Практическое значение анализа эластичности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Большое влияние на поведение продавцов товаров и услуг оказывает эластичность спроса по цене. Основной целью продавцов является такое ценообразование, при котором достигается наибольшая выручка от реализации продукции. Рассмотрим пример. 1. функция спроса линейная – Q = a - b × P; 2. эластичность спроса по цене рассчитывается точечным методом. Валовая выручка продавца (TR) (выручка от реализации, валовой доход) показывает объем денежных средств, полученный продавцом при реализации продукции, рассчитывается путем умножения цены товара (Р) на объем реализованного товара (Q). Единичная эластичность спроса по цене делит функцию спроса на две части: эластичного и неэластичного спроса. Поэтому для продавца выгодно: 1) снижать цену на участке эластичного спроса, так как процентное снижение цены дает большее процентное увеличение объема спроса, что приводит (рис.9) к росту объема валовой выручки, и наоборот; 2) повышать цену на участке неэластичного спроса: процентное повышение цены меньше процентного снижения объема реализации, валовая выручка продавца увеличивается, и наоборот.
Р Р Эластичный спрос
а/2b ЕD/P=-1 max TR
Неэластичный спрос TR
ED/P -1 0 a/2 Q TR = P × Q Рис.9. Взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.
Отсюда вытекает, что продавец стремится сместить цену в зону эластичного спроса. В зоне неэластичного спроса, где цены низки, продавцу находиться невыгодно. Снижение цены может быть осуществлено только под давлением конкуренции или целенаправленных мер государства. Именно этим объясняется тот факт,что цены на социально значимые товары и вообще на товары первой необходимости в рыночной экономике и тем более в социально ориентированной рыночной экономике государство стремится удержать в зоне неэластичного спроса.
Пример. Функция спроса на продукцию предприятия имеет вид Q = 12- 2P. Цена измеряется в тысячах рублей, объем спроса в тысячах штук. На основе таблицы 6.5, построим графики эластичности спроса по цене и валовой выручки (рис. 6.10). Таблица 6. Эластичность спроса
Р Р 3 ЕD/P =-1 max TR
ED/P -1 -0,5-0,2 0 2 4 6 8 10 12 Q 10 16 18
Рис. 10. Взаимосвязь эластичности спроса по цене и валовой выручки.
Как видно из приведенного примера, валовая выручка достигает своего максимума при эластичности спроса по цене, равной -1. Линия спроса между промежутком цены от 3 до 6 тыс. руб. характеризуется эластичным спросом (при снижении цены с 5 до 4 тыс. руб. выручка продавца выросла с 10 до 16 млн руб.). Отрезок цен от 0 до 3 тыс. руб. обладает неэластичным спросом. Поэтому, если продавец увеличит цену с 2 до 3 тыс. руб., это приведет к росту валового дохода на 2 млн руб. Исходя из эластичности спроса по цене, строят свою систему ценообразования и производители. При этом в качестве критерия эффективности они используют объем прибыли (в большинстве случаев основной целью предприятия является максимизация прибыли), которая исчисляется как разность между валовой выручкой и издержками производства (тем самым происходит соизмерение валовой выручки и издержек производства). Допустим, предприятие решило с целью увеличения реализации товара, снизить цену на 5 %. Если эластичность спроса по цене равна -4, то в результате проведения такой ценовой политики спрос на продукцию увеличится на 20 %. Это, в свою очередь, изменит валовую выручку предприятия с 10 млн руб. до 12,5 млн руб. При этом предприятие вынуждено увеличить расходы (издержки) на производство продукции.
Анализируя целесообразность снижения цены для предприятия, необходимо выявить не только изменение выручки от реализации, но и изменение прибыли (сравнить первоначальный объем прибыли предприятия с прибылью после снижения цены): 1) если прибыль после снижения цены превышает первоначальный размер, предприятие выигрывает от снижения цены; 2) если прибыль меньше первоначального размера, предприятие проиграло от данной ценовой политики. В рассматриваемом примере, чтобы сделать вывод о целесообразности снижения цены, необходимо сопоставить валовую выручку и размер издержек производства до и после изменения цены. От величины эластичности спроса по цене зависит не только поведение фирмы-производителя с ее структурой издержек, но и государства при проведении им экономической политики. Это видно из следующих примеров. 1. Характер воздействия технологического прогресса на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса по цене на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое оборудование, сберегающее труд, что приводит к высвобождению 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Следовательно, воздействие снижения цен на объем продаж фирмы и на количество необходимых ей рабочих будет зависеть от эластичности спроса по цене на продукт. Если спрос является высокоэластичным, то возникающая при этом возможность по расширению продаж, а следовательно, и увеличению предложения (производства) продукции может привести не к сокращению, а к увеличению численности работающих. Неэластичный спрос приведет к тому, что лишь немногие (либо вообще никто) из высвобожденных рабочих могут быть трудоустроены на фирме, так как прирост объема продаж и производства будет невелик. 2. При выборе товаров и услуг, к которым можно применить налогообложение в форме акциза, государство должно принимать во внимание, какова у них величина эластичности спроса по цене. Предположим, что на какой-то продукт установлен акциз в 2 500 руб., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Тогда доход государства от налогообложения составит 25 млн руб. Если налог будет повышен до 3500 руб., то более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса по цене, а доход от налогообложения упадет до 17,5 млн руб. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Поэтому государство устанавливает акцизы на такие товары, спрос на которые неэластичен. Отсюда традиционно подакцизными товарами являются алкогольные напитки, сигареты, топливо, т. е. товары, имеющие неэластичный спрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|