Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная и экономическая сфера




Кафедра «Автоматизированных систем управления»

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Управление в социально-экономических системах»

На тему: «Применение методов и моделей системного анализа и теории управления к задачам управления в социальной и экономической сферах»

 

Выполнил:

Студент 5 курса

группы МИВТ-16-1-2

Зенин Кирилл Андреевич

 

 

Москва


Содержание

 

Введение. 3

Основная часть. 6

Глава I 6

1. Социальная и экономическая сфера. 6

2. Методы и модели системного анализа. 9

3. Методы и модели теории принятия решений. 13

Глава II 16

1. Краткие сведения о компании «SimpLAN». 16

2. Анализ экономической подсистемы организации. 17

3. Построение математической модели и применение симплекс-метода ТПР для анализа модели. 18

4. Применения метода экспертных оценок на основе ранговой системы оценки с последующей нормализацией, ранжировкой и применением метода медиан рангов для анализа модели экономической подсистемы. 29

5. Анализ социальной подсистемы организации, построение ее модели, улучшение и анализ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

 

 

 


Введение

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Взаимоотношения между экономической и социальной сферами — это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально-экономические процессы. Связь экономических факторов с социологическими часто упускается из вида в процессе принятия решений. Именно связь этих двух составляющих в целом отражает состояние предприятия в целом.

Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.

Переходной этап к рыночным отношениям в экономике России характеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей части работников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свелась практически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату при равнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедность мотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.

 

Сказанное относится не только к работникам, но и к специалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.

Часть работников, сохранивших нравственные основы трудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство и зачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касается работодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическим опросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдают предпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управления падением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного метода воздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился на сегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточно эффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства и значительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнести пропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы, коллективный подряд и другие известные приемы.

В данной работе предлагается рассмотреть применимость методики системного анализа и теории принятия решений в социальной и экономической сфере предприятия и проследить в его рамках влияние изменений в одной сфере на другую.

Целью данной курсовой работы заключается повышение эффективности работы организации за счет управленческого воздействия на ее социальную и экономическую сферу.

Объектом исследования является социально-экономическая система «SimpLAN».

Предметом исследования является модель организации, включающая социальную и экономическую составляющие.

 

Задачи:

1. Рассмотреть роль и связь социальной и экономической сфер.

3. Произвести обзор моделей и методов СА и ТПР.

4. Произвести анализ предприятия со стороны социальной и экономической сфер и построить его модель.

5. Применить методы ТПР для улучшения производительности предприятия.

Научная новизна работы заключается в исследовании возможности и значимости применения моделей и методов системного анализа и теории принятия решений для повышения показателей экономической и социальной сферы небольшой организации.

Практическая значимость работы заключается в повышении эффективности работы небольшой организации и ее работников.


Основная часть

Глава I

Социальная и экономическая сфера

По мнению Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной экономическая сфера представляет собой целостную подсистему общества, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она образуется множеством частных по отношению к ней систем большей сложности.

Социальная сфера не образует отдельной подсистемы и не может рассматриваться на равных с экономической, политической и тому подобными сферами, чтобы понять ее природу, определим понятие «социальное отношение» (как главную характеристику социальной сферы). Социальные отношения понимаются в научной литературе в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле они означают отношения между любыми общностями (например, коллективами предприятий, населением разных регионов и прочее), в узком - отношения между классами, социальными слоями и группами, занимающими в обществе разное положение. По мнению М.Н. Руткевича, социальные отношения - это «отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда «присутствуют» в экономических, равно как и в политических и других общественных отношениях (хотя и не исчерпывают их).

Какова же связь понимаемой таким образом социальной области с экономической сферой?

Прежде всего, положение, занимаемое разными группами в обществе, в решающей мере определяется системой экономических отношений. Более того, сами группы, о которых идет речь в экономической социологии, - это совокупности индивидов, характеризующихся сходным положением в экономической сфере, то есть находятся внутри структурных подразделений общественной экономики. Они как бы несут на себе ее черты в соответствии с известным афоризмом К. Маркса о сущности общественного человека как совокупности социальных отношений. В этом «отпечатывании» экономических отношений на функционирующих внутри них группах проявляется прямое воздействие экономического на социальное.

Вместе с тем социальная область - это мощный фактор «обратного влияния» на функционирование и развитие экономики, которые реализуется через активность социально-экономических групп, являющихся движущей силой социально-экономических процессов. Под социальными процессами понимают изменения социальных объектов во времени, закономерности, возникающие при смене их состояний.[1]

Итак, взаимоотношения между экономической и социальной областью - это влияние экономических отношений на социальную структуру общества и на активность социальных групп, а также влияние системы социальных неравенств на социально - экономические процессы.

Тесную связь социальной и экономической сферы можно наблюдать на примере небольшой системы, составляющей совокупность этих сфер - предприятия. Любое предприятие можно рассматривать как социально-экономическую систему, имеющую внутреннюю структуру, функционирующую в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Социальной системой предприятие является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется людьми, обладающими определенными личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования экономических ресурсов и реализации продукции обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта.

Рассматривая предприятие как систему, необходимо выделить в ней объект и субъект воздействия. Объектом воздействия в системе предприятия выступает совокупность материальных условий, производственных, организационных процессов, отношений между работниками при выполнении предприятием своих функций. Субъектом является аппарат управления, который посредством различных форм и методов воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится основой жизнедеятельности, как отдельных работников, так и отдельных профессиональных групп, целых производственных коллективов.

Таким образом, можно выделить задачи управления в социальной подсистеме предприятия:

· улучшение социальных условий сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

· повышение квалификации работников путем обеспечения их соотствующими курсами и мотивацией к данному процессу.

· предотвращение возникновения спорных ситуаций и конфликтов в рамках рабочего коллектива.

Рассмотрим также задачи управления и в экономической подсистеме предприятия:

· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

· обеспечение автоматизации производства

· постоянный поиск и освоение новых рынков.

· определение конкретных целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

· выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи одной области прекрасно дополняют задачи другой области, в общем счете приводя к повышению эффективности работы предприятия. Однако не так просто сразу решить и те и другие задачи. Проблема состоит в том, что решение задач экономической сферы может усугубить решение задач социальной сферы и наоборот. [2]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...