ТЕМА : Художественно-образные особенности древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Термин "древняя" применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории. Время, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки». Характеристика периода: - к IХ в. существует более десятка племенных союзов; - сохранились основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию; - 882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства, центром объединенного государства стал Киев; - находясь между Европой и Азией, славянские племена подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам,что вынудило их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны;
Развитие декоративно-прикладного искусства в период IХ-ХIII вв.: История русского декоративно-прикладного искусства насчитывает практически 1000 лет. На протяжении всего этого времени в декоративно-прикладном искусстве наблюдаются как этапы становления единого художественного стилистического направления, так и развитие различных творческих школ, дифференцированных по видам материалов и способам их технологической обработки. Делится он на два этапа: 1. Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков — с X века до 20—30-х годов XII века. Он характеризуется:
- совершенной и высокой техникой ремесленного производства. (количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими); - распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был еще ограничен; - были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока. 2. На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века: - происходит резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций (в текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок.); - возрастает производительность и проявляется и серийность производства; - создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремеслах; - наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.
Академик А.Б.Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» разделяет городское и деревенское ремесленное производство. С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады. В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.
В древнерусских городах были развиты такие виды ремесел как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное и т.д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок. В городах были развиты кузнечно-слесарное и оруженое дело, обработка драгоценных металлов, литейное дело, ковка и чеканка, волочение проволоки, филирань и зернь, эмаль, гончарное дело, производство стекла и т.д. В деревнях были развиты кузнечное ремесло, ювелирное дело, гончарное дело, обработка дерева, обработка кож и меха, ткачество и т.д. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные. Из всего многоцветного богатства древнего деревенского прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца ("усерязи"), наборы монист ("гривной утвари") из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков. В каждой славянской земле существовали свои этнографические отличия в стиле и рисунке женских украшений, по которым археологи довольно точно определяют границы земель радимичей, вятичей, кривичей или северян. Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило основу для проникновения христианства в сферу декоративно-прикладного искусства Древней Руси. Основным направлением при изготовлении художественных изделий до христианизации Руси было жреческое славянское язычество, погребальные культы. Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украшения — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декорировались. Основная задача подобных изображений — охранное значение, ограждение и защита человека от нечеловеческих (непознанных) сил и чар. Большая часть подобных знаков — это обращение с просьбой, мольбой к матушке-земле, желание задобрить ее и умилостивить. В раскопках славянских курганов и поселений археологи находят множество предметов со следами архаических орнаментов, которые отражают истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них в виде креста, квадрата с четырьмя точками, ромба, круга являлись условными знаками, символами солнца, земли, неба и их стихий. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры: молниеотводы на причелинах, коньки на крышах домов, амбаров, у печей, на посуде; утвари и одежде. Интересной для изучения славянского орнамента является одежда. Вся древняя одежда украшалась вышивкой. Она располагалась по вороту, на груди и на спине, на рукавах, подоле и на поясе. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.
Своеобразие русского искусства, в частности, прикладного, состоит в том, что оно основано на соединении культуры славянского язычества с особенностями христианской культуры. Взаимопроникновение культур обнаруживается как в больших архитектурных сооружениях, так и в малых художественных изделиях прикладного творчества. В ранних культовых православных изделиях заметны и языческие символы, а орнамент Древней Руси представляет собой своеобразную вязь из элементов христианской культуры и языческих народных мотивов.
Ко времени принятия христианства русское искусство находилась на достаточно высокой ступени развития. Тератологический стиль, развившийся на Руси в X веке, с одной стороны, органически вырастает из звериных композиций VI-VII веков, а с другой – является родоначальником стиля прикладного искусства XI – XII веков. Русь практически бесконфликтно приняла христианскую религию. Языческий же орнамент не только сохранился, но и получил возможность дальнейшего развития, обогащаясь новыми идеями. В отличие от византийского, русскому орнаменту было свойственно, что в пределах единой композиции имел место либо тот, либо другой характер стилизации. В русском орнаменте проявляется наследие кельтской орнаментики, проникшее через искусство манускриптов и широко распространившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла. Прикладное искусство Древней Руси интересно как внешней контурной простотой изделий, так и глубоким семантическим значением орнаментальных мотивов, знаков. Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнообразно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и видах, типах художественных изделий — от сложных произведений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сложились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.
Созданием общей картины русского прикладного искусства занимались многие исследователи: профессор JI. Г. Оршанский (в 20-е гг. XX в).; академик А. Б. Рыбаков; Т. М. Разина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|