Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение специальных правил общения со слабослышащими людьми




Независимо от причины, вызвавшей тугоухость, при общении со слабослышащим человеком, необходимо соблюдать следующие правила:

· перед началом разговора слегка прикоснитесь к руке человека, чтобы обратить на себя внимание;

· убедитесь, что слуховой аппарат включен и нормально работает;

· так как слабослышащий человек плохо воспринимает речь, если есть звуковые помехи, во время разговора устраните посторонние звуки в помещении (выключите телевизор или радио, закройте окно или дверь, попросите не разговаривать других людей, находящихся в помещении и т.п.);

· многие слабослышащие хорошо читают по губам, поэтому, разговаривая с человеком, располагайтесь лицом к лицу, чтобы он мог видеть движения ваших губ и выражение лица, не прикрывайте рот рукой во время разговора, стойте так, чтобы ваше лицо было хорошо освещено;

· при разговоре расстояние между говорящим и слушающим не должно быть более 2 м;

· говорите медленно, внятно и немного громче, чем обычно;

· говорите короткими фразами, небольшими смысловыми блоками, избегайте лишних слов, слов паразитов; после каждого из них убедитесь, что собеседник вас понял;

· не произносите слова неестественно, намеренно по слогам и не кричите;

· разговаривайте чётко и спокойно - это помогает человеку, который читает по вашим губам, лучше Вас понять;

· не повторяйте одно и то же слово несколько раз;

· старайтесь произносить предложения монотонно - не понижайте голос в середине или в конце фразы;

· используйте жесты и мимику для того, чтобы помочь объяснить, о чём Вы говорите;

· если человек плохо слышит на одно ухо, то необходимо расположиться со стороны его лучше слышащего уха;

· если человек Вас не понимает - пишите сообщения на бумаге;

· если Вы видите, что человек не понял Вас, измените слова, а не громкость Вашего голоса. Крик иногда только ещё больше огорчает человека, и он всё равно не может понять, о чём Вы говорите;

· будьте доброжелательны при разговоре со слабослышащим, иначе он может обидится на вас и не захочет продолжать разговор;

· высокие тоны также трудно воспринимаются человеком, имеющим проблемы со слухом;

· старайтесь в присутствии слабослышащего человека не разговаривать с другими людьми шепотом или тихо - это может вызвать раздражение или обидеть его; он может увидеть в этом какой-нибудь злой умысел или насмешку над собой;

· в экстренной ситуации не забудьте помочь людям со сниженным слухом, потому что они могут не услышать сигнал или указания к действию.

Под термином «кохлеарная имплантация» подразумевается вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва.

Все кохлеарные импланты представляют собой биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразование звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путем непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Исследования в области электрической стимуляции слуховой системы насчитывают многие десятилетия, однако, лишь в течение последних 30 лет были разработаны имплантируемые устройства, предназначенные для длительной электрической стимуляции у человека. И уже за эти годы был отмечен существенный прогресс, одноканальные системы были вытеснены многоканальными системами со сложными стратегиями кодирования речевой информации.

Кохлеарный имплант обычно обеспечивает:

1. Восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к порогам слышимости, т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи. При этом следует заметить, что для реализации этих возможностей требуется адекватная настройка речевого процессора кохлеарного импланта квалифицированными специалистами, а также необходимы занятия с подготовленными сурдопедагогами по специальным индивидуальным программам для обучения и привыкания к новому «слуховому» восприятию;

2. Значительное улучшение в определении нормальных, ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь или дверной звонок, звуки мотора или гудка, телефонные звонки, музыка и др.;

3. Психологический «прорыв» в мир звуков. В результате кохлеарной имплантации люди, страдающие полной глухотой, начинают слышать.

Недостатком метода является значительная межиндивидуальная вариабельность результатов улучшения слухового восприятия речи после кохлеарной имплантации. Несмотря на то, что был выявлен целый ряд факторов, существенных для прогноза восприятия речи имплантированными больными, точный прогноз, в настоящее время невозможен.

В настоящее время оториноларингология располагает достаточно эффективными средствами восстановления слуховой функции у большей части детей, страдающих острым и хроническим гнойным средним отитом, сухим перфоративным отитом, экссудативным и адгезивным средним отитом, а также врожденными пороками развития наружного и среднего уха. Однако эти больные составляют лишь 20 проц. от общего числа детей с социально непригодным слухом. Основная же группа тугоухих и глухих детей - больные с сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено эффективных средств.

Важнейшим и нередко единственным средством социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха является слухопротезирование (электроакустическая коррекция). Ежегодно в Российской Федерации нуждаются в слухопротезировании 150 тыс. детей.

Слухопротезирование у детей во многом отличается от электроакустической коррекции у взрослых. У взрослого при электроакустической коррекции нарушения слуха требуется восстановить способность узнавания речевых сигналов, а у детей - способность к обучению речи. Для узнавания речевых сигналов достаточно частотной информации об акустических характеристиках, тогда как для обучения речи требуется полная информация об акустических свойствах речевых сигналов.

При подборе слухового аппарата (СА) взрослым преобладает субъективная оценка ими эффекта от СА. У детей субъективная оценка не всегда достаточно достоверна. Наибольшие сложности возникают при слухопротезировании у маленьких детей. Если усиление звука слишком велико, возникает опасность акустической травмы внутреннего уха, если мало - СА не будет выполнять свою функцию.

Необходимость слухопротезирования определяет оториноларинголог или сурдолог после аудиологического обследования ребенка. Электроакустическая коррекция слуха проводится в сурдологических центрах, лабораториях и кабинетах слухопротезирования. Слухопротезирование проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Разработка и внедрение компьютерных систем анализа (КСА) - принципиально новый, можно сказать революционный, шаг в слухопротезировании. Это дало возможность автоматизировать процесс подбора СА и имеет особое значение в детской практике.

С помощью КСА возможно выбирать тип СА; тестировать выбранный СА; провести точную настройку (подгонку) выбранного СА на ухе пациента в режиме его непосредственного использования.

Для соединения СА с ухом больного используется ушной вкладыш (УВ). От его формы, качества и особенностей во многом зависит эффект слухопротезирования. Неплотное прилегание УВ к стенкам наружного слухового прохода приводит к возникновению акустической обратной связи (свист), образующейся между телефоном и микрофоном СА. Поэтому в большинстве случаев, особенно когда требуется большое акустическое усиление, следует рекомендовать больному изготовление индивидуального УВ. Индивидуальные УВ особенно важны в детской практике, в первую очередь у маленьких детей, так как стандартные УВ приводят обычно к неудовлетворительным результатам электроакустической коррекции слуха даже при использовании качественных СА.

После изготовления индивидуального УВ наступает сурдологопедический этап. Его проводит сурдопедагог, задачей которого является обучение ребенка пользованию СА, при необходимости - чтению с губ. Сурдопедагог производит оценку степени эффективности слухопротезирования.

Следующий этап - адаптационный. Продолжительность его зависит от возраста ребенка и степени тугоухости. В течение этого времени ребенок и его близкие осваивают правила эксплуатации СА. После окончания этого этапа или в случае неэффективности СА ребенок с родителями вновь приходит к сурдологу для обследования.

Заключительный этап - конечная цель слухопротезирования. Он продолжается в течение всего времени пользования СА. Тугоухий ребенок не реже 1 раза в 6 месяцев, а при необходимости и чаще должен быть осмотрен сурдологом для контрольной аудиометрии, решения вопроса о замене индивидуального вкладыша и, если нужно, подгонки СА на КСА.

Таким образом, наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления на аудиологическое обследование. Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...