Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика как логика мышления




Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения.

Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли.

Структура диалектика: 1. Принцип — руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон — всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей.

Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон отрицания:

Не основные законы:

Причина и следствие.

Возможность и действительность.

Необходимость и случайность.

Часть и целое.

Содержание и форма.

Проблема единства и многообразия мира, принцип глобального эволюционизма.

Главные постулаты концепции глобального эволюционизма:

7) Вселенная - это единая самоорганизующаяся система.

8) Эволюция вселенной имеет направленность:

- тенденция усложнения возможных организационных структур материи и рост их разнообразия.

- уменьшение стабильности систем по мере роста их сложности.

9) Все процессы во Вселенной определяются и воздействием случайных факторов. Случайность и неопределённость существует на всех уровнях организации материи.

10) Настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им полностью.

11) Самоорганизация Вселенной не представляет собой абсолютного произвола. Существует некая система законов (правил отбора, которые выделят реальное из виртуального). В основном, это законы физики и химии.

12) В основе процесса самоорганизации следующие механизмы - это механизмы изменения состояния системы:

- дарвиновские (изменчивость, наследственность, отбор). Они делают переход системы из одного состояния в другое однозначным.

- бифуркационные (развитие таких процессов непредсказуемо). Бифуркация - ветвление каналов эволюции. Это явление быстрой коренной перестройки характера развития системы. Чем сложнее система, тем больше в ней бифуркаций.

- механизм сборки: природе свойственна кооперативность, т.е. объединение отдельных элементов в системе. Отсюда формула: целое не равно сумме его частей. У образующейся системы могут возникать новые свойства.

 

Человек как ОСНОВНОЙ предмет философии. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микроскоп. Человеческое и природное то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Главное размежевание внутри христианства проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком».

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела — преимущество человека перед другими созданиями.

В Новое время Декарт рассматривал мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего.

Для Канта человек двойственен. Специфика человека определяется его трансцендентностью и нравственной свободой поведения.

В немецком романтизме конца 18 — начала 19 века происходит возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и становится выше его.

Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность.

В философии жизни (Ницше) на первый план выдвигаются мыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция.

Экзистенционализм: на первое место выдвигаются чувства, но не просто чувства, чувствования переживания.

Феноменологизм Руссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире.

Кассирер: человек — существо, которое создает символ самого себя, культуру.

Философская антропология — философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека.

Ставится задача воссоздать целостное понятие о человеке.

Таким образом, как бы ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете, речь идет о его сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п.

Существуют 3 концепции происхождения человека: трудовая, игровая и религиозная.

Самая аргументированная теория, которая закрепилась в статусе научной, выводит мир культуры в рамках трудовой деятельности и объявляет сознание, речь и социальную форму жизни целесообразной деятельности человека по производству орудий труда.

Игровая теория строится на теории игры. Считается, что игра как биологический инстинкт, присутствует в мире животных, и она же является элементом культуры. Поэтому предлагается версия, что в какой-то момент прачеловек в стадии игры перешагивает рамки чисто биологической деятельности и становится человеком.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...