Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты, особенности и основные течения современной западной философии (структурализм, герменевтика, философская антропология, постмодернизм)




В 60-70-е гг. 20 в. такие направления буржуазной философии, как прагматизм, неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм и др., постепенно утрачивают свое былое влияние. На передний план выступают структурализм, герменевтика, философская антропология, философия постмодерна, пытающиеся путем изменения проблематики и методов исследования преодолеть кризисное состояние западной философской мысли.

Структурализм

В формировании собственно структуралистского направления участвовали Женевская школа лингвистики (Ф. Де Соссюр и его ученики), русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морисса, Копенгагенский и Нью-йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко и др.

Его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как внешнее проявление внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть которые они и считали своей задачей, при этом гуманитарным наукам придавался статус наук точных. Поэтому структурализм возникает прежде всего как комплекс структурно-семиотических представлений с явно выраженной лингвистической ориентацией.

Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого «скелета» объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. В рамках структурализма особое место занимает стрктурная антропология К. Леви-Стросса.

В мифологическом мышлении, по его мнению, скрыта объективная логика отношений между предметами, схваченная суждениями и закрепленная в терминах. Таким образом, глубинная логика созидательной деятельности формировалась уже в примитивных культурах и является единой для древнего мира и современного человека. Исходя из этого Леви-Стросс приходит к выводу, что все человечество связано единой структурой бессознательного, породившей в различных условиях отличные, лишь на первый взгляд, этнические и национальные культуры.

Герменевтика

Герменевтика представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. В XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов и приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли. Сам этот термин восходит к имени посланца Богов Гермеса, который должен был истолковывать и объяснять людям божественные вести.

Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены вначале XIX в. немецким философом Ф. Д. Шлейержахером. Взгляд на герменевтику как на методологическую основу гуманитарного знания был выработан в работах известного немецкого философа Вильгельма Дильтея. Герменевтика была распространена им на область «наук о духе», занятых изучением культуры и истории и, разумеется, общества и человека.

Взгляды Дильтея связаны с разработкой философии жизни. В его учении центральным является понятие «жизнь» как способ бытия человека и культурно-исторической реальности. Человек не имеет истории, он сам есть история, раскрывающая, что он представляет собой такое. Философ четко отделял от человеческого мира истории иной, природный мир.

Постмодернизм

Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко. Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать " тотальный критицизм ", или " контрфилософский дискурс ". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта.

Философская антропология

Философская антропология — фундаментальная наука о сущности и сущностной структуре человека; о его отношении к царству природы (неорганический мир, растение, животное) и к основе всех вещей; о его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; о силах и властях, которые движут им, и которыми движет он; об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, их сущностных возможностях и действительностях.

Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи права и бесправия, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность.

Духовная «личность» человека – это не субстанциональная вещь и не бытие в форме предмета. Человек может активно собирать в себе личность. Ибо личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную индивидуальную самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира. Но человек как инстинктивное и живое существо равно изначально коренится также – в аналогичном смысле – и в божественном порыве «природы» в Боге. Это единство укорененности всех людей, да и всего живого, в божественном порыве мы испытываем в великих движениях симпатии, любви, во всех формах единения с космосом…

 

№ 20. Исторические формы позитивизма (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм и критический рационализм

Позитивизм — направление совр. буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникает в 30-40 гг. 19 в. Основатель ввел термин и основные теоретические положения — Огюст Конт. Также он выдвинул идею о неспособности традиционной философии отвечать на вопросы, поставленные наукой, выделил в развитии мыслительных способностей человечества 3 этапа умственного развития:

1. Теологический.

2. Метафизический.

3. Позитивный.

Т.е. 1. Мировоззрение мифологическое;

2. Метафизическая – мир объясняется абстрактными сущностями и причинами;

3. Позитивная стадия – характеризуется господством естественных наук, научным объяснением всех явлений.

Три стадии технического развития:

1. традиционное общество;

2. доиндустриальное;

3. индустриальное

Задача философии с точки зрения позитивизма — обобщение результатов естественных наук.

Методы позитивизма – наблюдение, эксперимент, сравнение, индукция, дедукция и опытно проверяемая гипотеза. Для Конта метод – система интеллектуальных привычек.

Законы картины мира по Конту:

1. Закон 3-х стадий (см выше)

2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению: человеческое познание развивается от умозрительного конструирования картины мира к построению её на иных, эмпирических основаниях.

3. Энциклопедический закон: выражается в классификации наук по объективным основаниям, т.е. классификация наук по объекту исследования.

Позитивистская философия должна исследовать не происхождение, а связь явлений.

Позитивизм в своем развитии прошёл три стадии:

1) Классический позитивизм (О. Конт, Литтре, Лаффит, Миль, Спенсер) (философия – обобщает знания науки).

2) Эмпириокритицизм (Махизм).

3) Неопозитивизм.

Эмпириокритицизм (Махизм)

Возник на рубеже 19-20вв. (70-90 гг. 19 в.) Основоположник — Эрнст Мах.

Махизм характеризуется отказом даже от формального признания объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители первого этапа позитивизма. В махизме проблемы истолковывались с точки зрения крайнего психологизма.

Другим известным представителем был Авенариус. Ставилась задача очистить естественнонаучное мышление от метафизики, т. е. от философии. По мнению Маха, существует только естественнонаучная методология и психология познания. Отрицал объективность вещей. Мах стал на позицию субъективного идеализма. По его мнению, человек должен быть «как можно более экономичным», а это требует крайних форм абстрактного мышления. Основной принцип — экономизация, гармонизация и организация мысли. Поэтому, полагал Мах, все научные понятия, законы лишены объективного содержания — они продукты ума.

Авенариус выдвинул учение о принципиальной комбинации, т. е. учение о неразрывной связи субъекта и объекта. Окружающий мир дан нам принципом комбинации, т. е. в опыте.

Неопозитивизм (логический позитивизм). Начинается в 20-х гг. 20 в с «венского кружка». (Карнап, Нейрат, Франк, Шлик и т. д.). Основоположники – Бертран Рассел, Карнап. По мнению неопозитивистов, каждая философская проблема, если ее подвергнуть анализу, оказывается логической. Задача философии — построить логически совершенный язык науки из элементарных частей, бороться с метафизикой, т.е. традиционно понимая под этим философию. Карнап считал предпосылками ко всякому познанию факты и события, т.е. чувственные данные.

По мнению Карнапа, философия — свод логических правил и форм. Карнап сформулировал принцип верификации, согласно которому в философию нужно вводить только такие предложения, которые можно проверить на истинность. Но недостатком этого принципа является то, что он не вытекает из опыта и не может быть получен аналитически. Основное место на этом этапе занимают вопросы языка, символической логики, структуры научного исследования и т.д. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических знаний.

Постпозитивизм. Представители — Поппер, Кун.

Принцип фальсификации. По мнению Поппера, научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать некоторые из них. Чем больше фактов, тем она более фальсифицирована, тем более она научна. С этим принципом стало возможным исследование и развитие уже готовых гипотез. Фальсификация — оправергаемость научных знаний.

Кун ввел понятие «парадигма» (пример, образец), т. е. теория принята в качестве образца решения задач.

Критический рационализм. ( К. Поппер, И. Лакатос, Фейерабенд) разрабатывает свою концепцию, анализируя проблемы развития научного знания. Его представители считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Это по существу означает непризнание мировоззренческой функции философии. Критические рационалисты признают существование реального мира и возможность его научного описания. Поппер принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс научного познания рассматривается им как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий. Отрицая принцип объективной истины, теория критического рационализма приходит к признанию множественности истин, субъективного характера знаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...