Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Методы улучшения качества питьевой воды»




I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Гигиеническая характеристика централизованного водоснабжения из подземных источников.

2. Головные очистные сооружения водопроводной системы. Зоны санитарной охраны.

3. Гигиеническая характеристика нецентрализованного водоснабжения.

4. Методы очистки питьевой воды: отстаивание, фильтрация, коагулирование. Типы коагулянтов. Химизм реакции коагулирования.

5. Методы обеззараживания воды: кипячение, действие ультрафиолетовой радиации, озонирование, хлорирование и др. Состав хлорной извести. Определение процентного содержания активного хлора в хлорной извести. Определение дозы хлорной извести по остаточному хлору.

6. Специальные методы повышения качества питьевой воды (физические, химические, электрохимические, комбинированные).

 

 

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Студент должен знать:

· Современную классификацию методов улучшения качества питьевой воды;

· Характеристику методов очистки воды;

· Сравнительную характеристику методов обеззараживания воды;

· В каких случаях используются методы специальной обработки воды;

· Нормирование в воде химических веществ, появляющихся в процессе ее обработки.

 

Студент должен уметь:

· Дать санитарную оценку различных методов обеззараживания воды;

· Составить санитарное заключение по результатам анализов, данным обследования водоисточников и указать необходимые методы повышения качества питьевой воды.

III. Литература

1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2009. – Гл. V, с. 150 – 175.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2010. – Гл. I, с. 45-62.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2008. – Гл. I, с. 55 – 63.

 

IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме

1. Заполните схему:

 

Методы улучшения качества питьевой воды

I. Основные II. Специальные

↓ ↓

А. …………. Б. Обеззараживание 1. ………

↓ ↓ 2. ………

1. Отстаивание 1. физические 3. комбинированные 3. ………

2. ……………. методы методы 4. ……......

3. ……………. 5. ………

1. ультрафиолетовое 6. …………

излучение 7. ……..…

2. …………………

3. ………………….

4. Термические способы физические химические физико-

(кипячение, высоко- химические

температурная плазма сочетание использо-

и др.) УФИ и УЗК вание хлора а) сочетание

и озона УФИ с хло-

ром и пери-

кисью водо-

рода;

б) сочетание

УЗК и хлора

и др.

2. …………………..

хлорирование …………….. использование олигодинамического

действия серебра (меди)

1. «Нормальными»

дозами хлора

2. ………………..

3. ……………….

4. ……………….

 

2. Перечислите преимущества и недостатки «быстрых» и «медленных» фильтров:

 

 

3. Дописать:

а) «Биологическая пленка» представляет собой …………………………….

б) В качестве коагулянтов применяют …….., …….., …………..

 

4. Заполните таблицу:

 

Виды хлорирования Способ проведения Оценка метода
1. Хлорирование «нормальными» дозами хлора   ………………………   ……………………..
2. Двойное хлорирование Хлор подается на водопроводную станцию дважды: перед отстойниками и после фильтров Улучшает коагуляцию и обесцвечивание, подавляет рост микрофлоры в очистных сооружениях, увеличивает надежность обеззараживания
3. Хлорирование с преаммонизацией   ………………………     ………………………..
4. Перехлорирование ……………………… ………………………..  

 

5. Дописать:

а) Хлорпоглощаемость воды – это ………………………………

 

б) Хлорпотребность - …………………………………….

 

в) «Нормальная» доза хлора – та, которая ……………………………

 

г) Содержание остаточного свободного хлора в питьевой воде должно быть не менее …….. мг/л и не более …… мг/л. Объяснить, почему дается такой предел.

 

 

6.Заполните пропуски в таблице:

 

Сравнительная оценка методов обеззараживания питьевой воды

 

Хлорирование Озонирование
Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
Широкий спектр антимикробного действия в отно-шении вегетатив-ных форм микро-оганизмов, эко-номичность, простота тех-нологии, воз-можность конт-роля процесса обеззараживания. Надежность (защита воды от вторичного загрязнения) ……………. …………… …………… ………….. ……………. ……………. …………… …………… ………….. ……………. …………… ……………. …………… …………… ………….. ……………. ……………. …………… …………… ………….. ……………. …………… Озон является взрывоопасным, токсичным. Ме-тод более доро-гой по сравне-нию с хлори-рованием. Озон быстро разла-гается, поэтому не защищает воду при реак-тивации бак-терий или вто-ричном загряз-нении. Образо-вание побочных вторичных про-дуктов: брома-тов, альдегидов и др., оказываю-щих мутогенное и др. виды неб-лагоприятного действия.

 

7. Как часто необходимо контролировать содержание остаточного хлора в питьевой воде перед подачей ее в распределительную сеть?

 

 

8. Дописать:

«Оптимум» биологического действия фтора обеспечивает его содержание в питьевой воде …… мг/л.

 

9. Установить соответствие:

 

1. Коагулирование А. Очистка воды
2. Хлорирование Б. Обеззараживание воды химическими способами
3. Фторирование В. Обеззараживание воды физическими способами
4. Фильтрация Г. Специальные методы обработки воды
5. Озонирование  
6. Отстаивание  
7. Деконтаминация  
8. Использование УФО  

 

Например: 7 – Г

 

 

10. Задача

 

При лабораторном исследовании пробы воды обнаружено: мутность – 2,5 мг/л; цвет – желтоватый; запах – 2,5 балла; общая жесткость – 9,5 ммоль/л; нитраты – 35,6 мг/л; окисляемость – 6,7 мг/л; фтор – 0,3 мг/л; общие колиформные бактерии в 100 мл – 12; общее микробное число (в 1 мл) – 450: сапробность – β-мезосапробы

a. Сравнить показатели качества воды с гигиеническими нормативами

b. Определить сроки и степень загрязнения

c. Указать методы повышения качества воды

 

11. Составить ситуационную задачу (с эталоном ответа), из которой бы следовало, что вода непригодна для питья по всем показателям, загрязнение давнее. Предложить методы улучшения качества воды.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...