Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Правила без правильных взаимоотношений ведут к бунту".




" Правила без правильных взаимоотношений ведут к бунту".

 

Ну хорошо, а как быть с содержащимся в Еф. 6: 4 предложением: " воспитывайте их в учении и наставлении Господнем"? Как должны авторитетные, контактные родители наказывать своих детей, когда " страсти накаляются"? Ниже излагаются некоторые основополагающие принципы:

Старайтесь сделать плату за плохое поведение детей небольшой

Следует помнить, что когда дети совершают какой-либо проступок, они, как правило, ищут у нас сочувствия. Разумеется, когда ребенок совершил проступок, вы не должны оставлять его безнаказанным. Необходимо принять меры, но какие? Что должен увидеть и услышать ребенок, когда вы реагируете на его проступок?

Если ребенок может заставить вас повысить голос, покраснеть от гнева или как-то еще спровоцировать вас, он придет к выводу, что дурное поведение — это лучший способ для привлечения вашего внимания.

С другой стороны, если вы спокойно отнесетесь к его проступку, не станете долго и на повышенных тонах отчитывать его и каким-то образом злиться, то плата будет гораздо меньше. Лучше всего спокойно разъяснить ребенку, что такого рода поведение недопустимо, и, если в этом есть необходимость, изолировать его на время от остальных членов семьи. Помните, что гораздо труднее привлечь внимание, когда вы одни". Поставить в угол" — видимо, устарелая идея, но, когда у вас много детей, это средство весьма эффективно.

Я понимаю, что в отношении некоторых детей дело обстоит не так-то просто, но когда вы сталкиваетесь с их плохим поведением, не забывайте, что детям положено не всегда хорошо вести себя. Они временами совершат проступки, потому что они дети. Поэтому возьмите себе за правило не поднимать шум по поводу плохого поведения ребенка; вместо этого постарайтесь сосредоточить внимание на его положительном поведении. Как об этом сказано в главе 7, постарайтесь заметить в их поведении что-то хорошее, а не только выискивать недостатки. Выражаясь словами старой популярной песни, старайтесь " выделить положительное и устранить отрицательное".

Чтобы преуспеть в этом, необходима система наказания, дающая ребенку шанс научиться и возмужать. На мой взгляд, Священное Писание учит нас двум моделям положительного наказания, которые лишь недавно " обнаружили" психологи. Одно называется " естественными последствиями", другое — " логическими последствиями". Обе модели основаны на обычной причинно-следственной связи.

 

Блудный сын страдал от естественных последствий

 

Притча о блудном сыне является прекрасной иллюстрацией естественных последствий. Молодой человек решил уйти из дома и жить по-своему и потребовал у отца свою долю имения. Отец знал, что произойдет, но тем не менее отдал сыну деньги и позволил ему уйти и самому познать тяготы жизни и закалить характер.

Естественные последствия возобладали, и молодой блудный сын кончил тем, что питался вместе со свиньями, так как у него больше ничего не осталось. Ключевой строкой притчи являются слова: " Пришед же в себя"... (Лк. 15: 17). Естественные последствия образумили молодого человека. Он решил вернуться домой к отцу, где его приняли и с тех пор любили еще больше (см. Лк. 15: 11-32).

Интересно, что отец не только отпустил его, но и дал ему имение. Многие отцы отпустили бы сына, но многие ли выдали бы ему имение, чтобы он его промотал? Немногие! Отец же блудного сына был преисполнен желания сделать это. Он ставил выработку характера выше финансовых соображений. В нашем обществе мы часто больше заботимся о финансовой стороне вопроса, чем о становлении характера. Как родителям нам следует спросить друг у друга, какого рода взгляды — важные, на наш взгляд, — мы прививаем своим детям.

Я помню, что воспользовался теорией естественных последствий, чтобы преподать Джонатану важный урок, когда он был очень маленьким. У нас в доме на уровне пола находился открытый камин, и я всегда опасался за Джонатана. Не понимая опасности огня, он мог залезть в камин и получить сильные ожоги, если мы с Шарлоттой оставим его без присмотра.

Как-то вечером мы сидели за столом при свечах и обедали. Джонатан стал тянуть руки к огню от свечи, и Шарлотта уже хотела было остановить его, но я сказал: " Оставь его".

Джонатан сунул палец в огонь и тут же с криком выдернул его. Он не получил сильных ожогов, но этого было достаточно, чтобы он понял силу огня и принял ее к сведению. Некоторые могут возразить, что позволить Джонатану сунуть палец в огонь было жестокостью с моей стороны, но я так не считаю. Я предпочел, чтобы он запомнил ожоги от слабого огня, чем от мощного пламени. С тех пор маленький Джонатан уважал огонь, и мои опасения в связи с его нахождением у камина в значительной степени рассеялись.

 

Логические последствия создаются заранее

 

Другой моделью наказания, описанной в Священном Писании, являются логические последствия. Это всего-навсего означает, что родители определяют вместе с ребенком, что если он не будет проявлять ответственности и плохо себя вести, произойдут те или иные последствия. Например: " Если не съешь весь обед, не получишь сладкого" или " Если не накормишь своего щенка, сам не будешь есть".

Нам известно, что случай с логическими последствиями произошел в Едемском саду с Адамом и Евой. Бог дал им все, но сказал, что они не должны есть плоды только с одного дерева — дерева познания добра и зла. Если они съедят плоды с этого дерева, но " смертию умрут" (см. Быт. 2: 15-17).

Искушаемая змеем, Ева съела запретный плод, а вслед за ней и Адам. Когда Бог увидел, что произошло, то последствия наступили незамедлительно. Адам и Ева стали смертными и получили кроме того другие наказания: боль женщины при родах, добывание хлеба в поте лица, а также изгнание из самого рая (см. Быт. 3: 1-19).

Бог обозначил границы, в рамках которых могли действовать Адам и Ева, и когда они решили нарушить или преступить эти границы, им пришлось понести наказание. Однако Бог ввел эти ограничения лишь после того, как продемонстрировал Свою любовь, позаботившись об удовлетворении всех их нужд — физических, эмоциональных, рациональных, социальных, сексуальных и духовных. Введя ограничения, Бог дал Адаму и Еве возможность ответить на Его любовь верой и послушанием.

Родительская забота о детях во многом схожа с этим. Родители ответственны за определение границ для деятельности детей. Это ограничения, которые вы вводите на любящем фундаменте, возведенном ранее. Предписывая ограничения, вы вырабатываете у детей ответственность за действия и поведение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...