Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История стекольных промыслов




Стекольное ремесло на Руси было известно еще в XI—XII вв. До этого времени изделия из стекла на Русь ввозили из Византии и стран Ближнего Востока. Довольно значительный импорт стекла, особенно художественного, продолжался и в последующее время. Тесные связи с Византией способствовали разви­тию производства смальты, которая находила широкое при­менение в киевских храмах.

Особенность:

- в начальный период производ­ство стекла ограничивалось рамками мастерских при церквях, где технология не позволяла достичь высоких температур, не­обходимых для получения прозрачного стекла, поэтому стек­лоделы стремились добиться его цветового многообразия. Достоянием стекольного ремесла в Древней Руси следует считать обширную цветовую гамму и стойкую интенсивность цвета.

В Древней Руси из стекла изготовляли посуду и оконницы, но основная его масса шла на предметы украшения — бусы, браслеты, перстни.
Огромным разнообразием отличались стеклянные бусы, яркие и звучные, а иногда сдержанные и глубокие по цвету. Они различались по материалу — прозрачному, полупрозрачному и непрозрачному; по цвету — зеленые, синие, желтые, красные; по форме — от простых и овальных до сложной геометрической формы, с затейливым глазчатым или спиралевидным расписным орнаментом. В Новгороде их найдено более двух тысяч экземпляров. Из бус, часто соединяя их с драгоценными камнями, хрусталем, бронзовыми, серебряными и золотыми подвесками, составляли многоцветные нарядные ожерелья. Мода на бусы менялась довольно часто. Археологи по форме, цвету и орнаментике бус легко датируют те слои или погребения, где их находят.

Многочисленны находки стеклянных браслетов. Женщины в древнем Новгороде, как и по всей Руси, очень любили украшать себя стеклянными браслетами разной формы и цвета. Мода на стеклянные браслеты появилась в 30-40-6 годы XII века и прошла в начале XIV века.

До конца XII века стеклянные браслеты в Новгород привозили из Киевской земли. Затем возникло их местное производство. Браслеты всегда делались круглыми, но различными по сечению: гладкие, крученые, витые, квадратные, рубчатые, треугольные, плоско-выпуклые. Богатой была цветовая гамма стекла, из которого они изготовлялись, — чёрного, коричневого, зеленого, желтого, бирюзового, фиолетового, синего и бесцветного.

 

Кожа

Изделия из кожи являются одними из массовых находок на раскопках в Новгороде. Подавляющая ее масса (более 15 тысяч находок) представлена кроем верха, носками, задниками, подошвами, стельками. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук, но среди них обувь разнообразных моделей(женская,мужская и детская), кожаная галантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей.

 


Художественная обработка кожи:

1- вышивка;
Мягкие башмаки и вся женская обувь украшались вышивкой. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетенкой. Вышивку по коже делали шерстяными, льняными и шелковыми нитями. Нити красили в зеленый, красный, желтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом «назад иглой» или «веревочкой», иногда рисунок заполняли ковровым швом.

2. различные ремешки;

Помимо вышивки обувь украшали узкими ремешками, которые продергивали через ряды прорезей в верхней ее части. Среди кожаной галантереи встречаются разнообразные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы для топоров, футляры для ложек, рукавицы, поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое.

3. тиснение и апликация;
Художественное тиснение по коже делалось следующим образом. Мастер брал предварительно размоченную заготовку кожи, клал ее на деревянную форму, в которой, как на модели, был вырезан будущий узор или изображение, и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе, после чего сухую заготовку в зависимости от вида изделия кроили.

Многочисленны находки кожаной художественной аппликации в культурных слоях всех веков. Она представлена всеми видами декора — от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.

 

 

Кость

Изделия из кости и рога носили чисто бытовой утилитарный характер — такие, как гребни и расчески, ручки ножей и инструментов, иглы и писала, кресты и иконки, пиксиды и пеналы, детали боевых луков и коуши от парусной оснастки кораблей, ложки и солоницы. Но особенно многообразны были художественные поделки, изготовляемые специально для украшения одежды, утвари и других предметов.

Главным материалом косторезного производства были:

- кости крупных домашних животных (для производства шли берцовые, пястные и плюсневые кости; их необходимо было обезжирить, а затем распрямить. После длительного процесса вываривания кости в щелоке ее под сильными прессами расправляли в пластины);

-рога лосей и оленей, иногда рога быков, туров;

- моржовую кость («рыбий зуб»).

 

Обработка кости по своим техническим приемам стоит очень близко к обработке дерева. Разница заключается в большей твердости кости, которая требовала от мастера большей изощренности приемов и более совершенных инструментов.

Лучшая, по сравнению с деревом, сохранность кости позволяет полнее проследить технику сверления, распила и обточки, чем это можно сделать на деревянных вещах. Кость пополняет наши сведения об этом периоде и о технике резьбы вообще.

Таким образом, анализ костяных вещей говорит о применении ножа, резца, сверла, пилы и токарного станка. Такой сложный инструментарий, необходимый резчикам по кости, привел к выделению их в особый раздел ремесленников.

 

 


Виды резьбы:

— контурную, плоскорельефную, объемно-рельефную (часто сочетая ее с прорезью) и объемную.

Виды орнамента:

— «звериный», растительный и геометрический. Все эти мотивы очень часто сочетались с излюбленной славянской плетенкой.

Самым излюбленным украшением был глазковый орнамент, состоящий из круга с точкой посередине или из двух концентрических кругов, но опять-таки с точкой. Он наносился маленьким железным двузубцем (или трезубцем), одна ножка которого ставилась на место точки, а другая описывала вокруг нее окружность. Такие глазки иногда соединялись линиями, полосами, зигзагами, проведенными ножом или резцом.

 

Излюбленным сюжетом являются образы:

- «лют зверя» и грозного чудища-дракона — охранителей микромира человека;

- фантастические драконы, они изображались с змеевидным туловищем и крыльями;

- фигуры барсов;

- изображения русалок, пьющих из рога.

В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плеток и посохов.

Значительно интереснее сложные приемы обработки кости, которые можно проследить на гребнях. Русские гребни X—XII вв. делались самых разнообразных форм. Некоторые из них имеют высокую спинку, украшенную резными головками коней или фигурками медведей. Встречаются и двусторонние гребни, одна сторона которых нарезана толстыми редкими зубьями, а другая имеет так называемый «частый» гребень специального гигиенического назначения. Зубья гребней (особенно «частых») могли быть прорезаны только пилой, так как пространство между зубьями иногда не превышает десятых долей миллиметра. Такая железная пила широко применялась в костерезном деле. Следы работы пилой можно проследить не только на гребнях, но и на ряде других предметов. Рукоятки ножей, игральные кости, пластинки для колчанов и седел,— все это также изготовлялось при помощи пилы. В этом отношении костерезное дело опередило обработку дерева, в которой, как мы видели, применение пилы было более ограниченным.

Но еще больший технический прогресс замечается в выработке круглых объемных вещей из кости. Для изготовления их применялся токарный станок; какова была его конструкция, сказать трудно, так как никаких остатков до нас не дошло. На токарном станке, были сделаны костяные шашки, найденные в Черной Могиле в Чернигове. Эта находка датирует применение токарного станка не позднее X в. При раскопках в Киеве были найдены костяные шашки и шахматные фигуры (ферзь и неизвестная фигура; XI—XII вв.). Они так же аккуратно выточены из целого куска кости.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...