Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход востока к сознанию в поединке.




 

 

С

уть восточного подхода к индивидуальному сознанию (душе) и его роли в деятельности вообще (не только боевой) хорошо иллюстрируется в письме практика буддизма Токуана мастеру фехтования Яго Тадзиме Но Хами Муикори (1571 - 1646) "О тайне неподвижной Праджни".

 

Этот документ важен во многих отношениях, т.к. он затрагивает тайны любого искусства в целом. В Японии и Китае, как может быть и в других странах просто технического знания искусства недостаточно для того, чтобы стать настоящим Мастером. Сознание Мастера должно достигнуть определенного состояния, называемого "Мусин" (у - син) - "отсутствие разума". Это означает уход от позиции Я и не - Я; жизни и смерти, добра и зла, бытия и небытия. Значение "Мусин" в определенной степени соответствует понятию "Бессознательное" (в западном понимании).

 

С точки зрения современной философии и психологии это уровень наглядно - действенного мышления (или мышления в действии), когда тело человека становится, так сказать, "автоматом", относительно его собственного сознания (души). Любой человек сталкивается с этим феноменом постоянно. Например, передвижение привычной дорогой на работу проходит именно в этом режиме: обход препятствий, выдерживание направления, пересадки в транспорте и т.п. осуществляются практически без вмешательства абстрактного мышления. Человек "бессознательно сознателен" или "сознательно бессознателен". В свете этого предварительного замечания нижеследующая инструкция Токуана становится более понятной.

 

"В случае фехтования, например, когда противник пытается напасть на вас, ваши глаза сразу же ловят движение его меча, и вы можете последовать за ним. Но как только это случается, вы перестаете владеть собой и, несомненно, потерпите поражение. Это называется "остановкой" (или "пребыванием").

 

Вы, конечно, видите меч, собирающийся поразить вас, но не позволяйте своему уму "останавливаться на этом. Оставьте намерение контратаковать противника в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте его движения, не позволяйте своему уму "останавливаться" на этом, продолжайте двигаться все также навстречу противнику и используйте его атаку, обращая ее против него самого. Тогда и оружие это обрушится на самого противника.

 

Как только разум "останавливается" на каком бы то ни было объекте - будь то меч противника или ваш собственный, сам человек, атакующий вас, манера или размах действия -вы потеряете контроль над собой и, несомненно, становитесь жертвой вражеского меча, когда вы настраиваете себя против него, ваш разум будет прикован к нему. Поэтому даже не думайте о себе". (То есть нужно выйти за пределы противопоставления Я и не - Я).

 

Фехтовальщик, достигший совершенства, не обращает внимания на личность противника так же, как и на свою собственную, ибо он является безразличным свидетелем фатальной драмы жизни и смерти, в которой он принимает самое активное участие. Несмотря на все старания, которые он проявляет или должен был проявить, он выше самого себя, он идет за пределы дуалистического восприятия обстановки, и в то же время он не мистик, увлеченный созерцанием, он в логике смертельной схватки.

 

"Например, на вас напали десять человек, и каждый из них пытается нанести вам удар мечом. Как только вы защититесь от одного, вы перейдете к другому, не позволяя своему разуму "останавливаться" на ком - либо. Как бы быстро не следовал один удар за другим, вы не станете сражаться сразу с двумя. Таким образом, вы последовательно и успешно разделаетесь с каждым из десяти. Это возможно только тогда, когда разум движется от одного объекта к другому, когда ничего его не "останавливает" или не порабощает. Если разум не способен двигаться таким образом, он, непременно, проиграет игру где - ни будь между двумя схватками".

 

Например, буддийское божество кванион босяцу (авалокитенвара) иногда изображается существом с тысячью рук, каждая из которых держит определенный предмет. Если его разум "остановится" на стрельбе из лука, все остальные девятьсот девяносто девять рук окажутся совершенно бесполезными. Только потому, что его разум "не останавливается " на работе одной руки, а движется от одного инструмента к другому, все его руки оказываются предельно полезными.

 

Говоря современным языком, все предоставляется бессознательной деятельности туловища и конечностей (В смысле, сознательное не контролирует движения), когда сам разум не останавливается ни на одном объекте, ни на одной точке. Это бессознательное вторгается а область рефлексивного слоя сознания, когда сознание теряет самое себя (то есть самосознание), повинуясь приказам бессознательного. В случае боевого взаимодействия человек должен освободиться от всех мыслей, связанных с жизнью и смертью, выигрышем и ли потерей, добром и злом, отдавшись силе, которая скрывается в тайниках его существа.

 

Например, по утверждению идеологов кюдо (япон. - искусство стрельбы из лука) стрелку принадлежит второстепенная роль посредника и исполнителя действия, которое происходит в некоторой степени без его участия. Стреляет "дух" или "сам Будда". Самурай не должен был думать в процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в нее - только "дух" хочет стрелять, "дух" стреляет и "дух" попадает, говорили идеологи кюдо.

 

Такое состояние достигается путем медитации. Медитацией называется интенсивное глубокое размышление в процессе сосредоточения на объекте с устранением всех рассеивающих факторов.

 

В первой фазе медитации, предшествующей, например, спортивному поединку, достигается измененное состояние сознания за счет сосредоточения его на каком - либо одном объекте (при полной мышечной релаксации) - "одноточечное сознание" (китайск. "и - нянь - синь"). Физиологически это приводит к торможению коры головного мозга с сохранением очага возбуждения. В следующей фазе медитации достигается "пустотность" сознания (китайск. "чжень - кун") - состояние безмыслия или в терминах современной психологии "остановка внутреннего монолога", когда объект "одноточечного сознания" исчезает из рефлексивного слоя сознания.

 

Таким образом, во время поединка задействуется только нерефлексивный слой сознания. Боец не выделяет ни себя, ни противника из ситуации. Поединок почти целиком строится на технических действиях, усвоенных в ходе предыдущих тренировок. Эти действия не требуют контроля сознания, т.к. производятся автоматически: на каждый удар проводится отработанное блокирование; на серию ударов - серия блоков с переходом в контратаку. Темп поединка очень высок.

 

Вхождение в состояние медитации осуществляется еще до поединка, которому предшествует "сидячая" медитация. Аутогипнотизации перед единоборством способствует и выполнение предварительного церемониала, обязательного в восточных боевых искусствах, создающего настроение сосредоточенного ожидания и тем самым условия для развития торможения в коре головного мозга.

 

Непосредственно в ходе поединка медитация и ощущение "отсутствия Разума" поддерживаются ритмом дыхания и связанных с ним ритмическими передвижениями, ударами и блоками.

 

Формальные упражнения "ката" в карате, дзюдо и др. искусствах, кроме технических аспектов, преследуют и цель выработки чувства ритма в поединке. Ритм поединка поддерживается динамикой выполнения технических приемов боевых искусств, где удары и блоки чередуются в комбинациях и проводятся, как правило, на выдохе. Ритм поддерживается дыханием. Ритм же является фактором, освобождающим сознание от логики, то есть феноменологически переводящим его на нерефлексивный уровень, который характеризуется наглядно - действенным и наглядно - образным видами мышления. Эти виды мышления, например, в "кэмпо тай цзи цюань" носят название: "Размышление в действии. Действие в размышлении". То есть мастер карате бессознательно пробует одну за другой отработанные стереотипные технические комбинации, чему способствует много вариантность и техническая обусловленность в карате мгновенных переходов от ударов к блокам или к другим видам ударов. Поединок практически целиком управляется нерефлексивным уровнем сознания, то есть бессознательным.

 

Итак, подход человека Востока к организации функционирования индивидуального сознания бойца в поединке можно сформулировать следующим образом. Рассматривая человека и окружающий его мир как единое неразрывное целое, Человек Востока старается сохранить это единство в любой ситуации за счет устранения оппозиции Я и не - Я путем "отключения" рефлексивного слоя сознания, переходя на наглядно - действенный и наглядно - образный виды мышления.

 

 

 

                

 

Используемая литература:

 

 

1. “ Кемпо – традиция воинских искусств “, Москва, 1990 г.

2. Философия, курс лекций. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС «, 1997 г.

3. Карате-до. С.Лапшин, Донецк, 1991 г.

4. “ Диалог о боевых искусствах востока “, В.Фомин, И.Линдер. Москва, «Молодая гвардия «, 1990 г.

5. Боевое искусство планеты. № 2, 1994 г. Москва, “ Здоровье народа “

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...