нужна для: — само-деятельности; — само-выражения; — само-реализации. Творчество начинается с определения целей, в повседневной жизни мы обычно целей не ставим. А если они и появляются, то откуда-то извне. Часто на уровне деклараций. Но все это чужие цели. Да нас, как правило, и не учат ставить цели, мы живем часто по наитию, в логике причинности, а не целесообразной деятельности. И полученный результат является, скорее, оправданием затраченного времени и сил. При этом и случайно полученный результат радует. Но все внутренние противоречия, как правило, сохраняются. Человек каким был, таким и остался. Постановка цели выявляет сущность личности, и опять же, масштаб ее деятельности. Можно выделить несколько этапов постановки цели: целеобразование, целеполагание и целесообразность, которые выводят человека на целенаправленность поведения.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Повеса, празднослов, Мальчишка толстогубый, Как самого себя Он смог преобороть? Даниил Андреев ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: После того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия. Марк Твен I этап — ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ — человек ставит цели на основе своих потребностей и способностей. Он переводит внешние (заданные цели) во внутренние (личностные). Целеобразование — это определенное представление о продукте, результате деятельности. Смысл целеобразования — сориентировать наши действия на предметное содержание деятельности. II этап — ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — проектирование предстоящей деятельности, которая может быть связана с результатом передачи и усвоения знаний, умений, навыков; с организацией педагогической ситуации; исследованием педагогических процессов; с разработкой методических подходов и т. д. При этом важно не только, что надо делать, а для чего это надо делать. Целеполагание как проектирование предполагает новую организованность с разработкой ролей, норм поведения — взаимоотношений, принятием решений. Без такой организации работы очень сложно выходить на предметное содержание деятельности. III этап - ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - включает программу, выражает содержание, определяет способы и средства достижения цели и предполагает план, то есть регламентацию действий по поиску или преобразованию в конкретных условиях. Целесообразность устанавливает иерархию целей и осуществляет гармонизацию их между собой. Все это приводит к целенаправленному поведению и деятельности. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Моя утвержденная причастность бытию не только пассивна (радость бытия), но, прежде всего, активна (долженствование реализовать мое единственное место). Михаил Бахтин Исследователи отобрали для четкого формулирования учебных целей следующие глаголы: актуализировать, анализировать, варьировать, видоизменять, выделять, высказывать, вычислять, демонстрировать, действовать, знать, интерпретировать, использовать, модифицировать,, осознавать, оценивать, понимать, предсказывать, преобразовывать, применять, реорганизовывать, создавать, упрощать.
Процесс формирования целей составляет основу педагогической технологии, предполагая, прежде всего, самоизменение, самодеятельность и изменение ситуации вокруг себя. Чего я хочу — лично? Чего я хочу — профессионально? Что я могу? Что для этого надо? Рассматривая творчество как отношение к миру, можно выделить несколько типов личности: ПОСРЕДСТВЕННЫЙ (АДАПТИРОВАННЫЙ) ЧЕЛОВЕК — действует в согласии со средой («Мир задан»), в соответствии со средствами, которые общеприняты, одобрены окружающими и которые он более всего принял, усвоил. «Все, что сделано однажды, — уже не изменить». «Не тобой сделано — не тебе менять». «Зимой не пашут» и т. д., при этом творчество подменяется репродукцией, консервацией всего, что можно. Такой человек ориентирован только на повседневный успех и не больше. «Все, что ни делается... », «День прошел и... ». Для учителя такого типа главное — это дисциплина и порядок, а он — образец последней инстанции. «Делай, как я! », «Вот когда я... », «Если бы ты слушал меня... ». При этом любые новации не принимаются — есть нормы, рамки и инструкции. БУНТУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК - находит мир далеко не устроенным, не совершенным, поэтому все, что можно изменить, усовершенствовать, он перестраивает, внедряет новое. Он энтузиаст, оптимист — верит, что можно переделать мир. ПАНЦИРЬ — человек, который, понимая несовершенство мира, не хочет, да и считает невозможным его изменить. Он уходит в себя, пассивно существуя, как бы замыкаясь в себе, своей скорлупе от мира, от людей, да и от самого себя. КОММУНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ему не нравится мир (у него в нем нет Места, а искать его самому или определить его для себя он не может, да и не хочет — «виноград зелен», а поэтому для чего его доставать? ), переделывать он его не собирается. Уйти в себя он не может (он «пустой», без содержания, в нем только эхо). Свободу он понимает как отказ — свобода от... Это человек «НЕТ». Он ничего не производит, он только потребляет. Но поразительно, как он занят — у него ни для чего и ни для кого нет времени. Его, якобы, разрывают на части (любимая игра — «Я всем нужен»). Самое главное для этого человека — выяснять отношения, спорить, доказывать, бороться с «врагами» (если их нет, он их выдумает). Он должен всегда быть в центре внимания, чтобы о нем говорили, при этом даже не важно что. Основа его отношений — конфликт. Причем на коммунальном уровне (зощенковский вариант: «Кто в мою кастрюлю с супом мыло бросил? » или вариант на уроке: «Как стоите, как сидите, вам что, неинтересно, что я говорю? » и т. д. ). АВТОР — создает СВОЙ мир. Он понимает, что мир не переделаешь, что правда, как говорил С. М. Эйзенштейн, все равно восторжествует, жаль только жизни не хватит.
Переделать мир... Да в этом нет и необходимости, реальной возможности. Мир — это большая система. И какой бы она у нас ни была, все-таки она Солнечная. Надо перестать смотреть на то, что тебя окружает, надо посмотреть на себя, определить свое место в мире и свою позицию. Ведь единственное, что я могу изменить — это самого себя. И я могу отделить себя от конкретной ситуации и создать свой мир — авторский — со своей свободой, самостоятельностью, ответственностью, неповторимостью. Причем создать его здесь и теперь. При этом учитель должен видеть перспективу своей деятельности, работая с ориентацией на будущее. И тогда — авторский мир («мир как школа»): — это уникальность личности; — это уникальность происходящего (здесь и теперь); — это выражение сущности человека (самореализация). И как любовь выводит человека за пределы самого себя навстречу другому «я», чтобы образовать «мы», так творчество выводит его за пределы себя, чтобы образовать «я». И тогда человек занимается самосозиданием. Поэтому педагог — это мастер, прежде всего, по отношению к самому себе, то, что Ф. М. Достоевский определял как возможность «создать из самого себя художественное произведение». Но для этого надо обладать многоумением. Доктор Ревеч, исследуя личность художника (творца, мастера, адля меня педагог — это то же самое), выделял свойства различной степени талантливости. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Быть культурным человеком — значит отличаться странной и опасной манией всякий вопрос решать сначала (со своего личного начала), с самого себя. Поль Валери Рассматривая личность педагога как художника, мы можем согласиться со многими этими свойствами личности, как с необходимым, но главное то, что гению необходимо стремление к совершенству. Это невероятно! Это настолько естественно, ясно и понятно, потому что именно гений отличается от всех нас своей жесткой требовательностью к самому себе. Потому что он рассматривает себя как часть проблемы, которая им была сформулирована и требует своего разрешения. Самосозидание как проявление творчества педагога предусматривает: - ЭКСТЕНСИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, то есть приобретение, расширение знаний — методологических, философских, куль- турологических, психолого-педагогических и т. д., составляющих основу личности; САМООПРЕДЕЛЕНИЕ каксистему социальных отношений и ценностей, способность занять и определить свою позицию; - КОРРЕКТИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА, преодоление узости профессионального (учительского) видения; - СПОСОБНОТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СВОЕ МЫШЛЕНИЕ ВО ВНУТРЕННЕМ МЫСЛЕННОМ ДИАЛОГЕ С САМИМ СОБОЙ (общение с собой как с другом); - СПОСОБНОСТЬ ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ СЕБЯ, то есть соединить слух и мысль в одном фокусе, увидеть себя своими глазами, поместить «себя вовнутрь себя»; - СПОСОБНОСТЬ «ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СЕБЯ», то есть от наработанных штампов, стереотипов, ложных самоиллюзий. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Если я не сделаю этого — кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас, То когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого, То кто я? Живший около 2 тысяч лет тому назад мудрец Гиллелъ Мини-практикум «Зримые разговоры»: 1. Придумайте себе биографию: С чего вы начнете размышления? Что вас волнует прежде всего: — ваши роли, — ваши поступки, — ваши качества личности, — внешние события, — внутреннее состояние и т. д. 2. Рассмотрите окружающих вас людей: — сходства — различия; — внешность (особенности); — характер (несколько портретов); — особенности поведения (движения, жесты) и т. д. 3. Вспомните лица своих знакомых, учеников - представьте их в непривычной обстановке. Подумайте, как они будут действовать, выглядеть (не рассуждая, представьте зрительно). 4. Ваш знакомый не живет, а играет роль: — что это за роль? — как он это делает? — как говорит? — как ходит? А как на самом деле? — то есть выходя из своей роли, как он это же делает? 5. Перескажите материал урока несколько раз: повторяя, не повторяясь (не заштамповывая): 6. А как вы понимаете самосозидание (поразмышляйте к другими или сами с собой)? На мой взгляд, есть три профессии, путь к которым не должен сопровождаться опытом унижений. Учитель, врач и художник. Приобретая опыт унижения, начнет истязать больных своих врач, будет не любить, ненавидеть их; то же произойдет с учителем, у него вовнутрь, в сознание, в физиологию, в психофизику войдет память созерцания мира с колен — и ученика поставит на колени; рабом станет художник. Вообще человек, прошедший школу унижения, — РАБ. Говорят: какая у меня была трудная жизнь, как я ей благодарен! Нельзя быть благодарным тому, что тебя унижает. Это вульгарно. Александр Сокуров ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Черное ищет белое Чтобы убить в нем светлое И превратить его в серое Или полосатое. Владимир Бурич Рабство... Тяжелое слово... Но человек, живущий в страхе, не отогретый теплотой любви и счастья, может превратиться в зависимого, покорного, посредственного человека. Это не плохой человек, не серый, простой обыкновенный. У него нет «мук творчества», переживания своей творческой несостоятельности и неполноценности, у него, как раз наоборот, «комплекс полноценности». Он не портит отношения с окружающими, не треплет свои нервы и не бередит душу. Он мало-душен и ему «не грозит» стать яелико-душным. Он равно-душен, чтобы не сказать без-душен. Единственное, что его беспокоит, чтобы его не трогали с места, которое он случайно занял, не выводили его из его со-стояния: «Оставьте меня в покое». Но это далеко не пассивный человек. Его активность — это активность толпы, таких же, как он, где главное — «ритуальный восторг»: «Мо-лод-цы! ». Мы похожи друг на друга. Мы — это Мы, все остальные... Вся деятельность ориентирована на одинаковый образ мыслей и действий, не допускающий никаких отклонений, — этакая линия усредненности. Ему нужен другой, не чтобы вырастать, определиться, выявить себя как некое Я, а расширить себя количественно. Мы — это нас несколько таких же. А несколько
Знаете, иногда от этого всего сердце сжимается и в горле комок, и не от излишней сентиментальности, а от бессилия: А Я вот тоже ору — а доказать ничего не умею! » А может, и не надо ничего доказывать? Без таких людей тоже нельзя. Должна же быть и жизнь «в пределах»? Не знаю... Проявление посредственности учителя: - 1) отсутствие собственных целей — реализация только заданных извне; 2) недостаток коммуникативных, организаторских, дидактических и других педагогических умений; 3) стереотип восприятия, шаблонность мысли, ограниченный словарный запас; 4) отсутствие позиции как основы личности; 5) стаж работы, как тормоз развития личности, то есть применение устаревших методов, приемов, форм организации учебной деятельности (повтор сделанного); 6) подмена организации активной, сознательной, самостоятельной деятельности собственным старанием, разбросанность действий; 7) стремление во что бы то ни стало занять позицию лидера и только лидера во всем учебно-воспитательном процессе; 8) неадекватность самооценки; 9) отсутствие самоанализа как основы педагогического мастерства; 10) неразвитость вкуса; 11) постоянное чувство неуверенности и страха (от ожидаемого вопроса, присутствия на уроке завуча, директора, инспектора и т. Д. ); 12) неприятие новаций; 13) отсутствие творческого поиска. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: «Земной шар вертится», — говорит ученик «Нет, Земной шар вертится», — говорит учитель. «Поля зеленеют» — говорит ученик. «Нет, поля зеленеют», — говорит учитель. «Дважды два — четыре», — говорит ученик. «Нет, дважды — четыре», — поправляет его учитель. Потому что учитель знает все это лучше. Мирослав Флориан ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ: Маленький Человек серый как понедельник серый как серая мышь на сером фоне произвольно сортируемый и складируемый сбываемый в розницу и оптом человек — винтик один из множества никому не нужных одинаковых винтиков в сущности еще более лишний гораздо более лишний чем номер под которым он записан ВДРУГ ВОСПЫЛАЛ ВЕЛИКОЙ ЛЮБОВЬЮ. Анджей Бурса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|