Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников»




 

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Значение воды для человека. Эпидемиологическое значение воды.

2. Виды водоисточников и их санитарно-гигиеническая характеристика.

3. Правила выбора источника водоснабжения.

4. Источники загрязнения, санитарное состояние и охрана водоемов. Санитарное законодательство по водоснабжению.

5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

6. Задачи и методы санитарной экспертизы питьевой воды (правила отбора проб, составление сопроводительного документа, гигиеническое значение определения температуры воды, прозрачности, цвета, запаха, вкуса, pH, солей аммония, нитритов, нитратов, хлоридов, сульфатов, окисляемости, солей железа, жесткости, общих колиформных бактерий, термотолерантных колиформных бактерий, общего микробного числа).

7. Влияние химического состава воды на здоровье населения. Профилактика заболеваний, связанных с изменением солевого состава воды.

 

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

 

Студент должен знать:

· Значение воды для человека (физиологическое, санитарно-гигиеническое и др.);

· Виды водоисточников, зоны санитарной охраны;

· Гигиенические требования к качеству питьевой воды, основные принципы нормирования;

· Влияние химического состава воды на здоровье населения;

· Инфекционные заболевания, распространяющиеся водным путем.

 

Студент должен уметь:

· Провести сравнительную оценку видов водоисточников;

· Оценивать качество воды по установленным показателям;

· Установить возможный характер и давность загрязнения.

 

III. Литература

1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009. – Гл. V, с. 111 – 150.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 45-62.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 31-55

 

IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

1.Заполните пропуски:

Виды вооисточников

Поверхностные воды Подземные воды

…………………..

грунтовые

……………………

↓ ↓

напорные (артезианские) …………….

 

2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика водоисточников»

 

Вид водоисточника Санитарно-гигиеническая характеристика
1. Поверхностные воды Более мягкие, наиболее загрязненные
2. Почвенные  
3. Грунтовые  
4. Межпластовые  

 

3. Сапробность – один из косвенных показателей загрязнения воды открытых водоемов. Обитающие в водоемах организмы делятся на полисапробные, ….., …., …...

 

 

4. Заполните пропуски:

Поверхностные воды

Зоны санитарной охраны Границы (протяженность)
1. Зона строгого режима ………..
2. …… ………..
3. Зона наблюдений ………..

Подземные воды

Зоны санитарной охраны Границы (м)
1. …….. ……….
2. …….. ……….

 

5. В соответствии с санитарными правилами источники водоснабжения выбираются в следующем порядке:

1. ……………

2. межпластовые безнапорные воды

3. ……………

4. открытые водоемы

 

6. А. Перечислите гигиенические требования к питьевой воде

Б. Укажите, какие виды показателей качества питьевой воды относятся к нижеперечисленным (например: безупречность - органолептические)

- безвредность - ………..

- безопасность - ………..

 

7. Допишите недостающие сведения:

а) Органолептические показатели качества питьевой воды – мутность, ………………………………………………………………………………….

 

Б) Химические показатели

обобщенные (окисляемость,..,..) показатели состава

неорганические химические вещества,

вещества поступающие и образую-

(железо, ……) щиеся в воде в процессе

ее обработки

органические

вещества

(аммиак, ……..)

 

в) показатели радиационной безопасности: общая α-радиоактивность, ……….

г) микробиологические показатели …………………………

д) паразитологические показатели …………………………..

 

8. Составьте таблицу «Влияние химического состава воды на здоровье человека» по следующему образцу:

Наименование химического элемента Допустимое содержание в питьевой воде Вид патологии Основные проявления
Стронций Не более 7 мг/л Эндемическая деформация (стронциевый рахит у детей) Нарушение косте-образования, угнетение синтеза протромбина в печени, снижение активности холинэстеразы, снижение содержания кальция в костной ткани, задержка роста костей бедра и голени, некроз суставного хряща, общая деформация скелета
         
         
         

 

9. Допишите:

«Водные» эпидемии характеризуются …………………………..

 

10. С питьевой водой могут передаваться:

a. Бактерии (сальмонеллы, ………………..)

b. Вирусы (энтеровирусы гепатита Е, …………………..)

c. Простейшие (………………)

 

11. Установите соответствие:

 

Повышение содержания в воде химических веществ Сроки загрязнения
1. Аммиака и нитритов 2. Нитратов 3. Аммиака, натритов, нитратов 4. Аммиака А. Свежее Б. Длительное В. Постоянное Г. Давнее

 

Например: 4 – А

 

12. Ответьте на вопросы тестового контроля и составьте 3-4 аналогичных (обязательно разнохарактерных)

1. Наименее надежны в санитарном отношении водоисточники:

а) поверхностные;

б) межпластовые безнапорные;

в) артезианские.

 

2. К органолептическим свойствам воды относятся:

а) запах, привкус;

б) запах, привкус, цветность;

в) запах, привкус, цветность, мутность;

г) запах, привкус, цветность, мутность, жесткость.

 

3. Вирусное заболевание, распространяющееся водным путем:

а) эпидемический паротит;

б) полиомиелит;

в) брюшной тиф;

г) туляремия;

д) лямблиоз.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...