Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА : Художественно-образные особенности древнерусского декоративно-прикладного искусства.




Термин "древняя" применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Время, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки».
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.

Характеристика периода:

- к IХ в. существует более десятка племенных союзов;

- сохранились основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию;

- 882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства, центром объединенного государства стал Киев;

- находясь между Европой и Азией, славянские племена подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам,что вынудило их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны;

 

Развитие декоративно-прикладного искусства в период IХ-ХIII вв.:

История русского декоративно-прикладного искусства насчитывает практически 1000 лет. На протяжении всего это­го времени в декоративно-прикладном искусстве наблюдают­ся как этапы становления единого художественного стили­стического направления, так и развитие различных творче­ских школ, дифференцированных по видам материалов и способам их технологической обработки.

Делится он на два этапа:

1. Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — с X века до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется:

- совершенной и высокой техникой ремесленного производства. (количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими);

- распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был еще ограничен;

- были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства.

Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

2. На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века:

- происходит резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций (в текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок.);

- возрастает производительность и проявляется и серийность производства;

- создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремеслах;

- наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства.

Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.

 

Академик А.Б.Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» разделяет городское и деревенское ремесленное производство.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады. В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

В древнерусских городах были развиты такие виды ремесел как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное и т.д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок. В городах были развиты кузнечно-слесарное и оруженое дело, обработка драгоценных металлов, литейное дело, ковка и чеканка, волочение проволоки, филирань и зернь, эмаль, гончарное дело, производство стекла и т.д. В деревнях были развиты кузнечное ремесло, ювелирное дело, гончарное дело, обработка дерева, обработка кож и меха, ткачество и т.д.

Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.

Из всего многоцветного богатства древнего деревенского прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца ("усерязи"), наборы монист ("гривной утвари") из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков.

В каждой славянской земле существовали свои этнографические отличия в стиле и рисунке женских украшений, по которым археологи довольно точно определяют границы земель радимичей, вятичей, кривичей или северян.

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило ос­нову для проникновения христианства в сферу декоративно-прикладного искусства Древней Руси. Основным направле­нием при изготовлении художественных изделий до христиа­низации Руси было жреческое славянское язычество, погре­бальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украше­ния — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декори­ровались. Основная задача подобных изображений — охран­ное значение, ограждение и защита человека от нечеловече­ских (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных зна­ков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славян­ских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые от­ражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точка­ми, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика при­давала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архи­тектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Инте­ресной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располага­лась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

Своеобразие русского искусства, в частности, прикладно­го, состоит в том, что оно основано на соединении культуры славянского язычества с особенностями христианской куль­туры. Взаимопроникновение культур обнаруживается как в больших архитектурных сооружениях, так и в малых художе­ственных изделиях прикладного творчества. В ранних культо­вых православных изделиях заметны и языческие символы, а орнамент Древней Руси представляет собой своеобразную вязь из элементов христианской культуры и языческих народ­ных мотивов.

Ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков.

Русь практически бесконфликтно приняла христиан­скую религию. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями.

В отличие от ви­зантийского, русскому орнаменту было свойственно, что в пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой харак­тер стилизации. В русском орнаменте проявляется наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распространившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла.

Прикладное искусство Древней Руси интересно как внеш­ней контурной простотой изделий, так и глубоким семантиче­ским значением орнаментальных мотивов, знаков.

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнооб­разно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и видах, типах художественных изделий — от сложных произве­дений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сло­жились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

Созданием общей картины русского прикладного искус­ства занимались многие исследователи: профессор JI. Г. Ор­шанский (в 20-е гг. XX в).; академик А. Б. Рыбаков; Т. М. Разина

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...