Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XVIIв. открывает период в развитии философии, который принято называть философией НВ. Этот период связан с процессом разложения феодального общества.




Важнейшую роль в развитии капиталистических отношений играла буржуазная революция в Нидер­ландах, а также буржуазная революция в Англии.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важный фактор такого изменения общественного сознания – наука, и, прежде всего эксперементально-математическое естествознание. Xviiв. называют эпохой научной революции.

В xviiв. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. Развитие науки НВ, как и социальные преобразования, связанные с разложение феодальных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Теперь она опирается главным образом на науку. В связи с этим в философии на первый план выходят проблемы познания – гносеологии.

В xviiв. остро ведется критика средневековой схоластической образованности. При этом продолжается старая полемика м/д направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти 2 направления в xviiв. предстают как эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма был английский философ ф. Бэкон. Он подчеркивал, что наука служит жизни и практике. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Для Бэкона наука – средство,а не цель сама по себе: ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования для блага человека. Бэкону принадлежит афоризм «знание–это сила», в котором отразилась практическая направленность науки.

Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской и т.п. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает роскошью. Он считает, что всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. двигаться от изучения общих фактов к положениям (метод индукции).

Однако, английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего – математики.

Естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики – отрасли математики. В xviiв. развивается новый математический метод бесконечно малых, получивший название дифференциальных исчислений. Этот метод вводит принцип движения в саму математику, и оказываются подходящими средства для изучения физических явлений.

Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента составила предмет исследований представлений рационалистического направления (Р. Декарт). Декарт для познания разработал метод индукции.

В отличие от Бэкона Декарт подчеркивает значение рационалистического начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Он выдвинул тезис «мыслю, значит существую».

Т.о. К Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, а Декарт стоит у истоков рационалистической традиции НВ.

Б. Спинозасоздал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом или природой. Это учение – пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанции как причину самой себя, т.е. как то, что существует ч/з само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определение которой является существование, бытие в качестве причины всего сущего. Мышление, согласно Спинозе, суть атрибут субстанции.

историческая заслуга Дж. Локка состояла в развернутой критике декартовой теории врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии.

Идеи и понятия, по Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Выступая против скептиков, Локк доказывал, что человек может доверять своим чувствам. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных (размер, форма, движение, положение, покой) и вторичных (вкус, запах, звук) качествах, которое оказало огромное влияние на развитие ф. и науки.

 

№13.Социально-политические идеи в философии НВ (Дж. Локк, Гоббс).

Томас Гоббс выделил одну главную проблему государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан». Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское.

В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчинясь своим страстям. В этом состоянии, считает Т. Гоббс, все люди равны от природы, в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к власти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

Рождается государство. Государство на место законов природы ставит законы общества. Власть издает гражданские законы и обязывает людей к их безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть избрана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так как они были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.

Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства.

Джон Локк развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Он явился одним из основателей английского буржуазного либерализма.

Он исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».

Полного отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он выдвинул одним из первых. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную.

 

№ 14.Философия И. Канта: докритический и критический периоды, категорический императив этического учения.

Одним из величавших умов человечества, основоположником классического немецкогоидеализма, возродившим идеи диалектики, был И.Кант. Именно с Канта занялась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция проис­хождения Солнечной системы из гигантской газовой туман­ности до сих пор является одной из фундаментальных науч­ных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил первую брешь в метафизи­ческом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно, предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, какон есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует не сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант был убежден, что идеи пространства в времени чело­веку известны прежде восприятий. Пространство и время иде­альны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рас­сматривалось как необходимый момент познания. Но диалек­тика для него — лишь гносеологический принцип, она субъек­тивна, так как не отражает противоречий самих вещей, а толь­ко противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логи­ческая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной».

 

№ 15. Г. Гегель: метод, система и принципы построения его философии.

Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля. На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он противопоста­вил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объектив­ные формы действительности, в основе которой лежит «миро­вой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и разви­тию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мыш­лении, цель — в самопознании. В процессе самопознания ра­зум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержа­ние в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что разви­тие, происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим,, чго в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источ­ником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания, Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.

 

№16. Антропологизм и материализм философии Л. Фейербаха. Критика религии и идеализма.

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха — крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа — основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качествен ной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализмаФейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в "Тезисах о Фейербахе".

К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...