Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование чувствительных анализаторов в коррекционной работе с аномальными детьми.




 

Коррекция осязания Познавательные возможности осязания: характеристика формы, величины, фактуры материала, качества поверхности, определение температуры, веса тактильным способом. Первые впечатления ребенок получает через ощущения от прикосновений, которые сообщают ему о том. что происходит вокруг. Тактильную информацию об окружающем мире малыш воспринимает через физический контакт, например, когда его пеленают, баюкают, поглаживают, целуют. Он выражает свое удовлетворение (или неудовлетворение) физическим действием. Идет процесс познания, который рождает сознание. Ощущения от прикосновений дополняются визуальными и слуховыми впечатлениями. К осязанию относятся тактильные, температурные, барические, болевые ощущения, т.е. те, что воспринимаются кожей, площадь которой у человека в среднем 2 кв. м. (некоторые к осязанию относят также вибрационные ощущения, чувство препятствия у незрячих). Природная потребность в тактильных ощущениях велика. Основные задачи развития и коррекции осязания: различение структуры и качества поверхностей. Коррекционные приемы и методические указания: переходить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубой структурой материала и гладкой. Зрячие дети выполняют упражнения с закрытыми или завязанными глазами. Осязанием, как средством самокомпенсации, активно пользуются не только люди с нарушением зрения, но и слуха, речи, интеллекта, познавательные движения руки следует целенаправленно использовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве с новыми предметами, сравнении различных объектов. Особо важное значение имеет организация осязательной деятельности при восприятии и изучении формы предмета, букв, цифр, геометрических фигур, которые в целом ряде случаев легче усваиваются посредством ощупывания, чем зрительно. Все больший авторитет в коррекционной работе со всеми категориями детей завоевывает тактильная стимуляция, которая способствует оживлению аутичного ребенка и установлению с ним контакта. Раздражение правой стороны туловища приводит к активизации левого полушария, и наоборот. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, перерабатывает информацию аналитически и последовательно, отвечает за развитие речи. Правое полушарие держит под контролем левую половину тела, анализирует информацию одновременно и целостно, обеспечивает зрительный и пространственный праксис, оно связано с интуицией и творческими способностями. Каждое полушарие имеет сильные и слабые стороны, каждое вносит свой вклад в формирование и развитие мышления и сознания. Тактильная стимуляция не только повышает чувствительность отдельных участков тела, которые передают сигналы в кору головного мозга, «будят» дремлющие клетки, но и позволяет ребенку уютнее почувствовать себя в своей «шкуре» (коже). Тактильную стимуляцию, кроме разнообразных массажных движений рук — поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание, похлопывание — можно проводить с помощью меха, кисточки, щетки, перышка, губки, ваты и т. п., а также использовать фен, вызывая холодный, теплый, горячий потоки воздуха, втирать крем, расчесывать, щекотать, покалывать. Такие реакции, как улыбка, моргание, вздрагивание, поворот и пр. (особенно при детском церебральном параличе, моторной алалии, раннем детском аутизме), не являются самоцелью, но по ним можно контролировать ощущения ребенка. Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ребенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям в них, У ребенка развиваются психомоторные навыки. Посредством осязания человек дополняет, расширяет и уточняет информацию, полученную при помощи других анализаторов. Развитое осязание очень значимо для многих видов профессионального труда, предметно-практической, художественной, музыкальной деятельности.

Коррекция обоняния и вкуса. Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание предмета по запаху и вкусу; установление степени приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определение качества запаха и Вкуса, температуры и качества поверхности съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; Использование запаха при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происходящих событиях и др. С эволюционной точки зрения органы обоняния являются самыми древними органами чувств. Они обеспечивают самую короткую и надежную связь между окружающим миром и мозгом, несмотря на передачу 2% информации. Если зрительные и слуховые раздражители предварительно преобразуются, прежде чем дойдут до мозга, то рецепторная клетка; которая уловила в носу молекулу ароматического вещества, посылает сигнал без промежуточных «станций» прямо в обонятельный центр мозга. Он находится в теснейшем контакте с центрами, отвечающими за память и обеспечивающими сексуальное и эмоциональное возбуждение. Именно этим объясняются ситуации, когда, казалось бы, случайный аромат вдруг вызывает у человека необыкновенно сильные чувства и переживания. Это обстоятельство используется при работе с афазиками, дементными больными. Подбирая соответствующие сочетания запахов, можно вернуть ощущения, которыми они наслаждались прежде, и тем самым актуализировать прошлый опыт. Сила этого сенсорного анализатора в том, что он непосредственно влияет на подсознание. Буддийская мудрость гласит: «Приятный запах наполняет энергией, озаряет лицо улыбкой и удлиняет жизнь». Мы можем закрыть глаза, заткнуть уши, но не дышать не можем. Общая площадь рецепторов, реагируюших на запахи, у человека составляет 5 кв. см. Человек вооружен 30 млн. «обонятельных» клеток, которые обновляются каждый месяц. Специалисты выяснили, что ребенок обладает обонянием еще до рождения (зародыш может «чувствовать», если мать курит или ест острую пищу). Дети с особенностями психофизического развития часто воспринимают вкусовые и обонятельные раздражители пассивно и не могут дифференцировать. Гиперчувствительность же свойственна эгоцентрикам. Мы подразделяем запахи на «плохие» и «хорошие», определяем их в соответствии с нашими собственными ассоциациями. Последние разработки «изобретателей ароматов» призваны дать ощущение покоя — они источают свежий запах чистого белья и аромат уютного дома, где тебя любят и ждут. Правая ноздря связана с активизирующими структурами, левая — с расслабляющими. Когда проходимость обоих ходов одинакова (нет полипов, значительных искривлений носовой перегородки или других аномалий) — у человека гармоничное Дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (активнее дышит правая) — человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая — не избежать вялости, подавленности. В последнее время все шире и шире распространяется ароматерапия — использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Ароматерапия на фоне музыки снимает спастику у детей с ДЦП. Хотя масса человеческого мозга составляет всего 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает не менее 20% всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности центральной нервной системы. Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития человека.

 

Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Содержание коррекционной работы раскрывается в учебных программах, поэтому для каждого учащегося определяется индивидуальная программа обучения с учетом зоны ближайшего развития.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Для детей с нарушениями двигательной сферы характерны несформированность зрительно-моторной координации (несогласованной работой руки и глаза), которая особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребёнок следит глазом за пальцем, которым определяется последовательность букв, слогов, слов. Такие учащиеся часто не в состоянии удерживать рабочую строку при чтении и письме, поскольку соскальзывают с одной строки на другую. В результате они не понимают смысла прочитанного, не могут проверить то, что они написали, на уроках трудового обучения таким детям трудно правильно расположить материал, прикрепить выкройку, стойкие затруднения вызывают конструирование, овладение навыками самообслуживания. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны, в сложении целого из частей. Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе изучения математики: при изучении состава числа дети не могут представить его в виде отдельных групп предметов. Для коррекции этих нарушений мною подбирается индивидуальный объем и способы выполнения задания, учитываются двигательные нарушения, быстрая утомляемость, варьируются формы выполнения задания: используются карточки, разлинованные альбомы, прописывание по карандашу, применение приёма письма «рука в руке». Часто я использую коррекционные задания на раскрашивание клеток карандашами разного цвета, штриховку, обводку рисунка по точкам, «зеркальное рисование», шнуровку, работу с шаблонами и трафаретами. При обучении чтению мною используются специальные закладки с прорезями, позволяющими фиксировать слово, строку, предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Коррекционная работа в данном случае направлена на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...