Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовое положение Луны и других небесных тел




Поверхность или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, междуна-родной организации, государственной организации, неправительственного учреждения или физического лица. Государства при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряже-нии соответствующих государств. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.

Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. В частности, на Луне и других небесных телах запрещается: установка ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, испытание любых типов оружия, проведение маневров. Однако допускается использование военного персонала для научных исследований или иных мирных целей, использование оборудо-вания для мирного исследования Луны и других небесных тел.

В соответствии с Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются также вы-вод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещаются угроза силой или применение силы и иные враждебные действия или угроза совершения таких действий на Луне или с использованием Луны. На орбиту вокруг Земли запрещается также выводить объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения.

Согласно Договору по космосу 1967 г. государства обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

 Правовой статус космонавтов

В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Согла-шения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонав-тов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.

Принцип неприсвоения космического пространства не исключает осуществления суверенных прав государства в отношении деятельности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве.

Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в кос-мическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируе-мом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаго-временно извещено.

В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник договора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает все меры по спасанию космонав-тов.

Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств

 

85. Правовое регулирование непосредственного телевизионного вещания через искусственные спутники.

Сотрудничество государств в области космической связи обуслов­лено как возрастающими потребностями человечества в средствах ком­муникации на Земле, так и задачами поддержания связи в космосе меж­ду наземными станциями, ИСЗ, орбитальными станциями и пр. Активно развивается спутниковая служба радио- и телевещания, оперативная сис­тема прямой передачи программ через ИСЗ; СССР начал пользоваться прямой связью с 1976 г., позже ее стали использовать Франция, Канада, Индия, США, Япония, ФРГ. Применение космических компонентов по­высило также надежность морской связи и сократило время на органи­зацию спасательных работ. Государства сотрудничают в области косми­ческой связи через международные межправительственные организации МСЭ, ИНТЕЛСАТ, АРАБСАТ и др.; широко используются националь­ные системы спутниковой связи.

При организации прямого непосредственного вещания с использова­нием ИСЗ необходимо считаться с тем, что вещание на территорию дру­гого государства через его границы может осуществляться только с его согласия, с учетом его суверенитета и требований принципа невмеша­тельства во внутренние дела.

Резолюция, являясь рекомендательным документом, опирается на ос­новные принципы международного права и специальные принципы от­расли. Она рекомендует государствам осуществлять вещание и пользо­ваться его благами в интересах мирного сотрудничества; воздерживаться от передач, могущих нанести ущерб делу мира или имеющих антигуман­ный характер, осуществлять вещание только при ясно выраженном со­гласии государства, куда направляются передачи; если же государства считают, что передачи нарушают их интересы, они могут противодейст­вовать им в пределах своей юрисдикции в космосе. Государства несут ответственность за всю национальную деятельность в связи с междуна­родным непосредственным телевизионным вещанием, включая деятель­ность правительственных органов, организаций и частных лиц.

 

86. Понятие, источники, принципы международного воздушного права.

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практиче-ского использования воздушного пространства; начали активно осуществ-ляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

 

87. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства. Новые тенденции в правовом режиме.

В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.

Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые полеты, например, для обеспечения чартерных перевозок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...