Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности




Эластичность предложения – это мера чувствительности величины предложения на товар к изменению какой-либо из детерминант предложения на этот товар:

 

(13)

 

Выделяют два вида эластичности предложения:

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность предложения.

 

Эластичность предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения на товар при изменении цены на данный товар:

 

(14)

Эластичность предложения по цене бывает двух видов, в зависимости от методики расчета:

а) точечной:

 

(15)

б) дуговой:

 

(16)

 

Так как объем предложения – неубывающая, а возрастающая функция цены, эластичность предложения в обычных случаях – положительная величина.

Предложение может быть:

1) эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины предложения: ЕS/P > 1;

2) неэластичным, если процентное изменение величины предложения меньше процентного изменения цены: 0 S/P < 1;

3) совершенно (абсолютно) эластичным, если изменение величины предложения не изменяет цену: ЕS/P = + ∞;

Р

 

S

 

 

Q

4) совершенно (абсолютно) неэластичным, если изменение цены не приводит к изменению предложения: ЕS/P =0.

В качестве примера совершенно неэластичного предложения можно привести предложение земли, картин Рембранта, музыкальных произведений Моцарта и т.д..

P S

 

 

Q

 

Факторы, оказывающие влияние на эластичность предложения по цене.

1. Периоды времени; в экономике их принято подразделять на мгновенный, короткий и длительный периоды времени (рис.8).

Р SК

Е1

РЕ1 SS

РЕ2 Е2 SL

РЕ3 Е3

РЕ

Е

 

QE1 QE2 QE3 Q

Рис.8. Равновесие в трех периодах (мгновенном, коротком, длительном)

 

Мгновенным называют период времени, в течение которого все факторы производства постоянны (трудовые, материальные и финансовые ресурсы), поэтому предложение товара не может быть изменено, ЕS/P = 0. В течение этого периода производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде (SК) принимает на графике вертикальное положение. Единственная возможность в этой ситуации – ликвидировать неожиданно возникший дефицит – заключается в росте цены с РЕ до РЕ1.

Коротким называют период времени, в котором производитель может в некоторой степени приспособиться к изменяющийся цене (например, в результате изменения спроса) ЕS/P > 0. В коротком периоде времени одни факторы продолжают рассматриваться как постоянные (производственные мощности), в то время как другие становятся переменными величинами (трудовые ресурсы, материальные ресурсы, финансовые возможности). В результате принятых мер производители смогут несколько увеличить (в нашем рассматриваемом примере) с QЕ1 до QЕ2. Линия предложения займет положение SS. Равновесная цена при этом несколько понизится с РЕ1 до РЕ2, хотя и будет оставаться выше первоначального уровня. Однако при приближении к некоторому предельному объему производства эластичность снижается, стремясь к нулю (так как не все факторы полностью взаимозаменяемы).

В длительном периоде возможности приспособления еще шире, а коэффициент эластичности – больше, чем в коротком периоде, так как в данном периоде все факторы производства могут быть изменены, приспособлены под изменившуюся конъюнктуру рынка. Кривая предложения будет иметь более пологий вид (SL). При этом объем выпуска значительно возрастет (до QЕ3), а равновесная цена еще более понизится (до РЕ3).

Конкретная продолжительность каждого периода зависит от длительности производственного цикла, капиталоемкости производства и т. п. Время, которое в одной отрасли будет принято за короткий (например, в судостроении, авиастроении), в другой будет рассматриваться как длительный (производство одежды, обуви, прохладительных напитков и т. д.) период.

2. Типы предлагаемых к продаже товаров и услуг: товары, услуги, технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене, и наоборот.

3. Наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей (уровень достигнутого использования ресурсов): если резервов нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены.

4. Возможность длительного хранения продукции и стоимость хранения: чем более длительный срок хранения, тем более эластично предложение.

5. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

6. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка самолетов и производство кондитерских изделий, хлебопечение).

Перекрестная эластичность предложения показывает, насколько процентов изменится объем предложения на товар А, если цена на товар В изменится на один процент.

(17)

 

Если:

> 0 – товары А и В комплиментарные;

< 0 – субституты;

= 0 – нейтральные товары.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...