Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика как логика мышления
Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения. Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли. Структура диалектика: 1. Принцип — руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей. Основные законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей, Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон отрицания: Не основные законы: Причина и следствие. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Часть и целое. Содержание и форма. Проблема единства и многообразия мира, принцип глобального эволюционизма.
Главные постулаты концепции глобального эволюционизма: 7) Вселенная - это единая самоорганизующаяся система. 8) Эволюция вселенной имеет направленность: - тенденция усложнения возможных организационных структур материи и рост их разнообразия. - уменьшение стабильности систем по мере роста их сложности. 9) Все процессы во Вселенной определяются и воздействием случайных факторов. Случайность и неопределённость существует на всех уровнях организации материи. 10) Настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им полностью. 11) Самоорганизация Вселенной не представляет собой абсолютного произвола. Существует некая система законов (правил отбора, которые выделят реальное из виртуального). В основном, это законы физики и химии. 12) В основе процесса самоорганизации следующие механизмы - это механизмы изменения состояния системы: - дарвиновские (изменчивость, наследственность, отбор). Они делают переход системы из одного состояния в другое однозначным. - бифуркационные (развитие таких процессов непредсказуемо). Бифуркация - ветвление каналов эволюции. Это явление быстрой коренной перестройки характера развития системы. Чем сложнее система, тем больше в ней бифуркаций. - механизм сборки: природе свойственна кооперативность, т.е. объединение отдельных элементов в системе. Отсюда формула: целое не равно сумме его частей. У образующейся системы могут возникать новые свойства.
Человек как ОСНОВНОЙ предмет философии. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микроскоп. Человеческое и природное то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу.
В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Главное размежевание внутри христианства проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела — преимущество человека перед другими созданиями. В Новое время Декарт рассматривал мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Для Канта человек двойственен. Специфика человека определяется его трансцендентностью и нравственной свободой поведения. В немецком романтизме конца 18 — начала 19 века происходит возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и становится выше его. Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. В философии жизни (Ницше) на первый план выдвигаются мыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция. Экзистенционализм: на первое место выдвигаются чувства, но не просто чувства, чувствования переживания. Феноменологизм Руссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире. Кассирер: человек — существо, которое создает символ самого себя, культуру. Философская антропология — философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Ставится задача воссоздать целостное понятие о человеке.
Таким образом, как бы ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете, речь идет о его сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п. Существуют 3 концепции происхождения человека: трудовая, игровая и религиозная. Самая аргументированная теория, которая закрепилась в статусе научной, выводит мир культуры в рамках трудовой деятельности и объявляет сознание, речь и социальную форму жизни целесообразной деятельности человека по производству орудий труда. Игровая теория строится на теории игры. Считается, что игра как биологический инстинкт, присутствует в мире животных, и она же является элементом культуры. Поэтому предлагается версия, что в какой-то момент прачеловек в стадии игры перешагивает рамки чисто биологической деятельности и становится человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|