Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка, 2)установление аутентичности, 3)выдача согласия




Подготовка проекта договора. Его готовят либо участвующие стороны, либо (если планируется многосторонний договор) делается это по линии ООН: проект может готовиться в комитетах Генераль­ной Ассамблеи ООН или в специальных органах этой организации (по правам человека, по международному праву, по космосу и т.п.); могут быть также созданы рабочие группы, куда включаются извест­ные юристы.

Переговоры по рассмотрению проекта договора. В них участву­ют представители сторон, действующие на основе инструкций, полу­ченных от своего государства. На этой стадии стороны стремятся к тому, чтобы текстдоговора в окончательном виле наиболее полно со­ответствовал их национальным интересам (тому, что записано в ин­струкциях). Здесь многое зависит от профессионализма представите­лей: отсутствие такового может либо завести переговоры в тупик, либо вообще их сорвать.

Прежде чём представители государств приступят к переговорам с целью заключить соглашение, они обмениваются полномочиями,. из которых видно, что они действительно уполномочены конституцион­ным органом договариваться по конкретному вопросу и имеют право подписать или парафировать достигнутую договоренность.

Если переговоры многосторонние, то полномочия сдаются в сек­ретариат конференции. Там их анализируют и сообщают публично участникам, что все они действительно уполномочены на ведение переговоров. Далее, если конференция проходит под эгидой ООН, то полномочия по завершении работы направляются в Секретариат ООН; если же под эгидой ЕС, ВТО и т.п. — то в соответствующие секретариаты или договорно-правовые отделы этих организаций.

Если же переговоры проходили в столице одного из участников, тс полномочия могут поступить в МИД этой страны.

Подписание (парафирование) договора происходит в случае согласия сторон с его содержанием. На этой же стадии делаются оговорки к тексту изъявления.

Важные по своей сути договоры подлежат ратификации. Требование об этом записывается в заключительных положениях соглашения. Ратификацию осуществляет компетентный орган государства. Ратификация означает одобрение. Ратифицируется только весь текст договора. После ратификации стороны обмениваются ратификационными грамотами. После этого, как правило, договор вступает в силу. Если он многосторонний, т.е. участников много, то ратификационный грамоты направляются стране-депозитарию (о чем договариваются заранее). Когда необходимое число ратификационных грамот получено, о чем записано в заключительных положениях договора, и соблюдены возможные иные условия, страна-депозитарий сообщает участ­никам договора, что он вступил в силу.

Зак-во РБ – Конституция (ст.8 – принципы, закон «О международных договорах РБ»).

 

23. Условия вступления международных договоров в силу. Опубликование и регистрация международных договоров.

Условие выражает волю участников договора к тому, чтобы их обязательства начались (отлагательное условие) или прекратились (резолютивное условие), если произойдет (утвердительное условие) или не произойдет (отрицательное условие) определенное событие, событие в будущем и объективно неизвестное.

Характерный пример — ст. 4 Североатлантического пакта от 4 ап­реля 1949 г. о создании блока НАТО: «Договаривающиеся стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независи­мость и безопасность любой из договаривающихся сторон окажутся под угрозой».

Сами определите, насколько события в Югославии угрожали не­зависимости и безопасности стран НАТО, когда самолеты этой орга­низации наносили в 1999 г. удары по Югославии.

Последствия для государства, связанные с условием договора, могут наступить или не наступить в зависимости от квалификации «толкователей». Поэтому во всех государствах большое значение уде­ляется договорно-правовой службе, от квалификации которой зависят от принимаемых государством обязательств, момент их реализации и тяжесть последствий.

В современной практике для вступления соглашений в силу принято регистрировать их и публиковать по линии ООН. Это позволяет всему мировому сообществу быть в курсе того, что происходит в международном правопорядке.

Регистрация международных договоров международными организациями, имеющая своим официальным назначением пресечь тайную дипломатию, возникла после Первой мировой войны. По Уставу Лиги Наций, регистрациямеждународных договоров была предоставлена секретариату Лиги Наций. Устав Организации Объединенных Наций требует регистрации всеми членами ООН в Секретариате ООН заключаемых ими международных договоров и соглашений. Однако, отсутствие регистрации не влияет на юридическую силу договора.

 

24. Оговорки к международному договору, их юридическое значение.

Оговорки могут допускаться к определенным положениям догово­ра, но как правило, не к основным. Вы не можете сделать оговорки к тем положениям, которые создают обязательства в отношении партнеров по договору и оставить для себя только права.

Оговорка участника договора к какой-либо его статье делает для него эту статью необязательной. Она может относиться не только к сути договора, но и к кругу его участников.

Возможны также оговорки в виде «заявления о толковании» Иными словами, сторона заранее, во избежание недоразумений в будущем, излагает свое понимание конкретного положения договора. Необходимость в этом возникает в силу того, что в ходе согласование позиций сторон статья договора могла приобрести неясный или двусмысленный характер. В поисках компромисса это случается довольно часто.

Оговорки возможны только при подписании договора, они становятся его частью и подтверждаются при ратификации. Поскольку оговорки сделаны во имя обеспечения особых интересов государства, нет препятствий к тому, чтобы парламент этого государств; их устранил в момент ратификации.

Другие стороны договора не связаны оговорками в отношении государства, которое их сделало. Из этого можно заключить, что оговорки невозможны к двусторонним договорам. Иной вывод: каждая оговорка ослабляет значение договора.

 

25. Способы модификации международных договоров.

Изменение (если предусм. в самом договоре,

Поправка (при согл. всех уч-в)

Пересмотр (сущ-е изм-е)

 

26. Основания, формы и последствия недействительности международных договоров.

Основания (ст.46-53 ВК69):

1)нарушение внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения,

2)ошибка (48),

3)под влиянием обманных действий (49),

4)подкуп представителя (50),

5)принуждение/угроза (51),

6)угроза силы/применения,

7)противоречие принципам

Формы:

- относительная (1,2,3,4),

- абсолютная (5,6,7).

Последствия – полное освобождение от обязанностей по договору или с согласия пересмотр всего или в части.

 

27. Действие международных договоров во времени и пространстве, в отношении третьих государств. Делимость международных договоров.

Время:

1)срочные, 2)неопр.-срочные (автоматич продление после опред. срока, пока не выйдет), 3)бесср.

Территория:

1)универсальные, 2)региональные, 3)субрегиональные, 4)локальные

Действие договора. Законным образом оформленные договоры имеют силу закона. Но эту силу они приобретают за счет рецепции (от лат. receptio). Рецепция — это воспроизведение во внутригосударственных нормативных актах формулировок международно-правовых документов. Даже конституционное признание примата внешней правовой нормы над внутренней не допускает ее автоматического действия в границах государства, хотя и дает возможность ссылаться на не в юридических спорах. Дело в том, что только внутренняя норма а создает механизм реализации нормы внешней.

Договоры обязательны только для его участников. Этот принцип бесспорен. Они, однако, могут затрагивать интересы третьих стран и вызывать протест с их стороны. Так, по договорам 1841, 1856 1871 годов проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты для прохода военных судов. США энергично протестовали против этого, но безрезультатно. Любопытно в этом случае также положение Швейцарии, которая не является членом ООН, но на территории которой находятся многочисленные учреждения этой организации. Решения ООНмогут (теоретически) затрагивать интересы Швейцарии, но на прак­тике коллизий не возникало.

Если третье государство признало положения договора, то это не о значает его участие в нем. Сколько бы Россия ни признавала положения Североатлантического пакта, членом его она так и не станет, поскольку, по сути мы признаем не сам договор, а ситуацию, возникающую из него. Общий принцип в этом случае такой: «Договоры невредят и не благоприятствуют третьим сторонам».

Действия третьего государства, направленные как на аннулирование договора, так и на возмещение убытков, допустимы только в том случае, если в самом договоре содержится какое-либо определенное нарушение прав этого (третьего) государства.

Из договора могут возникнуть не только негативные, но и благоприятные последствия для третьих стран. Эти страны, однако, не.могут требовать от сторон выполнения договора, поскольку в отношении их такие последствия правовой силы не имеют.

Для того, чтобы третье государство могло стать участником договора, нужно желание договаривающихся сторон вступить с этим государством в необходимые правоотношения.

 

 

28. Прекращение международных договоров и приостановление их действия.

Основания прекращения действия договора возникают иногда ipso jure (путем применения правовой процедуры) или прямым путем по согласию всех участников либо по требованию одной из сторон. В этом случае действие договора прекращается в целом вместе с констатацией причин (СЭВ и Варшавский договор).

Возможно также прекращение действия договора косвенным путем: заинтересованная сторона осуществляет свое право считать договор прекратившим действие. В международно-правовой практике имеются следующие способы прекращения действия договора:

1. Согласие сторон или замена договора на его новый вариант.

2. Прекращение в связи с достижением целей, поставленных в договоре.

3. Отказ (суть этого акта рассматривалась выше).

4. Истечение срока действия договора.

5. Денонсация (объявление о прекращении действия договор;
Возможность денонсации, как правило, заключается в самом договоре. Фактически это ведет к соглашению участников договора о прекраще­нии его действия.

6. Прекращение существования субъектов. Типичный пример: с ликвидацией ГДР потеряли силу договоры, в которых она была сто­роной, точнее — они перешли от ГДР к объединенной Германии.

7. Невозможность исполнения договора.

8. Резолютивное условие — оговорка rebus sic stantibus (об изме­нившихся обстоятельствах). Договор, скажем, был рассчитан на мир­ные условия жизни, но началась война. Обстоятельства изменились таким образом, что государство не имеет возможности исполнять свои договорные обязательства. Кстати, по окончании войны мирные дого­воры восстанавливают прежние договорные отношения.

Клаузула «rebus sic stantibus» предполагает наступление новых, притом существенных обстоятельств, которые лишают договор смыс­ла. Это положение заимствовано из доктрины гражданского права, со­гласно которой договор остается в силе до тех пор, пока сохраняется соответствующая обстановка, и что будто бы такое условие содержит­ся в любом договоре, хотя бы прямо это и не было в нем выражено.

Международное право запрещает одностороннее произвольное расторжение международных договоров. Клаузула тесно связана с диалектикой развития международной жизни, с изменившимися условиями. Отказ от международного обязательства допустим только в случае, если он обусловлен непреложными объективными факторами развития международных отношений.

9. Неисполнение договора одной из сторон.

Нетрудно предположить,- что неисполнение положений договора (всего или части его) какой-либо стороной не проходит для этой сто­роны бесследно, особенно если за этим стоят материальные или иные интересы других участников. Возникает проблема международно-пра­вовой ответственности государства-нарушителя. Именно неизбеж­ность ответственности субъекта любого правопорядка за свои не­правомерные действия делает в конце концов, право (любое) эффективным.

 

29. Обеспечение выполнения международных договоров.

 

30. Понятие гражданства. Способы приобретения и утраты гражданства в международном праве.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физиче­ского лица с определенным государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обя­занности определяются национальным законодательством государства: конституцией и законами.

Гражданин, находящийся за пределами своей страны, сохраняет юри­дическую связь со своим государством: продолжает обладать всеми пра­вами, которыми он наделен в своем государстве, и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство же, в свою оче­редь, руководствуясь национальным законодательством и международ­ным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государ­ственную (дипломатическую и иную) защиту при нахождении за грани­цей. В особых случаях, оговоренных в международных договорах, чело­век имеет право обратиться за восстановлением и защитой своих нару­шенных прав в международные организации.

Понятие "гражданство" шире понятия "подданство", которое ис­пользовалось в феодальную эпоху и эпоху становления капиталистиче­ского общества. Подданные в монархических странах имели весьма ог­раниченные политические права (или не имели их вовсе в колониальных странах), не участвовали в формировании и деятельности органов госу­дарственной власти и управления. С развитием капитализма институт подданства постепенно изменялся или заменялся институтом граждан­ства.

Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), по­жалования и на основе международного договора.

Приобретение гражданства по рождению основано на:

принципе "права крови", согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зави­сит от места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);

принципе "права почвы", согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, не­зависимо от гражданства его родителей (многие страны Латинской Аме­рики);

сочетании обоих принципов (смешанный принцип), согласно кото­рому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, ро­дившиеся на территории страны, применяющей принцип "права почвы" (Англия, Индия, США, Франция и др.).

Приобретение гражданства в порядке натурализации может быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гра­жданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступ­лении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего граж­данство другого государства или вообще не имеющего гражданства. На­турализация осуществляется либо постановлением высшего органа госу­дарственной власти (в России - постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе - суверенное право государства.

Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания (ценз оседло­сти): в России - 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое; во Франции и США - 5 лет; в Англии и Норвегии - 7 лет; в Ис­пании - 10 лет и др.; знание языка данного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста (18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя (США) и др.

Реинтеграция - восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Восстановление граждан­ства России предусмотрено ст. 30 Закона "О гражданстве РСФСР".                    1

Пожалование гражданства - предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся гражданином ино­странного государства. Так, некоторым космонавтам СССР, летавшим в космос с гражданами некоторых бывших соцстран, присваивалось по­четное гражданство этих стран. Почетное гражданство России при сваивается согласно ст. 8 Закона "О гражданстве РСФСР".

Приобретение гражданства на основе международных договоров имеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, со­глашений по репатриации, специальных соглашений по территориа­льным вопросам, касающимся перехода части территории от одного го сударства другому (цессия), обмене отдельными участками территории, продаже части территории.

При территориальных изменениях возможны:

оптация - добровольный выбор гражданства путем подачи индиви­дуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государст­ва, которому передается территория его проживания. Если оптант жела­ет сохранить гражданство государства, передающего территорию, то он должен быть переселен в государство своего гражданства в установ­ленные договором сроки с сохранением своих имущественных прав и компенсацией за оставляемую недвижимость. Оптация имела ме­сто после второй мировой войны по Договору между СССР и Чехосло­вакией о Закарпатской Украине 1945 г., по Мирному Договору с Ита­лией 1947 г. при передаче островов, отошедших от Италии к Греции и Югославии;

трансферт - автоматическое изменение гражданства, когда вместе с переходом территории автоматически изменяется гражданство неза­висимо от согласия или несогласия населения переходящей территории. Фактически трансферт был осуществлен при объединении ГДР с ФРГ.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению лица; при натурализа­ции; при лишении гражданства. Несмотря на то что международное право запрещает лишать гражданства, высшее руководство КПСС часто прибегало к лишению гражданства и высылке за границу лиц, осмелив­шихся критиковать существовавший политический режим в СССР.

 

 

31. Безгражданство и двойное гражданство. Правовой статус апатридов и бипатридов.

Двойное гражданство — пребывание лица одновременно в граждан­стве двух или более государств (Россия, ФРГ, Израиль и др.). Такое по­ложение может возникнуть при натурализации или при рождении ребен­ка на территории государства, применяющего принцип "права почвы", у родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип "права крови", а также в силу закона.

Согласно ст. 62 Конституции России гражданин России может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России. При этом наличие у россиянина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором России. Не исключено, что двойное граждан­ство может создать для человека дополнительные трудности: обязанность нести воинскую службу сразу в двух государствах, платить налоги двум государствам и др.

С точки зрения национального права для государства второе граж­данство его гражданина не имеет значения, ибо зачастую применяетсяпринцип "эффективного гражданства": лицо с двойным гражданством; признается гражданином того государства, на территории которого оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами человека. Здесь же, как правило, это лицо несет и воин скую службу.

Безгражданство - положение лица, которое не состоит в гражданстве никакого государства. Такие лица не имеют устойчивой правовой связи ни с одним государством и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства. Безгражданство может возникнуть в случаях: когда лицо вышло из гражданства своего государства и еще не приобрело гражданства другого государства; при вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа, а сама женщина имеет гражданство страны, руководствующейся принципом "жена следует гражданству мужа".                                                                       I

В определенной мере права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. определяет, что"личный статус апатрида определяется законами страны его домициля 1 или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания" (ст. 12); "у каждого апатрида существуют обязательства в отношении i страны, в которой он находится... он должен подчиняться законам и по-1 становлениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общест-1 венного порядка" (ст. 2).

Конвенция обязывает предоставлять апатридам положение, которым пользуются иностранцы (в отношении движимого и недвижимого иму­щества, работы по найму, работы на собственном предприятии, занятия свободными профессиями, решения жилищного вопроса, свободы пере­движения и др.) и собственные граждане (в вопросах авторских и про­мышленных прав, обращения в суд, начального образования, распреде­ления дефицитных продуктов, правовой помощи, трудового зако­нодательства и др.).

Согласно Конвенции 1961 г. государство предоставляет свое граж­данство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства (ст. 1), в том числе найденышу (ст. 2). Государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расо­вым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9). Апатриды могут обращаться с требованиями о помощи к Верховному комиссару ООН по делам беженцев (ст. 11). В России апатриды пользу­ются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным до­говором России (ст. 62 Конституции 1993 г.).

 

32. Понятие иностранцев в международном праве. Виды правового режима иностранцев.

Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства.

Правовое положение иностранцев в государстве регулируется национальным законодательством страны пребывания и нормами международных договоров. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.

Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего Союза.

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установления таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответст-вующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии, и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.

В соответствии с международными договорами иностранец, законно находящийся на территории государства, может быть выслан только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки. Коллективная высылка иностранцев запрещается.

Таким образом, иностранные граждане находятся, с одной стороны, под юрисдикцией страны пребывания и, с другой — пользуются правами и несут обязанности по законам своего государства.

 

33. Право убежища.

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы международного права. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была. Право дипломатического убежища получило договорное оформление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. и некоторых других. Помимо международных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Конституции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

 

34. Понятие и правовой статус беженцев.

Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:

преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;

тяжкого преступления неполитического характера вне страны, дав-шей им убежище;

деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).

Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.

 

35. Дипломатические представительства: состав, структура, функции. Порядок назначения и отзыва дипломатических представителей.

Дипломатические представительства учреждаются государствами при установлении между ними дипломатических отношений. Право назначать дипломатических агентов или иначе — аккредитовать их в другом государстве, — называется активным правом посольства. Ему соответствует пассивное право посольства, т.е. право принимать пред­ставителей иностранных государств, облеченных дипломатическими полномочиями, — право, которое влечет за собой обязанность пред­ставить принятым в этом качестве лицам особые привилегии и имму­нитеты от внутренней юрисдикции.

Состав:

Дипломатически персонал (послы, посланники, советники и т.д.)

Административно-технический персонал (заведующие канцелярией, бухгалтеры, переводчики и т.д.)

Обслуживающий персонал (шоферы, курьеры, швейцары и т.д.)

У дипломатов есть классы( межд.право) и ранги (гос.закон)

Глава диппредставительства – единственное лицо, представляющее своё гос-во в гос-ве пребывания по всем вопросам.

Порядок принятя: просят агреман, принимает решение о назначении и печатает его(обычно). Перед отбытием дают верительную грамоту, подписанную главой гос-ва и скреплённой печатью главы внешнего ведомства, передаёт её чтоб «верили».

Прекращение:

отзыв,

non grata,

разрыв отношений,

война,

прекращение существования одного из гос-в

Функции диппредставительства. Деятельность посольства в соот­ветствии с нормами международного права направлена на:

1) представительство аккредитующего государства в государстве
пребывания или в иной стране по особому соглашению;

2) защиту интересов аккредитующего государства и его граждан в
пределах, допускаемых международным правом;

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в
государстве пребывания, и сообщение о них правительству аккредиту­
ющего государства;

5) поощрение дружественных отношений между представляемым
государством и государством пребывания и развитие их взаимоотно­
шений в области экономики, культуры и науки.

Кроме того, посольства уполномочены выполнять консульские функции.

Посольство может также представлять интересы своего государст­ва при любой международной организации.

 

 

36. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и дипломатических агентов.

Дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляют дипсоставу посольства для обеспечения эффективного выполнения стоящих перед посольством задач. И хотя в общей форме выше мы указа­ли на эти задачи, отметим, что в жизни все гораздо сложнее. И именно жизнь подвела к тому, что нельзя допустить ни малейшей зависимос­ти дипломата от властей государства пребывания.

Независимость эта должна быть абсолютной, ибо только она дела­ет дипломата, обладающего секретнейшей информацией, неуязвимым от происков местных спецслужб. В чем же в основном состоят приви­легии и иммунитеты дипломата?

1. Он обладает личной неприкосновенностью. Его нельзя аресто­вать, даже задержать, разве что только для выяснения личности. Он не может быть обыскан. И он неподсуден по любым делам. Претензии к нему местные власти улаживают по дипломатическим каналам через свое министерство иностранных дел. Его транспортное средство — неприкосновенно. Оно не подле­ жит ни задержанию (аресту), ни обыску, ни тем более реквизиции.

2. Его жилище — неприкосновенно. Власти страны пребывания не могут вторгаться в него ни под каким предлогом. Оно не может быть реквизировано.

3. Он освобожден от всех местных налогов, поборов, сборов, изъя­тий, пошлин и т.п. Багаж, находящийся при нем, не может быть до­смотрен. Дипломат имеет право приобретать отдельные виды товаров без торговой наценки и иных налогов, заложенных в цену товара.

5. Привилегии и иммунитеты дипломата распространяются на членов его семьи. К ним относятся его жена и несовершеннолетние дети. Однако, в соответствии с международным обычаем, его неза­мужняя дочь, с ним живущая и находящаяся на его иждивении, так и остается в статусе дипломатическом независимо от возраста.

Естественно, что заявленный льготный статус не освобождает дип­ломата от платы за конкретные услуги (газ, воду, отопление, телефон и т.п.). Не может он также уклониться от обязательств по контракту, принятых им на себя в личном качестве. Поскольку, однако, трудно определить грань между служебным и личным качеством дипломата (как и члена его семьи), то совет может быть один: постарайтесь не связывать себя никакими обязательствами, которые не будут призна­ны посольством, или требуйте от посольства письменного согласия на отказ дипломату в иммунитете по обязательствам, вытекающим из конкретной сделки, стороной в которой он является.

Естественно, что, предоставляя дипломату такие привилегии и им­мунитеты, принимающее государство вправе ожидать, что тот, в свою очередь, не будет злоупотреблять своим положением и будет уважать законы, следовать правилам, традициям и обычаям этого государства, избегая вмешательства в его внутренние дела. Если же дипломат по­ступает иначе, то его объявляют персоной non grata (нежелательной) и предлагают в разум

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...